Арбитражная практика

Решение от 03 февраля 2012 года № А13-12055/2011. По делу А13-12055/2011. Вологодская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации Решение 03 февраля 2012 года город Вологда Дело № А13-12055/2011

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Борисовой Ю.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марашовой И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» к Департаменту топливно-энергетического комплекса Вологодской области о признании недействительным приказа от 21.07.2011 № 22 «О внесении изменений и дополнений в приказ от 22 июня 2011 года № 19» с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт»,

при участии от заявителя - Игнашевой Е.А. по доверенности от 20.12.2010, Соколовой О.А. по доверенности от 20.12.2010,

от Департамента топливно-энергетического комплекса Вологодской области – Волоховой Ю.А. по доверенности от 18.08.2011, Стрижова А.Е. по доверенности от 25.08.2011 (до перерыва в судебном заседании),

от открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт» - Залеских С.В. по доверенности от 25.11.2011, Кобзарь М.А. по доверенности от 17.12.2010,

Установил:

открытое акционерное общество «Вологодская сбытовая компания» (далее – ОАО «ВСК», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту топливно-энергетического комплекса Вологодской области (далее – Департамент) о признании недействительным приказа от 21.07.2011 № 22 «О внесении изменений и дополнений в приказ от 22 июня 2011 года № 19» (далее – приказ № 22).

В обоснование заявленных требований общество пояснило, что Департаментом при издании приказа № 22 нарушены требования пунктов 55 и 58 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее – Основные положения). Полагает, что Решение об изменении границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков должно было приниматься Департаментом при наличии письменного согласия Компании на такое изменение; Департаментом не учтена необходимость наличия признака присоединения организаций Министерства обороны РФ к его электрическим сетям; установление приказом № 22 границ зоны деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт» (далее – ОАО «Оборонэнергосбыт») влечет не основанное на нормах законодательства уменьшение зоны деятельности общества в данном статусе. Сослалось на письмо Министерства энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России) от 13.09.2011 № 09-1974. Указало, что при толковании пункта 36 Основных положений Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России) вышла за рамки имеющейся компетенции. Представители ОАО «ВСК» в судебном заседании поддержали заявленные требования. Дополнительно пояснили, что при установлении приказом № 22 перечня потребителей, поставку которым осуществляет ОАО «Оборонэнергосбыт», Департамент вышел за пределы имеющихся у него полномочий.



Департамент в отзыве и его представители в судебном заседании не согласились с предъявленными требованиями. Ссылаются на то, что в рассматриваемой ситуации границы зоны деятельности всех гарантирующих поставщиков уже о Ф.И.О. (Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 355 «О внесении изменений в основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии»); уполномоченным органам субъектов РФ необходимо было реализовать данную норму закона и согласовать статус гарантирующему поставщику, определенному подпунктом «д» пункта 36 Основных положений, в зоне деятельности, установленной пунктом 55 Основных положений, а также исключить его зону деятельности из зоны деятельности гарантирующего поставщика, определенного подпунктом «а» пункта 36 Основных положений; ФСТ России в данном случае уполномочено давать соответствующие разъяснения.

Судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО «Оборонэнергосбыт».

ОАО «Оборонэнергосбыт» в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителя. Пояснили, что границы зон деятельности смежных с ОАО «Оборонэнергосбыт» гарантирующих поставщиков изменяются без согласования с ними и без проведения соответствующего конкурса; наличие или отсутствие письменного согласия общества не может повлиять на Решение исполнительного органа установить своим нормативно-правовым актом границы зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт», поскольку подпункт «д» пункта 36 Основных положений императивно устанавливает обязанность энергосбытовых компаний, определенных актом Правительства Российской Федерации, до определения победителя первого конкурса осуществлять деятельность в качестве гарантирующего поставщика в целях снабжения электроэнергией объектов, указанных в данном пункте; согласно распоряжению от 02.02.2010 № 78-р такой организацией является ОАО «Оборонэнергосбыт». Полагают, что пунктом 56 Основных положений установлена обязанность исполнительного органа установить в течение 45 дней с даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 31.12.2010 № 1242 границы зоны деятельности гарантирующего поставщика, определенных подпунктом «д» пункта 36 Основных положений.

Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, пунктом 1 приказа Департамента от 22.06.2011 № 19 «О согласовании статуса гарантирующего поставщика электрической энергии открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт»» и границ зоны деятельности гарантирующего поставщика» согласован статус гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Оборонэнергосбыт» в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и расположенных на территории Вологодской области; пунктом 2 данного приказа исключена зона деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт» из зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «ВСК» (л.д. 33).

Заявлениями от 01.07.2011 № 05/658 и № 05/659 Департамент просил ФСТ России включить ОАО «Оборонэнергосбыт» в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, а также внести изменения в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности в связи с согласованием статуса гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт» и исключением гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт» из зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «ВСК» (л.д. 55, 56).

ФСТ России направило уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, информационное письмо от 13.07.2011 № СН-5575/14 (далее – информационное письмо, л.д. 50).

Руководствуясь названным информационным письмом, Департамент вынес приказ № 22, которым пункт 1 приказа от 22.06.2011 № 19 изложен в следующей редакции: «В соответствии с подпунктом «д» пункта 36, пунктом 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 (с последующими изменениями) (далее – Основные положения), согласовать статус гарантирующего поставщика электрической энергии открытому акционерному обществу «Оборонэнергосбыт» в границах балансовой принадлежности электрических сетей соответствующих энергоснабжающих организаций (сетевых организаций, хозяйствующих субъектов), к сетям которых присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком, а также в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и расположенных на территории Вологодской области.»;

приказ от 22.06.2011 № 19 дополнен пунктом 2 следующего содержания: «В соответствии с подпунктом «д» пункта 36 Основных положений в перечень потребителей, поставку электроэнергии которым осуществляет ОАО «Оборонэнергосбыт», входят:

организации, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации;



иные потребители (юридические и физические лица), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис«»..

Из материалов дела видно, что приказом ФСТ России от 15.12.2011 № 804-э ОАО «Оборонэнергосбыт» включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности на территории Вологодской области. В материалы дела представлена выписка из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности № 368.

Полагая приказ № 22 недействительным, ОАО «ВСК», обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Согласно статье 198 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанными Решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, Решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ).

Статья 3 Закона № 35-ФЗ содержит определения следующих понятий:

потребители электрической и тепловой энергии - лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

В силу статьи 6 Федерального закона № 35-ФЗ общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в частности:

обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации;

обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;

обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.

Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.

На основании части 4 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесены контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения; участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.

Аналогично на основании пункта 3.1.6 Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса Вологодской области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 15.02.2010 № 132, Департамент осуществляет функции уполномоченного органа по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, в том числе участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности, контроль осуществляемой гарантирующими поставщиками деятельности в части обеспечения надежного энергоснабжения потребителей.

В соответствии с пунктами 56 и 57 Основных положений уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в случаях если такие уполномоченные органы не определены) в течение 45 дней с даты вступления в силу настоящего документа согласовывают определенные в соответствии с пунктами 54 и 55 настоящего документа границы зон деятельности гарантирующих поставщиков и в течение 5 дней с даты согласования уведомляют о принятом решении организации, получившие статус гарантирующего поставщика, а также направляют в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов перечень организаций, получивших статус гарантирующего поставщика на территории данного субъекта Российской Федерации, с указанием зон их деятельности, перечень организаций, которые направили заявление об отказе от статуса гарантирующего поставщика, а также перечень организаций, которым отказано в присвоении статуса гарантирующего поставщика с указанием причин такого отказа (в связи с несоответствием предусмотренным пунктом 36 настоящего документа требованиям), и организаций, которые лишены статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 настоящего документа. Указанные сведения учитываются при формировании федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, ведение которого осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 57 Основных положений уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 10 дней с даты принятия решения о смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в какой-либо зоне деятельности, или об изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков в порядке и случаях, которые установлены настоящим документом, уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов в целях внесения соответствующих изменений в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.

Таким образом, Департамент, являясь уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в области государственной политики в сфере энергетики, обладает полномочиями по принятию решений о согласовании гарантирующих поставщиков и границ зон их деятельности.

Судом не принимается во внимание ссылка общества на нарушение Департаментом пункта 58 Основных положений, поскольку в данном случае подлежала применению процедура согласования, установленная пунктами 56 и 57 Основных положений.

Согласно пункту 5 Основных положений гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

На основании пункта 16 Основных положений статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, который проводится при возникновении предусмотренных настоящим документом оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика (далее - конкурс).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 36 Основных положений до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу настоящего документа являются, в том числе энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» (далее - электрические сети организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации).

