Арбитражная практика

Решение от 28 февраля 2012 года № А33-20960/2011. По делу А33-20960/2011. Красноярский край.

Решение 28 февраля 2012 года

Дело № А33-20960/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2012 года.

В полном объеме Решение изготовлено 28 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе су *.*. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Красноярская горно-геологическая компания» (ОГРН 1042441340028, г.Красноярск)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю (ОГРН 1022402651182, г.Лесосибирск)

о признании налоговый орган утратившим возможность взыскания задолженности по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся за 01.01.2005 в местные бюджеты, в сумме 35 528,78 руб. и пени в размере 1 779,40 руб.,

признании действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки с долгом по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся за 01.01.2005 в местные бюджеты, в сумме 35 528,78 руб. и пени в размере 1 779,40 руб., сроки взыскания которых истекли, незаконными,

при участии:

представителя заявителя: Панизник *.*. –по доверенности №01/386-1 от 12.07.2011



при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Заблоцкой *.*. ,

Установил:

открытое акционерное общество «Красноярская горно-геологическая компания» в Арбитражный суд Красноярского края обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю о признании налоговый орган утратившим возможность взыскания задолженности по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся за 01.01.2005 в местные бюджеты, в сумме 35 528,78 руб. и пени в размере 1 779,40 руб., о признании действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки с долгом по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся за 01.01.2005 в местные бюджеты, в сумме 35 528,78 руб. и пени в размере 1 779,40 руб., сроки взыскания которых истекли, незаконными.

Заявление принято к производству суда. Определением от 27.12.2011 возбуждено производство по делу.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (расписка о получении судебных актов по делу от 24.01.2012), для участия в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика. Сведения о дате и месте слушания размещены на сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации 24.01.2012.

Стороны в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили в материалы дела соглашение по фактическим обстоятельствам дела, согласно которому заявитель и ответчик заключили соглашение о фактических обстоятельствах дела. Предметом настоящего соглашения является признание должником открытым акционерным обществом «Красноярская горно-геологическая компания» и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю по состоянию на дату подачи заявления задолженности по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты в размере 35 528,78 рублей, задолженности по пени 1 771,87 рублей.

Соглашение по фактическим обстоятельствам дела в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленное сторонами в материалы дела, принято судом.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Налоговым органом выдана справка №3289 о состоянии расчетов по налогам и сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 16.11.2011, в которой, в том числе, отражены сведения о задолженности общества, в том числе по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01 января 2005 года в местные бюджеты в сумме 35 528,78; 1 779,40 руб. пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет.

Считая действия налогового органа по выдаче названной выше справки без указания информации о невозможности взыскания по причине пропуска сроков для взыскания указанной в ней задолженности в размере 37 308,18, а именно: 35 528,78 руб. по налогу и 1 779,40 руб. пеней, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.



Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Действия по выдаче справки № 3289 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам совершены инспекцией 16.11.2011. С заявлением в арбитражный суд общество обратилось в соответствии с штампом канцелярии Арбитражного суда Красноярского края 20.12.2011, то есть в пределах установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению». Согласно Методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей. Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достигнутое в судебном заседании или вне судебного заседания соглашение сторон по обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме и заносится в протокол судебного заседания.

Стороны в материалы дела представили соглашение по фактическим обстоятельствам дела от 21.12.2011, заключенное в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому стороны признают факт наличия у открытого акционерного общества «Красноярская горно-геологическая компания» по состоянию на 16.11.2011 задолженности по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты в размере 35 528,78 рублей, задолженности по пени 1 771,87 рублей.

Следовательно, в справке № 3289 по состоянию на 16.11.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам отражена реальная задолженность общества по обязательным платежам в общей сумме 37 308,18 руб.

Следует отметить, что Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206, которым утверждена форма справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.09.2009 № 4381/09.

Из соглашения по фактическим обстоятельствам, подписанного сторонами 21.12.2011, следует, что задолженность по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся за 01.01.2005 в местные бюджеты, в сумме 35 528,78 руб. и пени по налогу на прибыль организаций в размере 1 771,87 руб. образовалась до 01.01.2007.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в исключение из общего правила взыскание налога, пеней с организаций, которыми открыты лицевые счета, производится в судебном порядке. При этом пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку задолженность по налогу в сумме 35 528,78 руб. в соответствии с соглашением по фактическим обстоятельствам дела возникла до 01.01.2007, пресекательные, не подлежащие восстановлению, сроки для обращения в суд с заявлением об их взыскании на момент выдачи справки (16.11.2011) истекли.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исходя из указанного положения Налогового кодекса Российской Федерации уплата пени является дополнительной обязанностью налогоплательщика (плательщика сборов) по отношению к уплате налога. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать в отрыве от главного. Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности.

