Арбитражная практика

О возложении обязанности привести Устав сельского поселения в соответствие с действующим законодательством. Решение от 09 февраля 2012 года № . Воронежская область.

Таловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи Кондратьева *.*. ,

при секретаре Швабриной *.*. ,

с участием представителя истца - помощника прокурора Шахламазова *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Таловского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Каменно-Степного сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности привести Устав Каменно-Степного сельского поселения в соответствие с действующим законодательством,

Установил:

Прокурор Таловского района Воронежской области обратился в суд с заявлением, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка Устава Каменно-Степного сельского поселения на предмет соответствия действующему федеральному и региональному законодательству. Устав Каменно-Степного сельского поселения утвержден Постановлением Совета народных депутатов Каменно-Степного сельского поселения №23 от 31.05.2005 года, зарегистрирован в Министерстве юстиции 27.06.2005 года за №938. Данный правовой акт является нормативным, обнародован путем размещения на информационных щитах в общественных местах. В соответствии со ст.2 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», муниципальные правовые акты являются правовой основой противодействия коррупции. Устав муниципального образования, согласно п.1 ч.1 ст.43 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» входит в систему муниципальных правовых актов. В ходе проведенной проверки установлено, что ФЗ от 21.11.2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (вступил в силу с 03.12.2011 года), внесены существенные изменения в области противодействия коррупции, которые не нашли своего отражения в Уставе Каменно-Степного сельского поселения, а именно: 1) дополнена ст.14 Закона (вопросы местного значения поселения) пунктом 38 следующего содержания: «осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения». В соответствии с ч.1 ст.2 Закона под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, Решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Законом осуществляется населением и (или) органом местного самоуправления самостоятельно. Отсутствие в Уставе Каменно-Степного сельского поселения данного вопроса местного значения может привести к его неисполнению. Также согласно ст.15 Бюджетного кодекса, в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения. Таким образом, отсутствие данного вопроса местного значения в Уставе может привести к не закреплению в бюджете поселения денежных средств, направленных на его выполнение; 2) дополнена ст.36 Закона (глава муниципального образования) пунктом следующего содержания: «4.1. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами». Не закрепление в Уставе данного положения может привести к невыполнению данной обязанности главой Каменно-Степного сельского поселения; 3) дополнена ч.2 ст.74.1 Закона (основания для удаления главы муниципального образования в отставку) пунктом 4 следующего содержания: «несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами». Отсутствие данного положения в Уставе может привести к нарушению одного из основных принципов противодействия коррупции, закрепленного в п.4 ст.3 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно - неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Согласно п.2 ст.3 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является законность, отсутствие вышеперечисленных положений в Уставе Каменно-Степного сельского поселения приводит к его нарушению. Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ наделен правом на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просил суд обязать Совет народных депутатов Каменно-Степного сельского поселения Таловского муниципального района привести в соответствие с действующим законодательством Устав Каменно-Степного сельского поселения, дополнив: 1) ст.7 (вопросы местного значения Каменно-Степного с/п) Устава Каменно-Степного сельского поселения следующим положением - «осуществление мер по противодействию коррупции в границах Каменно-Степного сельского поселения»; 2) ст.34 (глава Каменно-Степного сельского поселения) Устава Каменно-Степного сельского поселения следующим положением - «глава Каменно-Степного сельского поселения должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами»; 3) ч.2 ст.63 (удаление главы Каменно-Степного сельского поселения в отставку) Устава Каменно-Степного сельского поселения следующим положением - «несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шахламазов *.*. подтвердил суду фактические обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, исковые требования поддержал, просил суд обязать Совет народных депутатов Каменно-Степного сельского поселения Таловского муниципального района привести в соответствие с действующим законодательством Устав Каменно-Степного сельского поселения, дополнив: 1) ст.7 (вопросы местного значения Каменно-Степного сельского поселения) Устава Каменно-Степного сельского поселения следующим положением: «осуществление мер по противодействию коррупции в границах Каменно-Степного сельского поселения»; 2) ст.34 (глава Каменно-Степного сельского поселения) Устава Каменно-Степного сельского поселения следующим положением - «глава Каменно-Степного сельского поселения должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами»; 3) ч.2 ст.63 (удаление главы Каменно-Степного сельского поселения в отставку) Устава Каменно-Степного сельского поселения следующим положением - «несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В судебное заседание представитель ответчика Совета народных депутатов Каменно-Степного сельского поселения Таловского района не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, нашел заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.



