Арбитражная практика

Решение от 24 февраля 2012 года № А13-84/2012. По делу А13-84/2012. Вологодская область.

Решение

24 февраля 2012 года город Вологда Дело № А13-84/2012

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Селивановой *.*. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Караваевой *.*. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предпринимателя Гацерелии Серг

при участии от заявителя Поповой *.*. по доверенности от 06.12.2011 № 57,

Установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области (далее – Управление, УГАДН) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении предпринимателя Гацерелии Серг (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 09.12.2011 № 101 и приложенных к нему материалов.

В судебном заседании представители Управления заявленные требования поддержали.

В определении суда от 16.01.2012 сторонам была разъяснена статья 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). В связи с отсутствием возражений сторон суд 24.02.2012 завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Предприниматель Гацерелия *.*. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил, в заявлении от 24.01.2012 признал требования Управления, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 156, 205 АПК РФ в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, должностным лицом УГАДН на основании приказа от 02.11.2011 № 361 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), соблюдения нормативных правовых актов, технических стандартов, правил, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте, в связи с поступлением в Управление информации от УГИБДД УВД Вологодской области о совершении 23.10.2011 дорожно-транспортного происшествия с участием автобуса, государственный номерной знак Т 710 ХК/35, принадлежащего предпринимателю Гацерелии *.*.



По результатам проверки административным органом оформлен акт от 09.12.2011 № 103 и старшим государственным инспектором УГАДН Дорониной *.*. составлен протокол об административном правонарушении от 09.12.2011 № 101, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В акте и протоколе отражено, что предпринимателем Гацерелией *.*. осуществляется деятельность по перевозке пассажиров транспортными средствами вместимостью свыше 8 человек с нарушением условий лицензии, а именно:

не обеспечено проведение сверок с управлением (отделом) органа внутренних дел по г. Череповцу о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств, принадлежащих предпринимателю. Документы, подтверждающие проведение сверок (запросы в ГИБДД, ответы на запросы и пр.) не имеются, отсутствуют и проверке не представлены;

не проведено служебное расследование по факту совершенного дорожно-транспортного происшествия в срок до 5 суток, которое произошло 23.10.2011 с участием автобуса, государственный регистрационный знак Т 710 ХК/35, принадлежащего предпринимателю, водите *.*. , работающим у предпринимателя, при котором пострадало 2 человека, согласно «Сведений о дорожно-транспортных происшествиях по вине водителей автобусов по Вологодской области за январь - октябрь 2011 г.», поступивших в УГАДН по Вологодской области (вх. № 883 от 01.11.2011 г.) Документ, подтверждающий проведение такого расследования (акт) не имеется, отсутствует и проверке не представлен;

не ведётся учёт дорожно-транспортных происшествий по форме, установленной законодательством Российской Федерации. Заполнение разделов 1, 2 Журнала в связи с совершённым ДТП с участием транспорта предпринимателя, согласно «Сведений о дорожно-транспортных происшествиях по вине водителей автобусов по Вологодской области за январь - октябрь 2011 г.», поступивших в УГАДН по Вологодской области (вх. № 1883 от 01.11.2011 г.) на момент проведения проверки отсутствует;

не организовано обеспечение водителей путевой документацией. Путевые листы не имеются, отсутствуют и не представлены проверке;

не организована стажировка водителей в порядке и сроки, предусмотренные действующими нормативными документами. Документы, подтверждающие проведение стажировки водительского состава стажировочные листы, допуски к самостоятельной работе и др. ) не имеются и не представлены проверке;

не обеспечено проведение инструктажей с водителями. Документы, подтверждающие проведение инструктажей (инструкции, журнал проведения - инструктажей и др.) не имеются, отсутствуют и не представлены проверке;

не обеспечено проведение технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. График проведения работ по техническому обслуживанию составлены без учета нормативных пробегов; отсутствуют документы, подтверждающие проведение технического обслуживания, согласно представленного графика прохождения ТО, в организациях, обладающих необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой;

не организован контроль за периодическим медицинским освидетельствованием водителей.



Административный орган при проверке пришел к выводу о нарушении предпринимателем статьи 18, пункта 1 статьи 20, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктов 2.2, 2.3.6, 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, пунктов 2.6.5, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.5.2, 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, пунктов 15, 16, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647, пунктов 1.4, 5.1 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного приказом Минтранса России от 26.04.1990 № 49.

В связи с чем, обратился в суд с заявлением о привлечении предпринимателя Гацерелии *.*. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (статья 2.4 КоАП РФ).

В силу абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Из материалов дела видно, что УГАДН по Вологодской области предпринимателю Гацерелии *.*. выдана лицензия регистрационный номер АСС-35-643 от 09.03.2011 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Срок действия лицензии с 14.03.2011 по 13.03.2016.

Обязанность соблюдать условия лицензирования закреплена в статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, определены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, в числе которых соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»); соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (пункт 1 статьи 23).

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности отнесены:

прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;

организация стажировки водителей;

организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;

проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;

регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;

организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

Владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами (пункт 2.3.6); обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (пункт 3.2).

В соответствии с Требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемыми при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет: подбора и распределения водителей для работы на различных категориях транспортных средств, маршрутах и видах перевозок с учетом их квалификации, опыта и стажа работы, дисциплинированности (пункт 2.3.1); организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок (пункт 2.3.2); регулярного информирования водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения (пункт 2.3.3); обеспечения водителей необходимой информацией об условиях движения на маршруте перевозки (пункт 2.3.4); обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию (пункт 2.3.7); обеспечивают безопасность перевозок пассажиров и грузов, для чего обеспечивают водителей необходимыми путевыми документами (путевыми или маршрутными листами, документами на перевозимый груз, графиками движения и т.д.) (пункт 2.6.5).

Пунктом 15 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647, определено, что владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 18 указанных Правил, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного приказом Минтранса России от 26.04.1990 № 49, служебное расследование всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом проводится руководителем автотранспортного предприятия в срок до 5 суток. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, а также по подчиненности (пункт 5.1).

Материалами дела: протоколом от 09.12.2011 № 101, актом от 09.12.2011 № 103, и приложенными материалами подтверждается наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП. Факты правонарушения предприниматель Гацерелия *.*. признал в протоколе и заявлении от 24.01.2012, направленном в суд.

Таким образом, в действиях предпринимателя Гацерелии *.*. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 14.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах требование заявителя о привлечении Гацерелии *.*. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ подлежит удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.

В силу статьи 4.2 КоАП РФ суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, признание предпринимателем своей вины, совершение правонарушения впервые. Отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного правонарушения, в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ суд назначает наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

Решил:

привлечь предпринимателя Гацерелия Серг (место жительства: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Починок, ул. Мира, дом 5, квартира 10, запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей от 07.09. государственный регистрационный номер 304353621200222) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья *.*. Селиванова