Арбитражная практика

Решение от 06 сентября 2011 года № 2-553/2011. Решение от 06 сентября 2011 года № 2-553/2011. Свердловская область.

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Глухих *.*.

с участием прокурора Мамай *.*.

при секретаре Сухих *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 533/2011 по иску Прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Михайловский литейно-прокатный завод»» об обязании совершить определенные действия,

Установил:

Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с ФИО1 к закрытому акционерному обществу «Михайловский литейно–прокатный завод» об обязании разработать и утвердить проект окончательной санитарно – защитной зоны, организовать санитарно – защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно – защитной зоны.

В обосновании исковых требований прокурор указал, что, прокуратурой Нижнесергинского района во исполнение задания прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий, расположенных на территории Нижнесергинского района (ЗАО «Михайловский литейно-прокатный завод»).

В ходе проведённой проверки, с привлечением специалистов ТО ТУ Роспотребнадзора в Нижнесергинском районе, установлено следующее.

ЗАО «Михайловский литейно-прокатный завод» допускает грубые нарушения действующего законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха: у предприятия отсутствует разработанный и утвержденный в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны.

ЗАО «Михайловский литейно-прокатный завод» специализируется на выпуске алюминиевой фольги. Имеется лицензия на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. В составе лаборатории выделены работники, осуществляющие радиационный контроль за поступающим сырьем.



В соответствии с нормативами выбросов вредных веществ (ПДВ) за 2010 г. по атмосферному воздуху, представленным предприятием, предельно допустимые выбросы ЗАО «Михайловский литейно-прокатный завод» составляют 14,37 тонн загрязняющих веществ в год, в том числе твердых 8,64 тонны в год, жидких и газообразных 5,7 тонны в год.

Согласно Акту проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Нижнесергинском районе, в санитарно-защитной зоне предприятия находится жилая застройка.

В соответствии с санитарной классификацией предприятий ЗАО «Михайловский литейно-прокатный завод» относится к производствам второго класса опасности, нормативная санитарно-защитная зона составляет 500 метров. Количество населения, проживающих в санитарно-защитной зоне предприятия составляет около 280 человек.

ЗАО «Михайловский литейно-прокатный завод» не имеет утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что является нарушением ст.ст. 34, 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, п. 2.1, 2.5, 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. №74.

ЗАО «Михайловский литейно-прокатный завод» не имеет утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, но, несмотря на это, в нарушение действующего законодательства осуществляет свою хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на здоровье человека. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативам и в области охраны окружающей среды. В данном случае, это обязательное наличие утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия ЗАО «Михайловский литейно-прокатный завод».

Просит суд, обязать Закрытое акционерное общество «Михайловский литейно-прокатный завод», ИНН 6646010580, юридический адрес: 623080, Свердловская область, Нижнесергинский район, г. Михайловск, ул. Кирова, 2, разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны, установить срок для совершения указанных действий до 31 декабря 2011 г.

Обязать ЗАО «Михайловский литейно-прокатный завод» организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны, установить срок для совершения указанных действий до 31 мая 2012 г.

В судебном заседании старший помощник прокурора Мамай *.*. поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что в соответствии с 94 Федеральным Законом Роспотребнадзором была проведена плановая проверка ЗАО «МЛПЗ», составлен акт, предписание. Сроки исполнения предписания ответчику продлены. Прокуратурой в Роспотребнадзоре был запрошен акт проверки и выявлено, что имеются следующие нарушения: не разработан и не утвержден проект окончательной санитарно-защитной зоны, не определена сама санитарно-защитная зона. Это приносит вред неопределенному кругу лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Оговорюсь по срокам: 31.12.2011 года и 31.05.2012 года – сроки, думаю, вполне разумные. В случае положит решения суда ответчик вправе обратиться в суд за отсрочкой исполнения данного решения.