Таким образом, в связи с отказом в удовлетворении заявления о взыскании налогов и сборов требование о взыскании пени в размере 1 771,87 руб., начисленных за просрочку уплаты налогов и сборов, также не подлежит удовлетворению.

Учитывая необходимость отражения в справке реальной информации о состоянии расчетов, предполагающей отражение инспекцией (наряду с размером самой задолженностью) сведений об утрате права взыскания долга, суд считает, что налоговый орган незаконно не указал в справке о состоянии расчетов на наличие утраченной им возможности взыскания суммы задолженности в размере 37 308,18 руб. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. При изложенных обстоятельствах суд признает заявленное налогоплательщиком требование обоснованным в части отражения налоговым органом в названной справке суммы задолженности по налогам, сборам и пени в размере 37 308,18 руб. без указания сведений об утрате возможности ее взыскания налоговым органом в связи с пропуском сроков взыскания задолженности.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом в настоящее время утрачено право на взыскание с налогоплательщика 37 308,18 руб. задолженности по налогу и пеням.

Заявитель просит суд в качестве способа устранения нарушения его прав и законных интересов признать налоговый орган утратившим возможность взыскания задолженности по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся за 01.01.2005 в местные бюджеты, в сумме 35 528,78 руб. и пени в размере 1 779,40 руб.

Согласно части 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Суд считает, что заявленные способ устранения нарушения, а именно: признание налогового органа утратившим возможность взыскания задолженности по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся за 01.01.2005 в местные бюджеты, в сумме 35 528,78 руб. и пени в размере 1 779,40 руб., не может быть применен на основании следующего.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ внесены изменения, вступившие в законную силу 02.09.2010, в статью 59 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающую основание и порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списание. Согласно данным изменениям безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. На основании пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации списание данной недоимки осуществляется налоговым органом в соответствии с Порядком списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными ко взысканию, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, вступившим в законную силу 19.10.2010.

Таким образом, в отношении сумм задолженности, признанных безнадежными ко взысканию, установлен административный порядок их списания, последствием которого является исключение данных сумм из задолженности налогоплательщика. На момент выдачи справки № 3289 о состоянии расчетов по состоянию на 16.11.2011 судебный акт, которым установлена утрата налоговым органом возможности взыскания недоимки и задолженности по налогам, пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, отсутствовал, в установленном порядке задолженность в размере 37 308,18 руб. списана не была. Поскольку справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации, то в ней подлежит отражению состояние расчетов с бюджетом налогоплательщика согласно данным карточек «Расчеты с бюджетом».

Вместе с тем, принимая во внимание, что справка № 3289 по состоянию на 16.11.2011 в полном объёме не отражает достоверную информацию о расчетах заявителя с бюджетом, суд считает необходимым обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения путем выдачи новой справки по состоянию на 16.11.2011 по форме № 39-1 с указанием информации о невозможности взыскания в принудительном порядке задолженности в сумме 37 308,18 руб. в связи с пропуском сроков взыскания.

При таких обстоятельствах требование заявителя является частично обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления в арбитражном суде первой инстанции суде составляет 2 000 руб.

Заявителем при обращении в суд с заявлением уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб. по платежному поручению от 06.12.2011 № 3265.

Учитывая результат рассмотрения спора, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные истцом по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб., подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Решил:

требования открытого акционерного общества «Красноярская горно-геологическая компания» (ОГРН 1042441340028, г.Красноярск) удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю (ОГРН 1022402651182, г.Лесосибирск) по отражению в справке №3289 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.11.2011 задолженности в сумме 37 308 рублей 18 копеек, в том числе: по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01.01.2005 в местные бюджеты, в сумме 35 528 рублей 78 копеек и пени в размере 1 779 рублей 40 копеек без указания сведений об утрате возможности ее взыскания, как в бесспорном, так и в судебном порядке, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю (ОГРН 1022402651182, г.Лесосибирск) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи открытому акционерному обществу «Красноярская горно-геологическая компания» (ОГРН 1042441340028, г.Красноярск) новой справки по состоянию на 16.11.2011 по форме № 39-1 с указанием информации о невозможности взыскания в принудительном порядке задолженности в сумме 37 308 рублей 18 копеек в связи с пропуском сроков ее взыскания.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю (ОГРН 1022402651182, г.Лесосибирск) в пользу открытого акционерного общества «Красноярская горно-геологическая компания» (ОГРН 1042441340028, г.Красноярск) 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 06.12.2011 №3265.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

*.*. Бескровная