Правительство РФ распоряжением от 02.02.2010 № 78-р определило в соответствии с пунктом 17.1 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» открытое акционерное общество «Оборонэнергосбыт» единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».

Как разъяснено в информационном письме, перечень потребителей, энергоснабжение которых осуществляет ОАО «Оборонэнергосбыт», определен в подпункте «д» пункта 36 Основных положений:

организации, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации;

иные потребители (юридические и физические лица), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».

Учитывая вышеизложенное, а также разъяснения ФСТ России в информационном письме, суд приходит к выводу, что ОАО «Оборонэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на основании подпункта «д» пункта 36 Основных положений. Статус данного гарантирующего поставщика согласован Департаментом в установленном порядке с ФСТ России.

По мнению суда, ФСТ России была уполномочена давать разъяснения по толкованию Основных положений.

В соответствии с пунктом 5.3.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332, ФСТ России формирует и ведет федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.

На основании пункта 6.13 указанного Положения ФСТ России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Ссылка общества на письмо Минэнерго России от 13.09.2011 № 09-1974 не принимается судом во внимание, поскольку Минэнерго России не наделено полномочиями по разъяснению Основных положений.

Доводы общества о том, что при установлении приказом № 22 перечня потребителей, поставку которым осуществляет ОАО «Оборонэнергосбыт», Департамент вышел за пределы имеющихся у него полномочий, отклоняются судом исходя из следующего.

Как было указано выше, перечень указанных потребителей установлен подпунктом «д» пункта 36 Основных положений, а не приказом № 22. Данный перечень включен Департаментом в приказ № 22 на основании разъяснений, изложенных в информационном письме.

При таких обстоятельствах, приказ № 22 в части дополнения приказа от 22 июня 2011 года № 19 пунктом 2 вышеизложенного содержания является законным и обоснованным.

Пунктом 55 Основных положений предусмотрено, что границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктами «б», «в», «г» или «д» пункта 36 настоящего документа и не являющегося участником оптового рынка, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком. Если электрические сети расположены на территории более чем одного субъекта Российской Федерации, такие зоны деятельности устанавливаются в каждом из соответствующих субъектов Российской Федерации, но не более одной в каждом из субъектов Российской Федерации. При этом для организации, получившей статус гарантирующего поставщика в соответствии с подпунктом «д» пункта 36 настоящего документа в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, устанавливается одна зона деятельности.

Территории, соответствующие зонам деятельности указанных в настоящем пункте гарантирующих поставщиков, исключаются из зон деятельности гарантирующих поставщиков, определенных в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 настоящего документа.

Как разъяснено в информационном письме, границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Оборонэнергосбыт» должны быть установлены по границам балансовой принадлежности электрических сетей организаций, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организациям (сетевые организации, хозяйствующие субъекты), находящимся в ведении Министерства обороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»;

для организации, получившей статус гарантирующего поставщика в соответствии с подпунктом «д» пункта 36 Основных положений в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей организаций, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организациям (сетевые организации, хозяйствующие субъекты), находящимся в ведении Министерства обороны РФ и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», и расположенных на территории соответствующего субъекта РФ, устанавливается одна зона деятельности.

Суд полагает, что исходя из содержания пункта 55 Основных положений и разъяснений, приведенных в информационном письме, включение Департаментом в границы зон деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» зон в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и расположенных на территории Вологодской области, является правомерным.

Таким образом, приказ № 22 в части изложения пункта 1 приказа от 22 июня 2011 года № 19 в новой редакции также является законным и обоснованным.

По мнению суда, доводы заявителя о том, что квалифицирующим признаком потребителей, относящих их к зоне деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт», является наличие присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям, находящимся в ведении Министерства обороны РФ, основанными на неверном толковании подпункта «д» пункта 36 и пункта 55 основных положений.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает оспариваемый приказ № 22 соответствующим законодательству. Требования общества удовлетворению не подлежат.

При отказе в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

Решил:

отказать открытому акционерному обществу «Вологодская сбытовая компания» (зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1053500117450, расположено по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Пречистенская набережная, дом 68) в удовлетворении требований к Департаменту топливно-энергетического комплекса Вологодской области (зарегистрирован в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1103525002680, расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, Советский пр-кт, дом 80Б) о признании недействительным приказа от 21.07.2011 № 22 «О внесении изменений и дополнений в приказ от 22 июня 2011 года № 19».

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья Ю.А.Борисова