Арбитражная практика

Решение от 22 декабря 2008 года № 2-1618/2011 . Решение от 22 декабря 2008 года № 2-1618/2011 . Владимирская область.

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Агаевой *.*. ,

с участием помощника Александровского

городского прокурора Некрасовой *.*. ,

при секретаре Ермолиной *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Кузенковой *.*. к администрации Александровского района об обязании обеспечить жилым помещением вне очереди,

Установил:

Александровский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов Кузенковой *.*. с иском к администрации Александровского района об обязании вне очереди обеспечить отдельным благоустроенным помещением общей площадью не менее «...» кв.м по договору социального найма.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки, проведенной Александровской городской прокуратурой установлен факт нарушения жилищных прав Кузенковой *.*. (добрачная фамилия Макарова), являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Лужского городского суда Ленинградской области от <дата> ее родители М* и М* лишены родительских прав. На основании постановления главы <адрес> ее опекуном назначена бабушка К* Какое-либо жилое помещение за Кузенковой *.*. (Макаровой) на основании акта органа местного самоуправления не сохранялось. В «...» году Макарова *.*. закончила обучение в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» п. Балакирево. От брака с Кузенковым *.*. , заключенного <дата>, у Кузенковой *.*. в «...» году родился сын Даниил. В настоящее время Кузенкова *.*. вместе сыном по месту своей регистрации по адресу: <адрес> не проживают, поскольку общая площадь жилого помещения составляет «...» кв.м, а брак с Кузенковым *.*. фактически прекратился.

Постановлением главы администрации п. Балакирево от <дата> Кузенкова *.*. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в список детей и сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В нарушение указанных требований законодательства до настоящего времени Кузенкова *.*. жилым помещением не обеспечена, ее жилищные права нарушены. Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Александровского городского прокурора в суд в защиту интересов Кузенковой *.*. с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца помощник Александровского городского прокурора Некрасова *.*. исковые требования, изложенные в заявлении, поддержала. Просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что Кузенкова *.*. не имеет закрепленного жилого помещения, в связи с чем, имеются необходимые для внеочередного обеспечения жильем условия: отсутствие закрепленного жилья; нуждаемость во внеочередном предоставлении жилья; наличие у Кузенковой *.*. статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.



Истец Кузенкова *.*. иск поддержала и пояснила, что до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена, в настоящее время ей приходится снимать жилое помещение.

Представитель ответчика администрации Александровского района Сатышева *.*. , действующая на основании доверенности, иск не признала, полагая, что администрация Александровского района Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относится к полномочиям администрации Александровского района, поскольку обеспечение жильем лиц данной категории осуществляется в соответствии с законом за счет субвенций из регионального бюджета, а собственных денежных средств на финансирование приобретения жилья для указанной категории граждан администрация Александровского района не имеет. Также полагала, что отсутствуют правовые основания для предоставления Кузенковой *.*. жилого помещения вне очереди.

Представитель третьего лица Управления образования администрации Александровского района Малова *.*. , действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения иска прокурора.

Представитель третьего лица администрации п. Балакирево Александровского района Владимирской области Клочкова *.*. , действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения иска прокурора.

Третье лицо Департамент образования администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание <дата> не направил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - Департамента образования администрации Владимирской области.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере, в том числе обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.



В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Пунктом 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются Постановлением Губернатора области.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв.м общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв.м. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Решением Лужского городского суда Ленинградской области от <дата> М* и М* лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Макаровой *.*. «...» года рождения (л.д. 9).

Согласно постановлению главы администрации поселка <адрес> от <дата> №*** опекуном Макаровой *.*. «...» года рождения назначена ее бабушка К*, «...» года рождения (л.д. 8). В соответствии с указанным Постановлением жилое помещение за Кузенковой *.*. не закреплено и не сохранено.

Постановлением главы поселка Балакирево Александровского района Владимирской области от <дата> №*** Кузенкова *.*. поставлена на очередь для получения жилья в качестве сироты (л.д. 11).

<дата> Макарова *.*. и Кузенков *.*. заключили брак. После заключения брака Макаровой *.*. присвоена фамилия «Кузенкова», что подтверждается свидетельством о заключении брака от <дата> серии «...» №*** (л.д. 14). От брака у супругов родился сын К*. Однако, в настоящее время брачные отношения фактически прекратились, и Кузенкова *.*. , не имея возможности проживать в жилом доме по месту своей регистрации вынуждена снимать жилье.

Кузенкова *.*. согласно выписке из домовой книги от <дата>, зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес>. Кроме нее в указанном жилом доме зарегистрированы и проживают по месту жительства К* - бабушка, М* - мать, В* - брат. Также в доме зарегистрирован несовершеннолетний сын Кузенковой *.*. - К* (л.д. 48-49).

Исследованные доказательства позволяют суду сделать вывод, что Кузенкова *.*. , как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма не имеет, в установленном порядке была поставлен на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жильем не обеспечена, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом обязательным условием предоставления вне очереди жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.

По представленным Управлением образования администрации Александровского района сведениям, за Кузенковой *.*. Постановлением главы администрации Александровского района жилое помещение не закреплялось.

Кузенкова *.*. является матерью несовершеннолетнего К*, «...» года рождения, что подтверждается свидетельством о его рождении от <дата> серии «...» №*** (л.д. 18).

С учетом установленных социальных норм не менее 15 кв.м общей площади на каждого члена семьи Кузенкова *.*. на семью из двух человек, в том числе несовершеннолетнего сына Кузенкова *.*. должна быть обеспечена жилым помещением общей площадью не менее 30 кв.м по договору социального найма вне очереди.

Доводы администрации Александровского района о том, что администрация Александровского района является ненадлежащим ответчиком по делу, являются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с Законом Владимирской области от 28.12.2005 №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Александровский район наделен полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях опекунов (попечителей), по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Наделение органа местного самоуправления властными полномочиями в той или иной сфере означает делегирование ему двух элементов - прав и обязанностей. Соответственно, полномочия в первую очередь соотносятся с деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.06.2005 №398 утвержден Порядок предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения.

На основании п.п. 6, 7 указанного Порядка органы местного самоуправления приобретают жилье на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Органы местного самоуправления вправе приобрести жилое помещение за счет собственных финансовых средств.

Таким образом, системное толкование правовых норм позволяет суду прийти к выводу, что праву лица из числа детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, корреспондирует обязанность органа местного самоуправления по обеспечению жильем указанной льготной категории граждан, вне зависимости от наличия либо отсутствия субвенций из регионального бюджета.

Ссылка ответчика на зависимость органов местного самоуправления при обеспечении жильем детей-сирот и лиц из их числа от перечисления денежных средств администрацией Владимирской области также не является юридически значимым обстоятельством. Указанные доводы относятся к вопросам исполнения решения, но не влияют на правовые основания разрешения спора. Суд учитывает то обстоятельство, что защита прав истца не может быть поставлена в зависимость от своевременного и полного распределения средств областного бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Кузенковой *.*. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

исковые требования Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Кузенковой *.*. удовлетворить.

Обязать администрацию Александровского района обеспечить Кузенковой *.*. отдельным благоустроенным жилым помещением общей площадью не менее 30,0 кв.м по договору социального найма вне очереди в границах Александровского района Владимирской области.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья *.*. Агаева

.

.

.0