Арбитражная практика

Решение от 17 января 2012 года . Решение от 17 января 2012 года № . Республика Бурятия.

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Гимадеевой *.*. ,

при секретаре Шагдуровой *.*.

с участием представителя истца Игумновой *.*. , действующей на основании ордера,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О. ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице законного представителя Лоскутниковой *.*. к КЭЧ Кяхтинского района, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения незаконным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение,

Установил:

Истец и законный представитель Лоскутникова *.*. обратилась в суд с иском к КЭЧ <адрес> о признании незаконным отказ в приватизации жилого помещения, о признании договора найма служебного жилого помещения незаконным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о понуждении заключить договор приватизации на жилое помещение.

Свои доводы мотивировал следующим, так в соответствии с договором найма служебного жилого помещения супругу истицы и членам его семьи была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

В качестве членов семьи нанимателя в договор найма служебного жилого помещения вписаны она и дети ФИО1, 2004 г.р., ФИО2, 2000 г.р., ФИО3, 2007 г.р.

С момента получения квартиры истица и члены ее семьи проживают в вышеуказанном жилом помещении, оплачивают коммунальные услуги, производят текущий ремонт, следят за состоянием квартиры.

В феврале 2011 года истца письменно обратилась в КЭЧ <адрес> с заявлением о заключении с ней договора приватизации квартиры, в которой она проживает. Но до настоящего времени никакого ответа из КЭЧ <адрес> она не получила.



Считает, отсутствие ответа на ее заявление о заключении договора найма жилого помещения и о разрешении приватизации данной квартиры нарушает ее права на приватизацию и расценивает как отказ КЭЧ <адрес> как заключать с ней какие-либо договора, так и отказ в передаче занимаемого мной жилого помещения в собственность.

По мнению истицы, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в настоящее время не является служебным, и ее проживание в указанной квартире происходит фактически на условиях социального найма

КЭЧ <адрес> осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением.

Поскольку занимаемое ей и членами ёё семьи жилое помещение по адресу <адрес> не имеет в настоящее время статуса «служебное» жилье, не зарегистрировано в качестве такового в органе БТИ, следовательно, у истцов имеются все основания для его приватизации.

На основании изложенного, истцы Лоскутниковы просят признать незаконным отказ Кяхтинской КЭЧ района в приватизации занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>; признать договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать право пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязать Кяхтинскую КЭЧ района заключить договор с Лоскутниковой *.*. и ее несовершеннолетними детьми о передаче его в собственность.

Истица и законный представитель несовершеннолетних Лоскутникова *.*. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть иск в ее отсутствие.

Представитель истца Игумнова *.*. , действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске, настаивала на удовлетворении.

Представитель ответчика - КЭЧ <адрес> надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в деле имеются сведения о прекращении деятельности юридического лица. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ».

Представитель соответчика ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя.

Ранее, представителем названного соответчика Савкиной *.*. был представлен отзыв, из которого следует, что с требованиями истца ответчик не согласен, считает их незаконными, поскольку предоставленное жилое помещение относится к служебному жилому помещению и приватизации не подлежит. Истец к КЭЧ района или ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России с заявлением не обращался. Кроме того, истец не стоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствующих документов наниматель не собирал, и в уполномоченные органы им представлено не было. Соответственно предоставить жилое помещение по линии Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время не возможно. Кроме того, полномочиями по передаче жилья в собственность граждан возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ и его региональные отделения, в частности ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. На основании изложенного считает, что у истца отсутствуют основания для признания права на приватизацию, в удовлетворении искового заявления просила отказать в полном объеме.



Третье лицо Лоскутников *.*. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу иска возражений не имеет.

Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В ст.2 названного Закона указано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ было разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в, соответствии с жилищным законодательством РФ. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органе, осуществляющем государственный учет жилых помещений, то есть БТИ.

Кроме того, согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным имуществом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В п. 14 Правил указано, что Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Так, ДД.ММ.ГГГГ Лоскутникова *.*. обратился с заявлением к начальнику Кяхтинской КЭЧ района по вопросу приватизации спорного жилого помещения.

Ответа начальника КЭЧ <адрес> на заявление Лоскутниковой в материалах дела не имеется. Отсутствие ответа на заявление, судом расценивается как отказ в удовлетворении заявления.

Из договора найма служебного жилого помещения № б от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кяхтинской КЭЧ района и ФИО10., следует, что нанимателю и членам его семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> в связи с прохождением службы. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены жена ФИО4, сын ФИО1, сын ФИО3, сын ФИО2.

Из справки ТСЖ «Звездочка» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Лоскутникова *.*. проживает и зарегистрирован по месту жительства <адрес>, имеет состав семьи - муж ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО2, 2000 года рождения, сын ФИО1, 2004 года рождения, сын ФИО2, 2007 года рождения.

Из выписки из лицевого счета следует, что нанимателем спорного жилого помещения является ФИО10, и члены его семьи жена ФИО1, сын ФИО2, 2000 года рождения, сын ФИО1, 2004 года рождения, сын ФИО2, 2007 года рождения.

Из архивных справок Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Постановлением Кяхтинской городской администрации № 86 от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Кяхтинской городской администрации № 5 от ДД.ММ.ГГГГ год за спорным жилым помещением закреплен статус служебной квартиры.

Постановлением администрации <адрес> № 40 от ДД.ММ.ГГГГ отменено Постановление администрации <адрес> № 5 от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Администрации <адрес> № 138 от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес>» спорное жилое помещение значится в прилагаемом списке.

Из архивной справки Архивного отдела администрации МО «<адрес>» РБ ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списках к Постановлениям Кяхтинской городской администрации № 39 от ДД.ММ.ГГГГ, № 114 от ДД.ММ.ГГГГ, № 196 от ДД.ММ.ГГГГ, № 249 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> не значится.

