Арбитражная практика

Решение от 12 октября 2007 года № А57-7075/2007. По делу А57-7075/2007. Саратовская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, город Саратов, Бабушкин взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение 12 октября 2007 года Дело № А57-7075/07-33

г. Саратов

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела

по заявлению Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г.Саратов

о признании недействительным постановления № 40 от 29.01.2007 г.,

заинтересованные лица: Администрация г.Саратова,



ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна», г.Саратов,

Министерство лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области, г.Саратов,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Гурылева *.*. , доверенность № 1524б от 02.04.2007 г.,

Администрации г.Саратова – Елизаровой *.*. , доверенность № 01-02-41/39 от 03.08.2007 г.,

Министерства лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области – не явился, извещены,

ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна» - не явился, извещены,

Установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации г.Саратова № 40 от 29.01.2007 г. «Об отмене постановлений администрации г.Саратова от 20 декабря 1994 г. № 670-67, от 21 июня 1995 г. № 300-124, от 01 декабря 2003 г. № 38А-6».

В судебное заседание не явились представители Министерства лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области и ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна», извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с требованиями ст.ст. 121-123 АПК РФ, о чем в материалах дела имеются соответственно з/уведомления № 88082 от 04.10.2007 г. и № 88081- о возврате корреспонденции суда с отметкой органа связи об отсутствии адресата, что не является препятствием для рассмотрения спора по существу в отсутствие указанных лиц на основании ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ.



В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 09.10.2007 г. до 11 час. 30 мин. 12.10.2007 г., вынесено протокольное определение. После перерыва суд продолжил рассмотрение дела.

В обоснование заявленных требований Комитет по управлению имуществом Саратовской области ссылается на принятие Администрацией оспариваемого постановления без соответствующих правовых оснований, поскольку в перечисленных правовых актах, послуживших основанием для вынесения данного постановления (ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, статья 43 Устава города Саратова, Постановление Правительства Саратовской области от 23.03.2006 г. № 83-П), содержатся общие вопросы осуществления органами местного самоуправления своих полномочий путем принятия муниципальных правовых актов и не определены полномочия органов местного самоуправления по вопросам распоряжения земельными участками. По мнению заявителя, оспариваемое Постановление ведет к аннулированию правоустанавливающего документа на земельный участок и прекращение самого права на земельный участок, что противоречит статьям 45, 53, 54 Земельного кодекса РФ. Также заявитель указывает о том, что оспариваемое Постановление принято с превышением полномочий органа местного самоуправления по распоряжению земельными участками, учитывая, что с 01.07.2006 г. в силу Закона Саратовской области «О земле» от 21 мая 2004 г. № 23-ЗСО (в редакции от 26.06.2006 г. № 70-ЗСО) органы самоуправления г. Саратова не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области – города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена. Ссылаясь на отнесение земельных участков, предоставленных ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна» на основании постановлений Администрации г. Саратова, отменных оспариваемым Постановлением, в силу ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в редакции от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ) к собственности субъектов Российской Федерации, заявитель полагает, что в данном случае оспариваемым Постановлением нарушены не только права и законные интересы ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна», но и права и законные интересы Саратовской области, которая лишена возможности представить в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на земельные участки (копию акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта и на момент его издания). Указывая, что о нарушенном праве Комитет по управлению имуществом Саратовской области узнал 14 мая 2007 г. № 35 из обращения к нему директора ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна», заявитель считает, что предусмотренный статьей 198 АПК РФ трехмесячный срок для обращения за судебной защитой не нарушен.

