Арбитражная практика

Решение от 24 февраля 2012 года № А27-20088/2011. По делу А27-20088/2011. Кемеровская область.

Решение

город Кемерово Дело № А27-20088/2011

24 февраля 2012 г.

резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2012 г.

полный текст решения изготовлен 24 февраля 2012 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лебер Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово

к государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово

филиалу № 2 государственного учреждения –Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Белово

о признании недействительным решения от 02.11.2011г. № 39осс/р

при участии представителя заявителя – Чевтайкиной Н.А. (доверенность от 23.12.2010г. № 911-2010/УК, паспорт)

Установил:

открытое акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (далее – ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», Угольная компания, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения филиала № 2 государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ( далее – ГУ-КРОФСС, филиал № 2 Фонд) от 02.11.2011г. № 39осс/р « О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Надлежаще извещенное ГУ-КРОФСС, в том числе и в лице филиала № 2, представителей в судебное заседание не направило, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьей 156 и частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ГУ-КРОФСС и филиала № 2 по имеющимся доказательствам.



В обоснование заявленного требования заявитель и его представитель в судебном заседании ссылаются на то, что Решение вынесено в отношении ненадлежащего субъекта, а именно, в отношении филиала Угольной компании – Моховского угольного разреза, при этом в нарушение действующего законодательства юридическое лицо не было извещено о проведении проверки; ни акт проверки, ни Решение не направлялись в его адрес; кроме того, Решение не соответствует требованиям закона, не содержит мотивировку принятии данного решения, оснований для непринятия расходов, на основания нарушения, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 4.2, пункт 4 статьи 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ, ссылок на нормы действующего законодательства, которые были нарушены страхователем. Так же ссылается на необоснованность непринятия расходов по выплате пособия на погребение в сумме 5200 руб.

ГУ-КРОФСС в отзыве с требованием не согласилось, ссылаясь на то, что ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» состоит на учете в филиале № 2 по месту нахождения обособленного подразделения – филиала «Моховский угольный разрез», на данное подразделение возложены обязанности по своевременному и полному начислению и уплате страховых взносов, в соответствии с Положением о филиале «Краснобродский угольный разрез» исполняет обязанности Общества по уплате налогов и страховых взносов., акт выездной проверки, уведомление об участии в рассмотрении материалов данной проверки, а также Решение о привлечении страхователя к ответственности были направлены в адрес филиала; оспариваемое Решение соответствует форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития от 07.12.2009г. № 957н, содержит указание на нормы законодательства, которые нарушены заявителем, а также указание на те выплаты, произведенные в пользу работников, на которые страхователь обязан был начислен страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В ходе проверки было установлено, что пособия по временной нетрудоспособности начислены и выплачены с нарушением установленного законодательством порядка; пособие на погребение выдано на основании копии справки о смерти, тогда как пособие выплачивается только при предъявлении подлинной справки.

Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд признал заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее-Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определенные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе – организации.

Согласно статье 2 Федерального закона № 212-ФЗ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представителя указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Аналогичные положения установлены пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

В соответствии с порядком регистрации страхователей регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения юридического лица и по месту нахождения его обособленного подразделения, в данном случае - ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» зарегистрировано по месту нахождения его обособленного подразделения – филиала «Моховский угольный разрез».

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется в отношении страхователей, которым в данном случае является ОАО «УК «Кузбассразрезуголь».

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона № 255-ФЗ страховщик имеет право:

проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;

получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации суммах страховых взносов, пеней, штрафов;

не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;



Статьей 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит Решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.

Таким образом, из приведенных норм следует, что проверка осуществляется в отношении страхователя, в том числе и по месту регистрации его обособленных подразделений, Решение также выносится в отношении страхователя, и должно быть направлено в адрес страхователя, а не его структурного подразделения.

Решение страховщика о не принятии расходов к зачету и о направлении требований об уплате недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней может быть принято только в отношении страхователя – юридического лица.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что филиалом № 2 ГУ-КРОФСС осуществлялась выездная проверка филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» - Моховского угольного разреза по вопросам осуществления расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По результатам проверки составлен акт от 27.09.2011г. № 2010099 осс/р.