В соответствии со ст.2 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», муниципальные правовые акты являются правовой основой противодействия коррупции. Устав муниципального образования, согласно п.1 ч.1 ст.43 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», входит в систему муниципальных правовых актов.

Согласно ч.10 ст.35 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ст.7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Судом установлено, что ряд положений, которые были внесены в ст.14, ст.36 и ч.2 ст.74.1 ФЗ от 21.11.2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», вступившие в законную силу с 03.12.2011 года, закрепили существенные изменения в области противодействия коррупции.

Статья 14 ФЗ от 21.11.2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» регламентирует вопросы местного значения поселения, в данную статью внесено следующее дополнение под пунктом 38 - «осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения».

Статья 36 ФЗ от 21.11.2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», которая называется «глава муниципального образования» дополнена п.4.1 следующего содержания - «Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами».

И ч.2 ст.74.1 ФЗ от 21.11.2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», содержащая основания для удаления главы муниципального образования в отставку», дополнена п.4 следующего содержания - «несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами».

Согласно п.2 ст.3 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является законность. Отсутствие вышеперечисленных положений в Уставе Каменно-Степного сельского поселения приводит к его нарушению.

С учетом совокупности исследованных судом доказательств по делу, установлено, что в статье 7 Устава Каменно-Степного сельского поселения Таловского муниципального района, регламентирующей вопросы местного значения, отсутствует следующее положение «осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения», которое закреплено в ст.14 ФЗ от 21.11.2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, Решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно ст.15 Бюджетного кодекса, в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, отсутствие данного вопроса в Уставе поселения может привести к тому, что в бюджете поселения не будут закреплены денежные средства на осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Также в статье 34 Устава, которая называется «глава Каменно-Степного сельского поселения», не содержится положение «Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами», которое содержится в ст.36 ФЗ от 21.11.2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Не закрепление данного положения в Уставе сельского поселения может привести к невыполнению данной обязанности главой Каменно-Степного сельского поселения.



И в части 2 статьи 63 Устава, содержащей основания удаления главы Каменно-Степного сельского поселения в отставку, отсутствует положение «несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами», которое закреплено ч.2 ст.74.1 ФЗ от 21.11.2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Отсутствие данного положения в Уставе может привести к нарушению одного из основных принципов противодействия коррупции, закрепленного в п.4 ст.3 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», - неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Согласно п.2 ст.3 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является законность, отсутствие вышеперечисленных положений в Уставе Каменно-Степного сельского поселения приводит к его нарушению, также могут быть нарушены права и законные интересы граждан, в связи с чем суд находит исковые требования прокурора Таловского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, ответчик Совет народных депутатов Каменно-Степного сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Совет народных депутатов Каменно-Степного сельского поселения Таловского муниципального района привести в соответствие с действующим законодательством Устав Каменно-Степного сельского поселения Таловского муниципального района, дополнив:

статью 7 «Вопросы местного значения Каменно-Степного сельского поселения» Устава Каменно-Степного сельского поселения положением:

осуществление мер по противодействию коррупции в границах Каменно-Степного сельского поселения;

статью 34 (глава Каменно-Степного сельского поселения) Устава Каменно-Степного сельского поселения следующим положением:

глава Каменно-Степного сельского поселения должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

часть 2 статьи 63 (удаление главы Каменно-Степного сельского поселения в отставку) Устава Каменно-Степного сельского поселения следующим положением:

несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий