Арбитражная практика

Решение от 25 января 2012 года . Решение от 25 января 2012 года № . Рязанская область.

Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Царькова *.*. ,

при секретаре Манушиной *.*. ,

с участием представителей истицы Бычковой *.*. , Никурадзе *.*. ,

представителя ответчика – Министерства социальной защиты населения Рязанской области Куреевой *.*. ,

представителя третьего лица Вешкиной *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Ершовой *.*. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Правительству Рязанской области о взыскании компенсации взамен утраченного жилого помещения,

Установил:

Ершова *.*. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Правительству Рязанской области о взыскании компенсации взамен утраченного жилого помещения.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в результате горения сухой травы в поле сгорел дом-дача, по адресу: <адрес>, принадлежащая ей на праве собственности.

Поскольку её дача сгорела в результате природного пожара, истица полагает, что имеет право на получение компенсационной выплаты в соответствии с Законом ФИО1 области № 94-ОЗ от 01.09.2010г. «О ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году», как лицо, лишившееся жилого помещения в результате природного пожара.

В ДД.ММ.ГГГГ. она, истица, собрав все необходимые документы, обратилась в территориальный отдел Министерства соцзащиты населения Рязанской области с заявлением о выплате компенсации за сгоревший дом, ДД.ММ.ГГГГ - с аналогичным заявлением к Губернатору Рязанской области.



Однако в выплате материальной помощи ей в ДД.ММ.ГГГГ. было отказано Министерством социальной защиты населения Рязанской области, поскольку межведомственная комиссия не нашла достаточных оснований для рекомендации комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области признать её пострадавшей.

Полагая отказ неправомерным, истица обратилась в суд, с учетом уточненных требований, просит признать незаконным отказ Межведомственной комиссии при Правительстве Рязанской области в признании ее пострадавшей в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010г., признать ее пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010г., взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области компенсационную выплату за сгоревший дом в результате природного пожара ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в размере <данные изъяты> руб., материальную помощь в связи с утратой имущества – <данные изъяты> руб., взыскать солидарно с ответчиков за составление искового заявления <данные изъяты> руб., за оплату услуг адвоката – <данные изъяты> руб.

В ходе судебного разбирательства, на основании ст. 43 ГПК РФ, судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов РФ.

В судебном заседании представители истицы заявленные требования поддержали.

Истица в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Рязанской области иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Мотивирует тем, что под действие Закона Рязанской области от 01.09.2010г. № 94-ОЗ «О ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году», подпадают граждане, лишившиеся имущества, признанные пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году. Распоряжением Губернатора Рязанской области от 29.07.2010г. № 275-рг, режим чрезвычайной ситуации введен на территории Рязанской области лишь с 29.07.2010г. Таким образом, пожар, в результате которого сгорел дом – дача истицы произошел до того, как на территории Рязанской области был введен режим чрезвычайной ситуации. Кроме того, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области истица не признана пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Рязанской области.

Представитель ответчика Правительства Рязанской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее в судебных заседаниях иск не признавал, поддерживал позицию Министерства социальной защиты населения Рязанской области, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица не согласен с иском, поддержал позицию ответчиков.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истицы, представителя Правительства Рязанской области.

Выслушав представителей сторон, третьего лица, пояснения свидетеля <данные изъяты> в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, проверив материалы дела, суд считает иск не обоснованным и подлежащим отклонению по следующим основаниям.



Ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.

В силу ст.ст. 2, 3 Закона Рязанской области от 01.09.2010г. № 94-ОЗ «О ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году», под действие настоящего Закона подпадают граждане, лишившиеся жилых помещений и (или) имущества, признанные пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году.

Гражданин признается пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области.

В случае невозможности предоставления гражданином документов (части документов), подтверждающих право на меры социальной поддержки и компенсации, предусмотренные настоящим Законом, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области рассматривает его заявление и принимает Решение о предоставлении мер социальной поддержки и компенсаций или отказе в их предоставлении.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4, ст. 6 Закона, компенсации пострадавшим гражданам осуществляются, в том числе, в виде материальной помощи в связи с утратой ими имущества в размере двухсот тысяч рублей каждому.

Для получения материальной помощи пострадавшие граждане подают в территориальные отделы (секторы) министерства социальной защиты населения Рязанской области заявления на получение материальной помощи с указанием реквизитов лицевого счета, открытого в кредитном учреждении, с предъявлением документов, удостоверяющих личность.

На основании поданных заявлений министерство социальной защиты населения Рязанской области перечисляет материальную помощь на лицевые счета пострадавших граждан, открытые в кредитных учреждениях.

В силу ст. 11 Закона, финансирование мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году, осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе дотаций из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании бесспорно установлено, что истице на праве собственности принадлежит дачный дом, состоящий из одноэтажного кирпичного строения общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес> и земельный участок в размере <данные изъяты> га по этому же адресу.

