Арбитражная практика

Об отказе в удовлетворении исковых требований. Решение от 21 сентября 2011 года № . Липецкая область.

21 сентября 2011 года Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Путилина *.*.

с участием адвоката Осяк *.*.

при секретаре Шестаковой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску представителя Уразова *.*. по доверенности Зацепиной *.*. к администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области об обжаловании постановления об отказе в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

Установил:

Представитель истца обратился в Усманский районный суд с исковым заявлением, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как участника Великой Отечественной войны. Подпунктом 3.4 пункта 3 постановления главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с достаточностью жилой площади по месту регистрации и ввиду намеренного ухудшения жилищных условий.

Просили суд признать незаконным п.п. 3.4 пункта 3 Постановления главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области, поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, предоставить жилое помещение по договору социального найма в первоочередном порядке. Так как, он проживает у своих родственников по другому адресу и не является членом семьи собственника жилого помещения.

В дальнейшем истец и его представитель дополнили исковые требования и просили признать за истцом право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением на основании Указа Президента РФ от 07.08.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» в силу п.п. 1 п.1 ст. 51 ЖК РФ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Управление социальной защиты населения Липецкой области.

В судебном заседании представители истца по доверенности Зацепина *.*. , по ордеру Осяк *.*. поддержали заявленные требования. Дополнительно пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ истец переселился в квартиру <адрес>



В настоящее время истец не помнит и не знает, на основании чего он вселился в данную квартиру. В первоначальном исковом заявлении он указывал, что квартира <адрес> была предоставлена как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, он был снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При проверке оказалось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ он на учёте в исполнительном комитете Усманского городского Совета народных депутатов Липецкой области нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, что подтверждается Архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ г. №. Согласно которой, в документах архивных фондов: исполнительного комитета Усманского городского Совета народных депутатов Липецкой области в решениях исполкома за ДД.ММ.ГГГГ гг., исполнительного комитета Усманского районного Совета народных депутатов в решениях исполкома за ДД.ММ.ГГГГ гг. сведений о выделении квартиры Уразову *.*. не имеется.

На основании договора на передачу квартиры в собственность, заключённого с Администрацией Усманского района Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрированного в Усманском БТИ ДД.ММ.ГГГГ., указанная квартира была истцом приватизирована.

ДД.ММ.ГГГГ. при повторном освидетельствовании истцу была определена первая группа инвалидности по зрению бессрочно в связи с ранением на фронте.

ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> была подарена истцом своему племяннику *.*. В..

Свидетельство о государственной регистрации права выдано *.*. В. ДД.ММ.ГГГГ серия <данные изъяты>.

После дарения квартиры *.*. В. истец переехал на жительство в <адрес> без регистрации. Дом, в котором он проживает, старый и ветхий, принадлежит другим лицам.

Отказ Администрации в принятии истца на учёт нуждающихся в жилом помещении является неправомерным, т.к. после заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. прошло восемь лет.

Умысла намеренно ухудшить свои жилищные условия у истца не было.

Одаряемый *.*. В. членом семьи истца не является и семейных отношений между ними не было и нет. Истец одинок, жены и детей не имеет.



Согласно справки клиентской службы Управления Пенсионного Фонда России в Усманском районе от ДД.ММ.ГГГГ., *.*. В. состоит на учёте в ГУ УПФР в Усманском районе Липецкой области как получатель компенсационной выплаты по уходу за Уразовым *.*. , инвалидом первой группы по зрению, с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей в месяц.

На основании акта освидетельствования во ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ. истец является нетрудоспособным и нуждается в посторонней помощи.

Представитель ответчика- администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области по доверенности Пешехонова *.*. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснив, что у истца отсутствуют основания для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как участника Великой Отечественной войны, в связи с достаточностью жилой площади по месту регистрации и ввиду намеренного ухудшения жилищных условий.

Представитель Управления социальной защиты населения Липецкой области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве возражал против удовлетворения иска. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обозрев материалы учетного дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, согласно удостоверения, выданного ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>, истец является инвалидом Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Согласно списка на выдачу удостоверений, истец является участником ВОВ.

