Арбитражная практика

Решение от 21 февраля 2012 года № А20-4058/2011. По делу А20-4058/2011. Кабардино-Балкарская Республика.

Именем Российской Федерации

Решение

г. Нальчик Дело №А20-4058/2011

«21» февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена «14» февраля 2012г.

Полный текст решения изготовлен «21» февраля 2012г.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи *.*. Пономарева

при ведении протокола секретарем судебного заседания *.*. Каспутите, помощником судьи *.*. Кунашевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения «Управление финансами» Чегемского муниципального района, г.Чегем

к Межрайонной ИФНС России № 6 по КБР, г.Нарткала



о признании незаконными действий налогового органа,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Хамукова *.*. по доверенности от 02.02.2012 № 09

от ответчика – Шортаева *.*. по доверенности от 10.01.2012 № 4,

Установил:

муниципальное учреждение «Управление финансами» Чегемского муниципального района (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд КБР к МР ИФНС России № 6 по КБР (далее - инспекция) с заявлением, в котором просит признать незаконными действия инспекции выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена. А также обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности.

Представитель учреждения в судебном заседании уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просит признать Межрайонную Инспекцию ФНС России № 6 по Кабардино-Балкарской Республике утратившей возможность взыскания налогов, сборов, взносов, пени, указанных в выданной муниципальному учреждению «Управление финансами» Чегемского муниципального района» справке № 52581 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 09.06.2011 в связи с истечением установленного срока их взыскания, а именно: штрафные санкции по налогу на доходы физических лиц в размере 450 рублей; пени по взносам в пенсионный фонд – 204 рублей 89 копеек; задолженность по взносам в ФСС РФ – 438 рублей, пени – 791 рублей 95 копеек; задолженность по ЕСН ФСС РФ – 51450 рублей, 21 копейка, пени – 45372 рублей 30 копеек; задолженность по ЕСН ФФОМС – 296 рублей 94 копейки, пени – 447 рублей 09 копеек; задолженность по ЕСН ТФОМС – 506 рублей 40 копеек, пени – 1647 рублей 88 копеек. А также обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена.

Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд принял в порядке статьи 49 АПК РФ уточненные требования заявителя.

Представитель учреждения в судебном заседании, поддержала доводы, изложенные в заявлении, просит удовлетворить заявленные требования.



Представитель инспекции пояснил, что оспариваемая учреждением задолженность по страховым взносам образовалась до 2001 года, а остальная задолженность образовалась до 2005 года. Представить соответствующие декларации и расчеты пени не может, поскольку за давностью лет указанные документы не сохранились. Также не может представить документы, подтверждающие взыскание недоимки в бесспорном либо судебном порядке. Требования заявителя признал.

Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд считает требования учреждения подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что инспекция на основании заявления учреждения выдала справку № 52581 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 09.06.2011.

Полагая, что налоговым органом утрачена возможность взыскания оспариваемых сумм задолженности, а потому эти суммы не должны включаться в справку, организация обратилась в суд с названным заявлением.

Судом было предложено инспекции представить пояснения по периоду образования недоимки, а также документы, подтверждающие взыскание недоимки в бесспорном либо судебном порядке.

Следовательно, по данному делу спор касается вопроса обоснованности включения инспекцией в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам числящейся за администрацией задолженности по налогам, пени и штрафам, возможность взыскания которой утрачена как во внесудебном, так и в судебном порядке.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о начисленных налогах, пенях и налоговых санкциях само по себе не означает наличия у налогоплательщика недоимки, обязанности по уплате пени и штрафа.

Из материалов дела следует, что в справке, выданной учреждению, содержатся сведения о задолженности по налогам, штрафу и пени без отражения информации о невозможности взыскания этих долгов в принудительном порядке.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 указал, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Отсутствие у инспекции документального подтверждения оснований начисления задолженности не позволяет установить правильность начисления сумм в карточке расчетов с бюджетом, следовательно, обязанность по их уплате не может быть вменена налогоплательщику.

Инспекцией не представлены доказательства принятия решений о взыскании налогов с соблюдением срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Порядок взыскания не уплаченных в установленные сроки страховых взносов и начисленных пеней с плательщиков страховых взносов - юридических лиц, действовавший в период с 1 января 2001 г. по 1 января 2002 г., был установлен ст. 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“. Согласно данной статье взыскание сумм недоимок, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФ, ФСС, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществлялось налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном НК, т.е. в бесспорном порядке.

Положения ст. 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ законодателем не отменены.

На обязательность применения судом данных правовых норм указано в пункте 12 Информационного письма от 11 августа 2004 года N 79 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором отмечается, что орган Пенсионного фонда РФ не наделен полномочиями по взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней, образовавшейся на 01.01.2001.

По смыслу пункта 3 и 9 статьи 46 Кодекса в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать такую задолженность.

В судебном заседании установлено, что у инспекции отсутствуют обоснование наличия, размера и доказательства администрирования оспариваемых сумм налогов и пени, а также их взыскания в судебном порядке, что свидетельствует об отсутствии доказательств наличия у налогового органа возможности их взыскания. Сведения о возбуждении исполнительных производств о взыскании оспариваемых сумм - отсутствуют.

В справке от 09.06.2011 выданной учреждению, содержатся сведения о задолженности без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

При таких обстоятельствах налоговая инспекция неправомерно включила в справку данные о наличии у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов (сборов) штрафов и пени.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. А также не позволяет подготовить и утвердить смету расходов учреждения, в части определения суммы необходимых расходов, связанных с уплатой задолженности по налогам, пеням, штрафам, что затрагивает также интересы соответствующего бюджета.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Данные выводы соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N4381/09.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Республике устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального учреждения «Управление финансами» Чегемского муниципального района путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена.

Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня его принятия в

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-

Балкарской Республики.

Судья *.*. Пономарев