Арбитражная практика

Определение от 27 февраля 2012 года № А61-2333/2009. По делу А61-2333/2009. Российская Федерация.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче дела в Президиум

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-17626/11

Москва

27 февраля 2012 г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Бациева В.В. и Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Москва, ул. Житная, д. 16; г. Владикавказ, ул. Пушкина, д. 10 «в») от 05.12.2011 № 7/961 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.05.2011 по делу № А61-2333/09, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.10.2011 по тому же делу

по иску общества с ограниченной ответственностью «Фемида» к государственному унитарному предприятию «Управление капитального строительства – Дирекция по инвестициям» Правительства Республики Северная Осетия – Алания, Правительству Республики Северная Осетия – Алания, Министерству финансов Республики Северная Осетия – Алания, Министерству внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности на дирекцию принять работы по строительству пристройки к зданию отделения внутренних дел Дигорского района Республики Северная Осетия – Алания, оформить акт приема объекта и подписать акты по выполнению работ формы № КС-2 и № КС-3; о взыскании с дирекции 11 045 000 рублей основного долга за произведенные работы по строительству, а также 913 973 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. В случае отсутствия у дирекции денежных средств в сумме 11 950 973 рублей общество просит взыскать спорную задолженность в порядке субсидиарной ответственности с правительства в лице министерства,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации местного самоуправления Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания, Министерства архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания, ОВД Дигорского района, общества с ограниченной ответственностью «Стрелец», территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Северная Осетия-Алания.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Фемида» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия –Алания с иском (уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к государственному унитарному предприятию «Управление капитального строительства – Дирекция по инвестициям» Правительства Республики Северная Осетия – Алания (далее – дирекция), Правительству Республики Северная Осетия – Алания (далее – правительство), Министерству финансов Республики Северная Осетия – Алания (далее – Минфин Республики Северная Осетия – Алания), Министерству внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания (далее – МВД Республики Северная Осетия-Алания), Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности на дирекцию принять работы по строительству пристройки к зданию отделения внутренних дел Дигорского района Республики Северная Осетия – Алания, оформить акт приема объекта и подписать акты по выполнению работ формы № КС-2 и № КС-3; о взыскании с дирекции 11 045 000 рублей основного долга за произведенные работы по строительству, а также 913 973 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. В случае отсутствия у дирекции денежных средств в сумме 11 950 973 рублей общество просит взыскать спорную задолженность в порядке субсидиарной ответственности с правительства в лице министерства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация местного самоуправления Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания, Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания, ОВД Дигорского района, общество с ограниченной ответственностью «Стрелец», территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Северная Осетия – Алания.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.03.2010, оставленным без изменения Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010, в иске обществу отказано.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.09.2010 судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.



При новом рассмотрении дела Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.05.2011, оставленным без изменения Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011, исковые требования общества удовлетворены частично. Судом взыскано с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел России за счет казны Российской Федерации в пользу общества 10 644 395 рублей, из которых 10 493 140 рублей неосновательное обогащение, 71 255 рублей – судебные расходы, 30 000 рублей – судебные издержки по экспертизе, 50 000 рублей – расходы на оплату услуг адвоката. В удовлетворении иска к унитарному предприятию, Правительству, Министерству финансов Республики Северная Осетия – Алания, Министерству внутренних дел Республики Северная Осетия – Алания, отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что результат выполненных истцом работ используется ОВД Дигорского района, что свидетельствует о потребительской ценности данных работ для названного учреждения, имущество которого в силу закона отнесено к федеральной собственности.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа Постановлением от 26.10.2011 указанные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации просит пересмотреть в порядке надзора Решение суда первой инстанции от 30.05.2011, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 и Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.10.2011, ссылаясь на неправильное применении арбитражными судами норм материального права.

Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, изучив материалы дела, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их пересмотра в порядке надзора.

Из судебных актов следует, что Республиканской адресной инвестиционной программой Республики Северная Осетия–Алания на 2007 год было предусмотрено строительство пристройки к зданию ОВД Дигорского района Республики Северная Осетия – Алания. В связи с этим государственным унитарным предприятием «Управление капитального строительства – дирекция по инвестициям» Министерства архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия–Алания 26.06.2007 был проведен конкурс, и с победителем конкурса – обществом с ограниченной ответственностью «Фемида» 03.07.2007 заключен государственный контракт № 22.

Невыполнение дирекцией обязательств по оплате выполненных по контракту работ явилось основанием обращения общества с иском в арбитражный суд.

Согласно выводам экспертного заключения от 12.04.2011 № 03/11 о проверке объемов фактически выполненных строительно-монтажных работ и обоснования цен по объекту, расположенному по адресу: г. Дигора, ул. Ленина, 128, стоимость выполненных работ по строительству пристройки к зданию ОВД Дигорского района по состоянию на 30.03.2008 составила 10 493 140 рублей.

Определяя надлежащего ответчика по данному обязательству, суды, руководствуясь положениями статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 (в редакции от 19.04.2007) «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н об утверждении «Указания о порядке применения бюджетной квалификации Российской Федерации», установив, что главным распорядителем бюджетных средств в составе ведомственной структуры является Министерство внутренних дел Российской Федерации, Определили последнего в качестве надлежащего ответчика по настоящему делу.

Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.02.2010 № 05/013/2010-059 спорный объект строительства относится к федеральной собственности и находится у ОВД Дигорского района Республики Северная Осетия–Алания на праве оперативного управления.

Таким образом, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и принимая во внимание результат проведенной судебной экспертизы, определив надлежащего ответчика по настоящему делу, а также установив выполнение обществом строительных работ и принятие их результата без замечаний, руководствуясь положениями статей 399, 432, 702, 711, 763, 766, 1102, 1104, 1105, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о необходимости взыскания в пользу общества спорной суммы неосновательного обогащения.

Доводы Министерства внутренних дел Российской Федерации, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, выводы судов не опровергают и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств по делу, что не относится к компетенции суда надзорной инстанции.

Нарушений судами норм права при принятии обжалуемых судебных актов коллегия судей не Установила.

В связи с этим дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации



Определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела № А61-2333/2009 Арбитражного суда Республики Северная Осетия –Алания для пересмотра в порядке надзора решения от 30.05.2011, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.10.2011 по тому же делу отказать.

Председательствующий

судья

Т.В.Завьялова

Судья

В.В.Бациев

Судья

А.А.Поповченко