Представитель ответчика: генеральный директор ЗАО «МЛПЗ» Литовченко *.*. в судебное заседание не явился, извещен. В предварительном судебном заседании пояснил, что в 2004-2005 годах больше чем полгода предприятие не работало. В 2005 году велась подготовка, с середины года ввели газопровод. В те годы деньги в предприятие только вкладывались. Года 2 предприятие работало по накоплению денежных средств. С 2008 года начали работать по санитарно-защитной зоне. Прежде чем ее организовать необходимо пройти ряд мероприятий: провести инвентаризацию источников выбросов, разработать том ПДВ и получить разРешение. Только после этого приступить к разработке и утверждению санитарно-защитной зоны. На сегодняшний день проведена инвентаризация источников выбросов, всё оплачено, идет очередная доработка тома ПДВ. Требования прокурора возможно исполнить только в 2012 год, но ближе у нас возможности не финансовой, ни технической не будет. Также указал, что существует Постановление в сфере прав потребителей, в котором есть некоторые моменты – в каких случаях не устанавливаются размеры и границы СЗЗ для действующих промышленных объектов и производств, в том числе для объектов, расположенных в промышленной зоне и не имеющих непосредственных границ с нормируемыми территориями. Для группы промышленных объектов и производств устанавливается единая санитарно-защитная зона. Как я понимаю, на промплощадке бывшего Михалюма, имеется 6 предприятий, которые что-то производят и что-то выбрасывают в воздух. Значит на этой промплощадке должно быть единое СЗЗ. На СЗЗ нашего предприятия сказываются выбросы других предприятий. В целом с требованиями истца мы согласны, но появились некоторые документы, которые говорят о том, что для группы промышленных объектов и производств устанавливается единая санитарно-защитная зона.



Представитель ответчика: по доверенности № 29 от 02.08.2011 г. Еловских *.*. с исковыми требованиями прокурора согласился частично. Не согласен со сроками, так как длительная процедура согласования. Пояснил суду, что предприятие ежегодно должно проводить замеры выбросов, поэтому заключаются договора с организациями, у них у всех есть лицензия на проведение замеров. С ООО «Урал» заключили договор на разработку проекта СЗЗ. Проект должен быть разработан после утверждения тома ПДВ и после получения разрешения на выбросы. Оплата ООО «Урал» уже произведена. После проведения замеров на источниках выбросов в течение 1-1,5 месяцев проект СЗЗ будет разработан и отдан на утверждение. Также указал, что предприятие передало проект ПДВ в Департамент Роспотребнадзора, рассмотрят его в течении 1 месяца. После утверждения тома ПДВ предприятие приступит к разработке проекта СЗЗ. Есть письмо от разработчика проекта санитарно-защитной зоны - ООО «Урал-Экология», из которого следует, что при разработке, анализе воздуха есть нормативы: не менее 50 дней на каждый ингредиент в каждой точке. Поэтому предприятию не уложиться в установленные прокурором сроки. Впоследствии планируется сокращать СЗЗ предприятия. Том ПДВ будет готов в конце ноября, до января будут делать анализы. Просит отнести срок для разработки СЗЗ до марта 2012 года, по второму сроку – для организации СЗЗ - до июня 2012 года.

Представитель ответчика: по доверенности № 31 от 15.08.2011 г. Захарова *.*. с исковыми требованиями прокурора согласилась, доводы представителя Еловских *.*. поддержала.

Представитель третьего лица: Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Нижнесергинском районе Маслов *.*. , с требованиями согласился, пояснил, что когда ОЦМ было всё одним предприятием, общая санитарно-защитная зона была разработана. К данному производству и предприятию это не относится. Проект для этого и разрабатывается, чтобы оценить конкретно состояние каждого производственного объекта. Если не разработать проект СЗЗ по ЗАО «МЛПЗ», то нельзя будет оценить объем выбросов данного предприятии в атмосферу. В течение 5 лет должны быть отчеты по выбросам в атмосферу, по шуму. Этих данных нет. Население г. Михайловска неоднократно обращалось к ним в организацию для установление неопределенного выброса. 500 метров – это норматив по виду предприятия, занимающегося такими видами деятельности как ЗАО «МЛПЗ». Проект СЗЗ разрабатывается конкретно, чтобы оценить работу предприятия с его конкретными выбросами. Учитывая все это, санитарно-защитная зона может снижаться до 50 метров. Вопрос о снижении санитарно-защитной зоны решает руководитель Роспотребнадзора по округу.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования обоснованные и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:

В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона от 10 января 2002 года 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» … эксплуатация … зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Пунктом 3-им ст. 44 данного закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно разделу 7.1.22 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74, ЗАО «Михайловский литейно-прокатный завод» относится к объекту 2 класса опасности с нормативной санитарно-защитной зоной не менее 500 м.

В п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» содержится требование, согласно которого в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п. 2.1, 2.6. 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 санитарнозащитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.