Администрация г. Саратова, возражая против заявленных требований, в отзыве ссылается на то, что принимая оспариваемое Постановление, Администрация правомерно руководствовалась ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 9 ст. 43 Устава г. Саратова, реализуя свои полномочия, предоставленные ей указанными актами. Также Администрация г. Саратова указывает об отсутствии нарушения прав и законных интересов Комитета по управлению имуществом Саратовской области в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым Постановлением, считая, что рассматриваемый спор не является экономическим, в силу чего не подведомственен арбитражному суду, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна» постановлениями Администрации г. Саратова от 20.12.1994 г. № 670-67 «О предоставлении лесопарковому лес Ф.И.О. лесной массив) в бессрочное пользование, фактически занимаемой территории в Октябрьском, Кировском, Фрунзенском, Заводском и Ленинском района г. Саратова», от 21.06.1995 г. № 300-124 «О предоставлении лесопарковому лесхозу «Кумысная поляна» в бессрочное (постоянное) пользование фактически занимаемой территории в пределах Волжского и Ленинского районов» от 01.12.2003 г. № 38А-6 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесопарковому лесхозу «Кумысная поляна» земельных участков для создания зеленых насаждений в Ленинском и Заводском районах» предоставлены в постоянное пользование земельные участки общей площадью соответственно 3800,0 га, 474 га, 29,9790 га и 45,2990 га с установленным особым режимом использования данных земель. На основании постановлений Администрации от 20.12.1994 г. № 670-67 и от 21.06.1995 г. № 300-124 ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна» выданы государственные акты № Сар-64-48-05-000849 и № Сар-64-48-01-004749 на бессрочное (постоянное) пользование земель в границах, указанных на чертеже, для воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Постановлением Администрации г. Саратова от 29 января 2007 г. № 40 вышеназванные постановления администрации г.Саратова от 20 декабря 1994 г. № 670-67, от 21 июня 1995 г. № 300-124, от 01 декабря 2003 г. № 38А-6 и выданные на их основании государственные акты № Сар-64-48-05-000849 и № Сар-64-48-01-004749 на право бессрочного (постоянного) пользования землей отменены.

В силу пункта 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, у граждан и юридических лиц является Решение государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В соответствии с п. 1 ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Согласно п. 3. ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

В силу п. 1. ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок не влечет прекращения соответствующего права (п. 1 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления).

Отменяя оспариваемым Постановлением ранее изданные постановления и государственные акты на право ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна» бессрочного (постоянного) пользования землей, Администрация г. Саратова по существу прекращает существующее у ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна» право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными в соответствии с законодательством, действовавшим на момент предоставления.

Между тем, как указано выше, основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком установлены статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 названной нормы установлены основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в том числе, изъятия земельных участков за несоблюдение требований землепользования. О прекращении названного права в этих случаях принимается Решение суда (часть 3 статьи 45 Земельного кодекса РФ).

В рассматриваемом случае на момент издания оспариваемого постановления ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна» не утратило право постоянного (бессрочного) пользования ранее предоставленными земельными участками и основания для принудительного прекращения данного права, предусмотренные ст. ст. 45, 53 Земельного кодекса РФ, отсутствовали. Доказательств обратного Администрацией г. Саратова не представлено.

Кроме того, из оспариваемого постановления следует, что основаниями для его принятия послужили статья 48 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 43 Устава города Саратова, Постановление Правительства Саратовской области от 23 марта 2006 г. № 83-П «Об утверждении Порядка ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях городских поселений Саратовской области».

Однако, вышеперечисленные нормативные акты содержат общие вопросы осуществления органами местного самоуправления своих полномочий путем принятия муниципальных правовых актов, а Постановление Правительства Саратовской области от 23 марта 2006 г. № 83-П регламентирует порядок организации ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений Саратовской области, и не определяет полномочий органов местного самоуправления по вопросам распоряжения земельными участками.

Следовательно, оспариваемое Постановление принято при отсутствии соответствующих правовых оснований, а также противоречит как федеральному законодательству, так и законодательству субъекта Российской Федерации – Саратовской области, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Право органов местного самоуправления отменить или приостановить действие муниципальных правовых актов предусмотрено статьей 48 Закона № 131-ФЗ. При этом, согласно пункту 4 статьи 7 указанного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

По смыслу п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Саратовской области «О земле» от 21 мая 2004 г. № 23-ЗСО (в редакции от 26 июня 2006 г. № 70-ЗСО) с 01 июля 2006 г. органы местного самоуправления г. Саратова не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области – города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, и в силу статьи 4 данного закона распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то Правительством области, если федеральным законодательством не предусмотрено иное.

Постановлением Правительства Саратовской области от 19 сентября 2006 г. № 284-П «Об утверждении Правил предоставления гражданам и юридическим лицам прав на земельные участки, расположенные на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена» органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, определен Комитет по управлению имуществом Саратовской области.

В соответствии с частью 2 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в редакции от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, относятся к собственности субъектов Российской Федерации.

Из Устава ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна» следует, что данное учреждение является некоммерческой организацией, подведомственной министерству лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области ( п.п. 1.1. 1.2., 2.3. Устава).

Учитывая, что действующим земельным законодательством, земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ (в данном случае - ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна»), отнесены к собственности субъектов РФ, а органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Саратовской области «О земле» от 21 мая 2004 г. № 23-ЗСО (в редакции от 26 июня 2006 г. № 70-ЗСО), Постановления Правительства Саратовской области от 19 сентября 2006 г. № 284-П является Комитет по управлению имуществом Саратовской области, то, следовательно, принимая оспариваемое Постановление, Администрация г. Саратова действовала с превышением предоставленных ей законом полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Саратова.

В соответствии с п. 5 раздела 2 Положения о Комитете по управлению имуществом Саратовской области, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 03.05.2005 г. № 137-П одной из основных задач Комитета является защита имущественных интересов области на территории области и вне ее пределов (п. 5 раздела 2 Положения).

В целях реализации Комитетом по управлению имуществом Саратовской области возложенных на него задач Комитет осуществляет, в том числе, в установленном порядке учет государственного имущества области, в том числе земельных участков, ведение реестра государственной собственности области, формирует первичные перечни земельных участков, на которых у Саратовской области возникает право собственности, представляет документы на государственную регистрацию права собственности области на земельные участки, возникшего при разграничении государственной собственности на землю, обеспечивает от имени области в пределах своей компетенции защиту имущественных прав и интересов области в отношении государственного имущества области на территории области и за рубежом (п. 6 раздела 3 Положения).

Для осуществления возложенных на Комитет по управлению имуществом Саратовской области задач и функций Комитет имеет право, в том числе, осуществлять в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственную регистрацию права государственной собственности области на объекты недвижимости, включая земельные участки, находящиеся в собственности области; осуществлять от имени Саратовской области юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Саратовской области, в том числе, в случаях прекращения прав некоммерческой организации, созданной органами государственной власти Саратовской области, на земельные участки (п. 7 раздела 4 Положения).

Таким образом, именно Комитет по управлению имуществом Саратовской области является полномочным органом по распоряжению земельными участками, предоставленными ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна», в том числе, на момент издания оспариваемого постановления.

Учитывая, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» для государственной регистрации права собственности Саратовской области на земельные участки, предоставленные ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна», в регистрирующий орган необходимо представить правоустанавливающие документы на земельный участок (копию акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания), отмена Администрацией г. Саратова оспариваемым Постановлением ранее изданных постановлений о предоставлении ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна» прав на земельные участки, которые в данном случае являются правоустанавливающими документами, лишает Саратовскую область возможности осуществить имеющееся у нее субъективное право на государственную регистрацию этих земельных участков в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемым Постановлением нарушены права и законные интересы не только ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна», но и Саратовской области, которая является учредителем лесхоза в силу п. 1.2. Устава ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна».

Учитывая, что Комитет по управлению имуществом Саратовской области узнал о существовании оспариваемого постановления из обращения директора ОГУ «Лесопарковый лесхоз «Кумысная поляна» от 14 мая 2007 г. № 35, суд приходит к выводу, что в данном случае заявителем не пропущен процессуальный срок для подачи заявления о признании недействительным ненормативного правового акта.

С учетом всего вышеизложенного, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», органы местного самоуправления, выступающие в суде от имени публично-правового образования, по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступали в качестве ответчика, не освобождаются от уплаты госпошлины, в связи с чем, в соответствии со ст. 110 АПК РФ с Администрации г. Саратова подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования – удовлетворить.

Признать недействительным Постановление Администрации г. Саратова № 40 от 29.01.2007 г. «Об отмене постановлений администрации г.Саратова от 20 декабря 1994 г. № 670-67, от 21 июня 1995 г. № 300-124, от 01 декабря 2003 г. № 38А-6», как не соответствующее п. 1 ст. 1 ст. 269 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 20, ст.ст. 45, 53 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3, ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 4 Закона Саратовской области «О земле» от 21 мая 2004 г. № 23-ЗСО (в редакции от 26 июня 2006 г. № 70-ЗСО).

Взыскать с Администрации г. Саратова в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи кассационной жалобы в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области *.*. Викленко