В постановлении 3 252 от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> значится в списке служебных квартир.

Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АУ РБ «Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ» (Кяхтинский филиал) нет сведений, указывающих, что квартира, расположенная по адресу <адрес> является служебной, кроме того по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Лоскутникова *.*. , ФИО2, 2000 года рождения, ФИО1, 2004 года рождения, ФИО2, 2007 год рождения участия в приватизации на территории <адрес> не принимал.

Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ КГУП «Забайкальское БТИ» следует, что Лоскутникова *.*. , и ее несовершеннолетний сын ФИО2 не приобретали в собственность бесплатно в порядке приватизации жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда на территории <адрес> и <адрес>, не имеют собственного жилого дома.

Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилое помещение, расположенные по адресу <адрес>, отсутствуют. Из уведомления УФРС кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в собственности Лоскутниковой *.*. , иных прав на недвижимое имущество, кроме права собственности на земельный участком в <адрес>, не зарегистрировано.

Из уведомлений УФРС кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав ФИО2, ФИО2, ФИО1, на объекты недвижимости на территории Республики Бурятия отсутствуют.

ФИО10 не возражает против приватизации квартиры, расположенной по адресу <адрес>, что подтверждается нотариально оформленным согласием.

Согласно передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ Кяхтинской КЭЧ района принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества подтверждает, что федеральное имущество закреплено на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ района, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность КЭЧ <адрес> прекращена путем реорганизации в форме присоединения ДД.ММ.ГГГГ, о чем произведена запись №. Правопреемником указанного юридического лица является Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

По правилам 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно ч.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято Решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или Решением собственника.

В соответствии со ст. 6 Закона “О приватизации жилищного фонда в РФ“ передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилищным фондом.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемые гражданами жилые помещения из числа ведомственного жилищного фонда подлежат приватизации. При этом согласия собственника жилищного фонда на приватизацию не требуется, эти функции возложены действующим жилищным законодательством на предприятие, осуществляющего оперативное управление спорном жилым помещением.

Согласно передаточного акта от 01.04.2011 года Федеральным Государственным учреждением «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, принято государственное имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой <адрес>.

Так, суд считает установленным то обстоятельство, что ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» осуществляет оперативное управление спорным жилым помещением как правопреемник, поэтому приходит к выводу, что согласие собственника на приватизацию жилого помещения не требуется, данные функции возложены на Федеральное Государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Кроме этого, спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, что подтверждается отсутствием таких сведений в органах государственного и технического учета, а также в органах осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42.

Приходя к такому выводу суд учитывает, что Постановлением администрации МО «<адрес>» № 263 от ДД.ММ.ГГГГ было отменено Постановление администрации <адрес> № 138 « О присвоении статуса «служебная» квартирам КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 21 было отменено Постановление администрации <адрес> № 252 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № 207 отменено Постановления администрации МО «<адрес>» № 86 от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому заключение с ФИО10, договора найма служебного жилого помещения не свидетельствует о том, что спорная квартира имеет режим служебного жилья.

Поэтому отказ КЭЧ <адрес> в приватизации спорной квартиры, является незаконным и нарушающим права истцов, поскольку спорное жилое помещение не относиться к перечню жилых помещений, не подлежащих приватизации, указанных в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры, соответственно по договору найма служебного жилого помещения.

В ходе судебного заседания было установлено, что спорная квартира не относится к категории служебных жилых помещений, поэтому договор найма служебного помещения между сторонами противоречит требованиям ч.1 и ч.3 ст. 104 ЖК РФ, потому не может быть признан законным, поэтому суд полагает обоснованными требования истца о признании настоящего договора незаконным.

В судебном заседании было установлено, что истцы проживают в спорном жилом помещении с ноября 2009 года, которое было предоставлено КЭЧ <адрес> ФИО10, в связи в прохождением военной службы в МО РФ. Фактические обстоятельства дела, такие как проживание истцов, в квартире на основании договора, открытие лицевого счета на имя нанимателя, оплата коммунальных услуг подтверждают то обстоятельство, что отношения между сторонами возникли из договора социального найма, доказательств проживания истцов в спорном жилом помещении на иных условиях стороной ответчика не предоставлено.

Как следует из положений ст. 672 ГК РФ в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Доводы представителя ответчика о том, что истцы не отнесены к категории граждан, имеющих право состоять на учете для получения жилья по договору социального найма, вследствие чего он не вправе требовать заключения договора приватизации не основан на законе. Для реализации своего права на приватизацию занимаемого жилого помещения граждане не должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не содержит такого условия.

Отсутствие договора социального найма жилого помещения (в письменной форме) не является препятствием для реализации права Лоскутниковой *.*. , и ее несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО2 на приватизацию занимаемого жилого помещения.

При указанных обстоятельствах исковые требования Лоскутниковой *.*. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

Решил:

Иск Ф.И.О. ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице законного представителя Лоскутниковой *.*. - удовлетворить.

Признать договор найма служебного жилого помещения, заключенного между КЭЧ <адрес> и ФИО10, №(б) от ДД.ММ.ГГГГ - незаконным.

Признать отказ КЭЧ <адрес> Лосткутниковой Н.С в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> - незаконным.

Признать право пользования Ф.И.О. ФИО1, ФИО2, ФИО3, жилым помещением – квартирой № <адрес> на условиях социального найма.

Обязать ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» заключить с Л Ф.И.О. ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице законного представителя Лоскутниковой *.*. договор о безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в собственность.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня получения решения суда в окончательном виде.

Судья Гимадеева *.*.