Решение по результатам проверки о непринятии к зачету расходов и направлении требований, в нарушение указанных выше норм, вынесено филиалом № 2 ГУ-КРОФСС в отношении Моховского угольного разреза – филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», что является существенным нарушением порядка вынесения решения, поскольку филиалы не являются самостоятельными участниками правоотношений по обязательному социальному страхованию.

При этом, в пункте 3 решения указанно о направлении страхователю в течение 3-дней со дня вынесения решения требования о возмещении расходов, однако, само Решение в адрес страхователя – ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» не направлялось.

ГУ-КРОФСС в нарушение указанных норм Решение вынес в отношении структурного подразделения – филиала «Моховский угольный разрез», ни акт проверки, ни Решение в адрес страхователя, которым является ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» не направлялись, чем нарушены права и законные интересы ОАО «УК «Кузбассразрезуголь».

Суд также соглашается с выводами заявителя о том, что Решение не содержит мотивированного решения, оснований для непринятия расходов к зачету, указания на конкретные требования законодательства, с нарушением которого произведены, по мнению ГУ-КРОФСС, расходы Моховским угольным разрезом.

Судом не приняты доводы ГУ-КРОФСС о том, что ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» состоит на учете в филиале № 2 по месту обособленного подразделения – филиала «Моховский угольный разрез», и непосредственно на филиал возложены обязанности по своевременному и полному начислению и уплате страховых взносов, как необоснованные.

В соответствии со статей 5.1 Федерального закона № 212-ФЗ, действующей на дату проведения проверки, плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Личное участие плательщика страховых взносов в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя плательщика страховых взносов не лишает плательщика страховых взносов права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Законными представителями плательщика страховых взносов - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Соответственно, плательщик страховых взносов, которым является юридическое лицо, вправе принимать участие в проверке, о которой ему должно быть известно, уведомление же по результатам проверки в адрес ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» также не направлялось.

Кроме того, как уже указывалось судом, Решение не содержит сведений о мотивах и основаниях не принятия к зачету расходов.

Доводы ГУ-КРОФСС о том, что Решение содержит ссылки на законодательство и на выплаты, произведенные в пользу работников, на которые страхователь обязан начислить страховые взносы и нарушения, выявленные проверки, судом отклонены как необоснованные и не соответствующие фактическим обстоятельствам.

Кроме того, суд признал необоснованным непринятие ГУ-КРОФСС расходов по выплате пособия на погребение в сумме 5200 рублей.

Согласно статье 10 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти: органом, в котором умерший получал пенсию; организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего; органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности; территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, выплата пособие на погребение осуществляется на основании заявления и справки о смерти.

Из акта проверки не понятно в чем заключается нарушение и почему не приняты расходы по выплате пособия на погребение. Указано лишь, что пособие на погребение работника выдано на основании заявления и копии справки о смерти.

В отзыве ГУ-КРОФСС указывает, что пособие выдается только при предъявлении подлинника справки о смерти, которая выдается в одном экземпляре.

Действительно справка о смерти выдается в одном экземпляре, при этом родственникам умершего лица, а не организации, в которой работал погибший. Статья 10 Закона «О погребении и похоронном деле» не содержит требования о приобщении подлинника справки к заявлению о выплате пособия.

Доказательств того, что подлинная справка о смерти не была предъявлена, ГУ-КРОФСС не представлено. Приобщенная к заявлению копия справки не свидетельствует о том, что подлинник справки отсутствовал и не был предъявлен.

Факт недостоверности сведений о смерти работника Кудинова А.Т. и необоснованность выплаты пособия на погребение в сумме 5200 руб. ГУ-КРОФСС не доказаны.

При таких обстоятельствах требование подлежит удовлетворению.

Поскольку требование заявителя удовлетворено, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с ГУ-КРОФСС в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение дела.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Требование удовлетворить.

Признать недействительным Решение государственного учреждения –Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала № 2) от 02.11.2011г. № 39осс/р «О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Взыскать с государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ( филиал № 2), г. Кемерово, пр. Ленина, 80а, ОГРН 1024200697663, запись в единый государственный реестр юридических лиц внесена 29.10.2002г., ИНН 4207009857 в пользу открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово, Пионерский б-р, 4а, запись в единый государственный реестр юридических лиц внесена 05.05.2003г. за основным государственным регистрационным номером 1034205040935, ИНН 4205049090, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 2000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Г.П.Обухова