Арбитражная практика

Решение от 24 января 2012 года . Решение от 24 января 2012 года № . Республика Адыгея.

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Юрченко Н.И.

при секретаре Солодовниковой А.Л.

с участием пом. прокурора Иваненко М.П.,

представителя администрации МО «Каменномостское городское поселение» - Гребенщиковой И.А., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к администрации муниципального образования «Каменномостское городское поселение» о понуждении соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения,

Установил:

Прокурор Майкопского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних о возложении на администрацию муниципального образования « Каменномостское городское поселение» обязанности привести дороги в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения Российской Федерации: вблизи МОУ СОШ № в по <адрес> нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 приложения N 2 “Дорожная разметка“ к Правилам дорожного движения Российской Федерации; установить справа и слева дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, по <адрес> и <адрес> установить дорожные знаки 3.24, 1.23.; вблизи МОУ СОШ № по <адрес> установить справа и слева дорожные знаки 3.24, 1.23.; вблизи МОУ СОШ № в по <адрес> и <адрес> нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 приложения N 2 “Дорожная разметка“ к Правилам дорожного движения Российской Федерации; установить справа и слева дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, 3.24, 1.23.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки установлено, что на участках дорог МО «Каменномостское городское поселение», часто пересекаемых детьми, находящихся в непосредственной близости от школ №, № и № выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.

Так, в <адрес>, вблизи МОУ СОШ № в по <адрес> отсутствует дорожная разметка, предусмотренная п. 1.14.1 приложения N 2 “Дорожная разметка“ к Правилам дорожного движения Российской Федерации утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090; отсутствуют справа и слева дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2,. По <адрес> и <адрес> отсутствуют дорожные знаки 3.24, 1.23 предусмотренные приложением N 1 “Дорожные знаки“ к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.

Вблизи МОУ СОШ № по <адрес> отсутствуют справа и слева дорожные знаки 3.24, 1.23 предусмотренные приложением N 1 “Дорожные знаки“ к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.



Вблизи МОУ СОШ № в по <адрес> и <адрес> отсутствует дорожная разметка, предусмотренная п. 1.14.1 приложения N 2 “Дорожная разметка“ к Правилам дорожного движения Российской Федерации утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090; отсутствуют справа и слева дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, 3.24, 1.23 предусмотренные приложением N 1 “Дорожные знаки“ к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.

Согласно статье 2 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее - Закон N 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Частью 4 статьи 6 и статьей 13 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.

В силу статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. -

К вопросам местного значения сельских (городских) поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

В соответствии со статьями 3 и 13 Федерального закона “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ от 08.11.2007 N 257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с приложением N 1 “Дорожные знаки“ к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, приближающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Согласно пункту 6.2 “Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. ГОСТ Р 52605-2006“, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 N 295-ст искусственные неровности устраивают перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах; от 10 до 15 метров до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадей, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена; с чередованием через 50 метров друг от друга в зоне действия знака 1.23 “Дети“.

На основании ст. 30 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Указанным Федеральным законом установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является -приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обеспечение дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.



В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 года N 4 “О национальных стандартах РФ“ со дня вступления в силу Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, признаны национальными стандартами. Указанным Постановлением установлено, что впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению в части соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан.

Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления МО «Каменномостское городское поселение» требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу безопасности детей, а также неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель прокуратуры помощник прокурора Иваненко М.П. уточнил требования и просил обязать администрацию МО «Каменномостское городское поселение» привести дороги вблизи МОУ СОШ №, МОУ СОШ № и МОУ СОШ № в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения Российской Федерации: в <адрес> вблизи МОУ СОШ № по <адрес> установить дорожные знаки 1.23; в <адрес> вблизи МОУ СОШ № по <адрес> установить справа и слева дорожные знаки 1.23; в <адрес> вблизи МОУ СОШ № по <адрес> и <адрес> установить справа и слева дорожные знаки 1.23.

Представитель администрации МО «Каменномостское городское поселение» по доверенности Гребенщикова И.А.частично признала исковые требования, полагала, что основания для удовлетворения исковых требований прокурора в части обязания администрации МО «Каменномостское городское поселение» установить знак 1.23 по <адрес> и <адрес> не имеется.

Так, на <адрес> по предложению органов ГИБДД администрацией была установлена социальная реклама, на которой изображен знак «Дети» и имеется крупная надпись «Внимание, школа!», выполняющая функции, аналогичные знаку 1.23, а <адрес>, несмотря на то, что граничит с территорией школы №, не имеет непосредственного выхода из школы, в связи с чем, установка на ней требуемого знака не вызвана необходимостью. Пояснила также, что возможности местного бюджета скромны, в связи с чем, необходимо более рациональное использование бюджетных средств.

Представитель ОГИБДД в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения пом.прокурора, представителя администрации МО «Каменномостское городское поселение», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 2 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее - Закон N 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Частью 4 статьи 6 и статьей 13 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.

В силу статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

К вопросам местного значения сельских (городских) поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ от 08.11.2007 N 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании ст. 30 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Указанным Федеральным законом установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обеспечение дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 года N 4 “О национальных стандартах РФ“ со дня вступления в силу Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, признаны национальными стандартами. Указанным Постановлением установлено, что впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению в части соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан.

В соответствии с п.5.2.25 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 « Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 года №120-ст), знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми, независимо от наличия пешеходных переходов.

Между тем, по делу установлено, что на участках дорог МО «Каменномостское городское поселение», часто пересекаемых детьми и находящихся в непосредственной близости школ: в пос. Каменномостском вблизи МОУ СОШ № 21 по ул. Дальней и переулку Школьному, в пос. Каменномостском вблизи МОУ СОШ № 11 по ул. Гагарина, в пос. Каменномостском вблизи МОУ СОШ № 7 по ул. Чайковского и ул. Калинина справа и слева отсутствуют дорожные знаки 1.23.

Доводы представителя администрации МО «Каменномостское городское поселение» о том, что знаки не должны устанавливаться, поскольку на <адрес> по предложению органов ГИБДД администрацией была установлена социальная реклама, на которой изображен знак «Дети» и имеется крупная надпись «Внимание, школа!», выполняющая функции, аналогичные знаку 1.23, а <адрес>, несмотря на то, что граничит с территорией школы №, не имеет непосредственного выхода из школы, не обоснованны.

Социальная реклама, установленная администрацией, не является дорожным знаком, предусмотренным Правилами дорожного движения и Национальным стандартом, и ее установка не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований. <адрес>, хотя и не имеет непосредственного выхода с территории МОУ СОШ №, однако прилегает к указанной территории, тогда как п.5.2.25 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что знак 1.23 «Дети» устанавливается и перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений, в связи с чем, суд считает, что требования прокурора и в этой части обоснованны, так как несовершеннолетние могут попадать на указанную улицу с территории школы и через ограждение.

При таких обстоятельствах, суд считает требования обоснованными и обязывает администрацию МО « Каменномостское городское поселение» устранить указанные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Удовлетворить исковые требования Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к Администрации муниципального образования «Каменномостское городское поселение» о понуждении соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.

Обязать администрацию муниципального образования «Каменномостское городское поселение» привести дороги вблизи МОУ СОШ №, МОУ СОШ № и МОУ СОШ № в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения Российской Федерации: в <адрес> вблизи МОУ СОШ №, в <адрес> вблизи МОУ СОШ №, в <адрес> и <адрес> установить справа и слева дорожные знаки 1.23.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея в течение месяца через Майкопский районный суд.

Мотивированное Решение изготовлено 29.01.2012 года.

Судья - подпись.

Копия верна: Судья Н.И.Юрченко