Арбитражная практика

Решение от 17 января 2012 года № 2-49/2012. Решение от 17 января 2012 года № 2-49/2012. Республика Башкортостан.

Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Набиевой А.З.,

при секретаре Амирхановой М.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации сельского поселения Султанмуратовский сельский совет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан незаконным и возложении обязанности установить дорожные знаки,

Установил:

Прокурор Аургазинского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Султанмуратовский сельский совет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (далее администрации СП Султанмуратовский сельсовет) о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по установке дорожных знаков незаконным и возложении обязанности установить дорожные знаки. В обоснование иска указано на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части оборудования автомобильных дорог, расположенных в непосредственной близости к образовательным учреждениям Аургазинского района дорожными знаками «Дети» и «Пешеходный переход» в ходе которой выявлены нарушения. Так, например, по ул. Молодежная с. Султанмуратово перед МБОУ ООШ с.Султанмуратово и отделением МБОУ ООШ с. Султанмуратово - «ДОУ Детский сад с Султанмуратово» отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» и 1.23 «Дети».

По мнению прокурора, выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что администрацией СП Султанмуратовский сельсовет не принимаются надлежащие меры по установке дорожных знаков, обеспечивающих безопасность дорожного движения вблизи образовательного учреждения, а также о бездействии со стороны органа местного самоуправления. На этих основаниях заявитель просил признать бездействие органа местного самоуправления незаконным и обязать его устранить нарушения в срок до 01.03.2012 года.

В судебном заседании прокурор Батталова Р.Р., поддержав требования в полном объёме, просила их удовлетворить.

Представитель органа местного самоуправления - глава администрации СП Султанмуратовский сельсовет Мухамедьярова Л.З., согласившись с заявлением прокурора, суду пояснила о том, что дорожных знаков нет, чтобы их установить нужно время, просила предоставить срок для устранения нарушений до 01 мая 2012 года.

Представители третьих лиц - МБОУ ООШ с.Султанмуратово и отделения ГИБДД отдела МВД России по Аургазинскому району РБ в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав прокурора, представителя органа местного самоуправления, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В силу п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.6, п.10 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.



В соответствии со ст.3 Федерального закона Российской Федерации 10.12.1995 № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.3 Устава сельского поселения Султанмуратовский сельский совет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (далее - Устав), к вопросам местного значения Сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.20 Устава осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе в области дорожной деятельности относится к полномочиям администрации Сельского поселения.

Кроме того, на основании п.8 ст.6 ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ“ от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее Закон), к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п.9 ст.5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления - сельское поселение Султанмуратовский сельский совет законодательством о безопасности дорожного движения возложена обязанность содержания автомобильных дорог в границах поселения, в том числе организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков, их установка и содержание.

В силу п.5 ст.3 Закона элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся и дорожные знаки.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 “О Правилах дорожного движения“, дорожный знак “Дети“ предупреждающий знак, устанавливается вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и т.п.), на проезжей части которого возможно появление детей.

Судом учитываются также положения Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № 120-ст, которым утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 “Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств“.

Из справки от 30.12.2011 года, составленной по результатам прокурорской проверки следует, что по ул. Молодежная с. Султанмуратово перед МБОУ ООШ с. Султанмуратово и отделением МБОУ ООШ с. Султанмуратово - «ДОУ Детский сад с Султанмуратово» отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» и 1.23 «Дети».



Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства вблизи названного образовательного учреждения отсутствуют соответствующие дорожные знаки.

Сведения о проведении администрацией сельского поселения Султанмуратовский сельсовет каких-либо действий по организации безопасности дорожного движения несовершеннолетних по существу рассматриваемого вопроса в суд не представлены.

Отсутствие соответствующих дорожных знаков делает фактически невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, проезжающих мимо данного образовательного учреждения, что ставит под угрозу безопасность несовершеннолетних, пользующихся услугами образовательного учреждения, что свидетельствует о бездействии администрации сельского поселения Султанмуратовский сельсовет, выразившемся в непринятии мер по установке дорожных знаков.

С учетом всех обстоятельств данного дела, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора Аургазинского района о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Султанмуратовский сельсовет является обоснованным.

Неисполнением администрацией сельского поселения Султанмуратовский сельсовет своих полномочий в области безопасности дорожного движения нарушаются права несовершеннолетних граждан на охрану жизни и здоровья, в связи с чем подлежит удовлетворению и требование о возложении обязанности на администрацию сельского поселения Султанмуратовский сельсовет установить дорожные знаки “Дети“ и “Пешеходный переход“, вблизи детского образовательного учреждения на соответствующем участке дороги.

Что касается определения срока исполнения органом местного самоуправления возложенной на него судом обязанности, то суд принимает во внимание возможность её реального исполнения в указанный в заявлении прокурора срок, а также его разумность, поэтому считает необходимым установить его с учетом данных обстоятельств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254 - 258 ГПК РФ,

Решил:

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья подпись.

Решение на 10.02.2012 г. в законную силу не вступило.