Согласно ст. 1 6, п. 1 ст. 20, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

При этом юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;

презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативам и в области охраны окружающей среды.

В данном случае, это обязательное наличие утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия ЗАО «Михайловский литейно – прокатный завод».

В материалах дела имеется акт проверки территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Нижнесергинском районе, р.п. Бисерть и Артинском районе, в отношении ЗАО «Михайловский литейно – прокатный завод», из которого следует, что были выявлены ряд нарушений: не осуществляется производственный лабораторный контроль за уровнем ФПС и ТП на рабочих местах, не вносятся корректировки в программу производственного при введении дополнительных видов деятельности (радиационный контроль за поступающим цветным металлоломом), не проводится лабораторный контроль за уровнем бензаперина на рабочих местах (для отопления помещений цеха используются газовые нагреватели), не проводился лабораторный контроль на границе СЗЗ предприятия и территории жилой застройки за 2008-2010 года, не проводился лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия, не представлялись результаты лабораторного контроля за атмосферным воздухом за 2008-2010 года в органы Роспотребнадзора, не проводится лабораторный контроль за уровнем стандартных химических показателей в почве на границе СЗЗ и территории жилой застройки, не проводится мониторинг почвы, отсутствует проект обращения с опасными отходами, не согласованы классы опасности с Роспотребнадзором, хранение отходов 1 класса опасности осуществляется в скла Ф.И.О. тары, отсутствуют паспорта на постоянные рабочие места женщин, не разработан проект санитарно – защитной зоны, в санитарно – защитной зоне находится жилая застройка, не используются средства защиты органов слуха, не ведется лабораторный контроль за аэроионным составом воздуха на рабочих местах операторов ПЭВМ, не ведется Ф.И.О. шума на рабочих местах, не ведется лабораторный контроль за параметрами микроклимата на рабочих местах, в направлениях на предварительный медицинский осмотр не указывается стаж работы в контакте с вредными и опасными производственными факторами, что ведет к нарушению Федерального закона № 52 о 30 марта 1999 года «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (л.д.6-10).

На основании акта проверки ведущем специалистом – экспертом Бобылевым *.*. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (л.д.11-12). 13.04.2011 г. ЗАО «МЛПЗ» подвергнут административному наказанию в виде штрафа, в том числе за нарушение п.п. 3.1., 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (л.д. 78).

Также в материалах дела имеются нормативы выбросов вредных веществ в целом по предприятию ЗАО «МЛПЗ» согласно которым, выбросов вредных веществ происходит всего: 1,8305056, в том числе твердых веществ – 1,1318730, жидких/газообразных - 0,6986326 (л.д.4).

Согласно представленного ответчиком отзыва, предприятие является собственником нежилых помещений общей площадью 9 036 кв. метров по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, г. Михайловск, ул. Кирова,2 цех № 2, и нежилых помещений, общей площадью 7 171,0 кв. метра по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, г. Михайловск, ул. Кирова, 2, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.39,41). Данные объекты расположены на земельном участке площадью 17 420 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство объектов промышленности (л.д. 40, 48) (л.д. 13-16).

Факт наличия указанных нарушений истцом не оспаривается, в судебном заседании подтвердился. Том ПДВ (предельно-допустимых выбросов) предприятия сдан на проверку в Управление Роспотребнадзора 06.09.2011 г. (л.д.88).

Учитывая изложенное, суд считает, обоснованными доводы истца об обязании ответчика ЗАО «Михайловский литейно – прокатный завод» устранить выявленные нарушения.

Однако суд считает, что срок, требуемый прокурором для выполнения требования об обязании ответчика разработать и утвердить проект окончательной санитарно – защитной зоны не разумный, в связи с чем, срок исполнения данного требования подлежит увеличению и установлению до 01.02.2012 года.

В соответствии со ст.434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Подлежит взысканию с ЗАО «Михайловский литейно – прокатный завод» в доход федерального бюджета госпошлина в размере 200 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

Решил:

Иск Прокурора Нижнесергинского района Свердловской области удовлетворить частично.

Обязать Закрытое акционерное общество «Михайловский литейно – прокатный завод» разработать и утвердить проект окончательной санитарно – защитной зоны, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Закрытое акционерное общество «Михайловский литейно – прокатный завод» организовать санитарно – защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно – защитной зоны, в срок ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Михайловский литейно – прокатный завод» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Нижнесергинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья *.*. Глухих