Указанные обстоятельства не оспорены сторонами и подтверждаются регистрационным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Бюро технической инвентаризации Сасовского райгорисполкома Рязанской области; свидетельством о праве собственности на землю №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Алешинской сельской администрацией Сасовского района Рязанской области, техническим паспортом на дачный дом индивидуального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Сасовского отдела Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ

Одновременно судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в результате горения сухой травы в поле сгорел указанный выше принадлежащий истице дачный дом, находящийся по адресу: <адрес>. Причиной пожара послужило горение сухой травы в поле.

Данные обстоятельства сторонами также не оспаривались и подтверждаются справками ОНД Сасовского района МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, Главного управления МЧС России по Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, администрации муниципального образования – Сасовский муниципальный район Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ, материалом об отказе в возбуждении уголовного дела № от ДД.ММ.ГГГГ

Также в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в ГУ «Сасовский комплексный центр социального обслуживания населения» с заявлением о выплате материальной помощи в связи с пожаром и всем необходимым пакетом документов.

ДД.ММ.ГГГГ Ершова *.*. обратилась к Губернатору Рязанской области с заявлением о выплате компенсации за потерю недвижимого имущества на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).

Межведомственная комиссия при Правительстве Рязанской области по решению вопросов, возникающих в ходе ликвидации последствий природных пожаров на территории Рязанской области в 2010г. на заседании ДД.ММ.ГГГГ, не нашла достаточных оснований для рекомендации комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области признать истицу пострадавшей в результате природных пожаров, произошедших на территории Рязанской области в 2010г.

ДД.ММ.ГГГГ истица получила отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в выплате материальной помощи за утраченное имущество в порядке, определенном Законом Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году».

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются пояснениями сторон в судебном заседании, заявлением Ершовой *.*. Губернатору Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства социальной защиты населения Рязанской области, материалами личного дела Ершовой *.*. , имеющимися в Министерстве социальной защиты населения Рязанской области, исследованными в ходе судебного разбирательства, протоколом заседания межведомственной комиссии при Правительстве Рязанской области по решению вопросов, возникающих в ходе ликвидации последствий природных пожаров на территории Рязанской области в 2010г. от ДД.ММ.ГГГГ № с приложенным к нему списком граждан, подавших заявления на оказание материальной помощи и претендующих на признание их пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010г.

Как указано выше, под действие Закона Рязанской области от 01.09.2010г. № 94-ОЗ «О ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году», подпадают граждане, лишившиеся жилых помещений и (или) имущества, признанные пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году.

В силу ст. 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. № 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении“, чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Согласно ст. 3 данного Закона, чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся, в том числе, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Указом Президента Российской Федерации от 02.08.2010г. № 966 объявлена чрезвычайная ситуация, связанная с обеспечением пожарной безопасности, в ряде регионов России, в том числе в Рязанской области. Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации поручено выплатить в установленном порядке компенсации за утраченные жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате пожаров.

На основании распоряжения Правительства РФ от 30.07.2010г. № 1286-р Рязанской области оказана финансовая помощь в размере 499 млн. руб. за счет предоставления в 2010 году из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году.

Распоряжением Губернатора Рязанской области от 29.07.2010г. № 275-рг, режим чрезвычайной ситуации введен на территории Рязанской области временно с 29.07.2010г. и до особого распоряжения.

Судом, бесспорно, установлено, что дачный дом Ершовой *.*. сгорел ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения режима чрезвычайной ситуации на территории Рязанской области. В ДД.ММ.ГГГГ., то есть на момент пожара, чрезвычайная ситуация на территории Рязанской области отсутствовала. В связи с чем, не имеется правовых оснований для признания истицы пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году в соответствии с Законом Рязанской области N 94-ОЗ от 01.09.2010 “О ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Рязанской области в 2010 году“, и признании за ней права на компенсацию в виде материальной помощи в связи с утратой имущества и права на компенсационную выплату взамен утраченного им жилого помещения в соответствии со ст. 4 указанного Закона.

Несостоятельными признаются судом доводы стороны истицы о том, что выплата компенсации должна быть произведена Ершовой *.*. на основании распоряжения Правительства РФ от 30.07.2010г. № 1286–р, поскольку они основаны на неправильном понимании норм материального права.

Также не принимаются доводы истицы об отсутствии в Министерстве социальной защиты населения Рязанской области ее заявления о выплате материальной помощи в связи с пожаром от ДД.ММ.ГГГГ, поданное в ГУ «Сасовский комплексный центр социального обслуживания населения», а также ответа на него, поскольку они не имеют правового значения для разрешения данного дела.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ,

Решил:

В иске Ершовой *.*. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Правительству Рязанской области о взыскании компенсации взамен утраченного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани.

Судья