Как следует из справок, истец зарегистрирован с *.*. В. в квартире <адрес>

На основании договора на передачу квартиры в собственность, заключённого с Администрацией Усманского района Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированного в Усманском БТИ ДД.ММ.ГГГГ., указанная квартира была истцом приватизирована.

ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> была подарена истцом своему племяннику *.*. В.

Собственником указанной квартиры в настоящее время, согласно свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ., является *.*. В., истец не имеет иного жилого помещения в г. Усмани на праве собственности, или по иным основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как участника Великой Отечественной войны. Подпунктом 3.4 пункта 3 постановления главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. № истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с достаточностью жилой площади по месту регистрации и ввиду намеренного ухудшения жилищных условий.

Президент РФ Указом от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., с последующими изменениями и дополнениями, Постановил (п.1) «считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов участников Великой Отечественной войны, и имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах»».

В соответствии с п.п. «з» п.п.1 ч.1 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», с последующими изменениями и дополнениями, к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся:

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии.

Согласно ст.ст. 14,17 указанного Федерального закона, Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах “а“ - “ж“ и “и“ подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст. 23.2 названного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1).

В силу ст.ст. 49,50,51 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно ст.ст. 52,55,56 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Суд полагает обоснованным и законным п.п. 3.2 пункта 3 Постановления главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от 04 мая 2010г. №286 об отказе истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так как, в соответствии со ст.ст. 14,17 Федерального закона от 12.01.1995 года №5- ФЗ «О ветеранах» инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Истец был уже ранее обеспечен жилым помещением по договору найма, которое в дальнейшем приватизировал и распорядился им, подарив своему племяннику *.*. В..

Указанные обстоятельства сторонами и их представителями в судебном заседании не оспаривались.

Обоснован и довод представителя ответчика о том, что постановка на учет осуществляется исходя из регистрации гражданина.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002г. №23-О, регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17,19,27 и 40 Конституции Российской Федерации.

В силу п. 4 Положения «О порядке использования муниципального жилищного фонда на территории г. Усмани», утвержденного Решением Совета депутатов г. Усмани 17.07.2006г., учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях г. Усмани, составляет 13,5 кв.м. общей площади на человека.

Обеспеченность истца, по месту регистрации (<данные изъяты>), больше указанной выше учетной нормы. В связи с чем, обоснован вывод администрации г. Усмани об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с достаточностью жилой площади по месту регистрации.

Более того, как следует из обозренных в судебном заседании материалов учетного дела истца, в нем отсутствуют указания о постановке его на учет в силу п.п. 1 п.1 ст. 51 ЖК РФ, отсутствуют ссылка и доказательства того, что он не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он зарегистрирован, приложены документы только по квартире <адрес>

Принимая во внимание, что постановка на учет носит заявительный характер, и отсутствие ссылок и документов на указанные выше обстоятельства в заявлении истца привело к рассмотрению его заявления администрацией г. Усмани только исходя из его нуждаемости применительно к учетной норме жилой площади по месту регистрации, что также говорит о законности принятого решения.

В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.

Принимая во внимание родственные отношения истца с собственником жилого помещения, в котором он зарегистрирован, дарение данной квартиры истцом своему племяннику, преклонный возраст истца, не позволяющий ему самостоятельно обслуживать себя, то обстоятельство, что уход за истцом осуществляет его племянник *.*. В.,как получатель компенсационной выплаты по уходу за Уразовым *.*. , суд полагает, что истцом и его представителями не представлено в судебное заседание доказательств того, что последний не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он зарегистрирован в настоящее время.

Что также, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Истцом и его представителями не представлено в судебное заседание доказательств незаконности оспариваемого Постановления главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные выше обстоятельства, как каждое в отдельности, так и все в совокупности являются основанием для отказа в удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.254,255,194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Уразова *.*. отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Судья *.*. Путилин

Мотивированное Решение суда изготовлено 23.09.2011 г.