Арбитражная практика

Решение от 13 марта 2012 года № А71-11480/2011. По делу А71-11480/2011. Удмуртская Республика.

Решение

г. Ижевск Дело № А71-11480/2011 13 марта 2012г.

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2012г.

Решение изготовлено в полном объеме 13 марта 2012г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.Н. Кудрявцева при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.В. Шемякиной

рассмотрел в открытом заседании дело

по заявление Полного товарищества фермерское хозяйство «Заря», Завьялово

к Государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала в Удмуртской Республике, г. Ижевск

с участием в качестве 3-го лица без самостоятельных требований на предмет спора ООО «БТИ», гор. Ижевск

о признании недействительными решений государственного органа.

при участии представителей сторон:



от заявителя-Лобанов А.А. пред. по дов. от 22.03.2011;

от ответчика- Гетманова Ю.С. вед. юрисконсульт по дов. 22.02.2012;

от 3-го лица-не явился, извещен.

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики

Полное товарищество фермерское хозяйство «Заря» (далее заявитель, ПТФХ «Заря») обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным ФБУ «Кадастровая палата» по УР (далее ответчик, кадастровая палата») от 05 сентября 2011г. № 1800/11-45342 о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 18:08:028010:300 и обязании кадастровой палаты осуществить кадастровый учет изменений данного земельного участка на основании заявления ПТФХ «Заря» от 11.08.2011 № 18-0-1-29/3081/2011-1687.

5 декабря 2011г. в связи с истечением срока приостановления и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета, кадастровой палатой принято Решение № 1800/11-61308 об отказе в учете изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 18:08:0280010:300.

В связи с указанным обстоятельством заявитель в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнил предмет заявления, дополнительно к ранее заявленным требованиям просит также признать недействительным Решение кадастровой палаты об отказе в учете изменений объекта недвижимости земельного участка.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011г. № 473 ФБУ «Кадастровая палата» по УР реорганизована путем присоединения к ГФБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» с переходом всех прав, обязанностей и полномочий, в связи с чем на основании ст. 48 АПК РФ произведена процессуальная замена ответчика на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала в Удмуртской Республике.

В судебном заседании установлено.

ПТФХ «Заря» имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 18:08:0280010:300 общей площадью 20000 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство крестьянского хозяйства, который расположен в Завьяловском районе в юго-западной части кадастрового квартала. Граница земельного участка проходит по а/д Сарапул-Каменное, а/д Сарапул-Ижевск-Люлли, западной, южной и восточной границам н.п. Нов. Чультем, а/д Сарапул-Ижевск-Люлли, в черте гор. Ижевска, кромке леса, западной и южной границам с/т «Энергетик-2», а/д с/т. «Энергетик-2»- с/т «Родник»-Завьялово, плотине а/д Завьялово –а/к «Геолог», границе а/к «Геолог», гослесфонду, северной, западной и южной границам н.п. Заьялово, вниз по р. Шурдымка, восточной и северо-западной границам нп. Шурдымка, а/д Щурдымка-Мещеряки, северной и западной границам н.п. Мещеряки, а/д Мещеряки-Каменное, северной границе н.п. Каменное ад. Право собственности на земельный участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Росреестра по УР 21.02.2011 № 18-АБ 217389 (л.д. 32).



Согласно кадастровой выписке о данном земельном участке от 20.04.2011 границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 31).

По заказу заявителя ООО «БТИ» (кадастровый инженер Пивоваров М.Л.) проведены кадастровые работы по уточнению границ данного земельного участка, подготовлен проект межевого плана. В газете «Пригородные вести» от 06 мая 2011г. размещено извещение о проведении 6 июня 2011г. согласования границ земельного участка на местности и принятия возражений по проекту межевого плана (л.д. 33-34).

Согласно заключению кадастрового инженера при уточнении границ данного земельного участка уточнена граница смежного участка с кадастровым номером 18:08:028010:370, при этом земельный участок с кадастровым номером 18:08:028010:370 преобразовался в многоконтурный, состоящий из двух контуров, в связи с чем в межевом плане земельного участка с кадастровым номером 18:08:0280010:300 приведены координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 18:08:028010:370. Данный участок находится в муниципальной собственности, смежные границы участков согласованы со смежным землепользователем Администрацией МО «Завьяловский район».

Заявитель обратился в кадастровую палату с заявлением от 11.08.2011 № 18-0-1-29/3081/2011-1687 о государственном учете изменений объекта недвижимости.

ФБУ «Кадастровая палата» по Удмуртской Республике приняло Решение от 16 сентября 2011г. № 1800/11-45342 о приостановлении кадастрового учета.

Основанием для приостановления указано отсутствие надлежащим образом оформленного межевого плана, а именно:

1.На титульном листе межевого плана указана дата приемки кадастровых работ заказчиком более ранняя, чем дата завершения кадастровых работ кадастровым инженером;

Имеются противоречия между сведениями в представленных заявителем документах и сведениями ГКН, уточняемый земельный участок попадает в границы двух кадастровых кварталов 18:08:028010 и 18:08:176003;

По предоставленным координатам узловых и поворотных точек уточняемый земельный участок с кадастровым номером 18:08:0280010:300 накладывается на ранее, поставленный на ГКУ земельный участок кадастровым номером 18:08:028010:370. Как, указано в решении о приостановлении уточнение местоположения границ ранее учтенного земельного участка как кадастровая ошибка и собственнику земельного участка с кадастровым номером 18:08:028010:370 об учете изменений объекта недвижимости.

В решении также указано, что кадастровая палата дополнительно сообщает, что уточнение части границ земельного участка не предусмотрено законодательством.

В соответствии с Решением кадастровый учет объекта недвижимости для устранения указанных нарушений приостановлен на срок 3 месяца.

Заявитель не согласился с Решением о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости и 7.10.2011 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В основание требований по иску заявитель указал, что основания для приостановления кадастрового учета сведений об объекте недвижимости, перечисленные в пункте 1,2 решения, не предусмотрены ст. 26 Федерального закона № 221-ФЗ.

Заявитель указал, что выводы управления, содержащиеся в разделе II решения о том, что сведения, в ГКН об уточнении границы земельного участка с кадастровым номером 18:08:028010:370, могут быть внесены только при наличии заявления от собственника данного земельного участка в порядке исправления кадастровой ошибки, также не основаны на требованиям Федерального закона № 221-ФЗ, поскольку сведения, содержащиеся в ГКН о данном земельном участке, являются декларативными и подлежат уточнению в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона № 221-ФЗ.

Кадастровая палата требования заявителя не признала, в возражения по заявлению привела доводы аналогичные выводам, послужившим основанием для приостановления кадастрового учета.

В связи с принятием 5 декабря 2011г. кадастровой палатой решения № 1800/11-61308 об отказе в учете изменений объекта недвижимости заявитель на основании ст. 49 АПК РФ дополнил предмет требований, просит признать недействительным и указанное Решение.

Дело в соответствии со ст. ст. 156, 200 АПК РФ рассмотрено в отсутствие надлежавшим образом извещенного 3-го лица при непредставлении им отзыва на иск, либо письменных пояснений.

Оценив представленные по делу доказательства, доводы и пояснения сторон по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд нашел требования по заявлению обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре недвижимости № 221-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 16 указанного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре недвижимости, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами является

межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).

На основании п. 1 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре недвижимости осуществление кадастрового учета приостанавливается, в том числе в случаях, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).

Орган кадастрового учета принимает Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в частности, в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (п. 2, 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости).

Одним из оснований для приостановления послужило то, что на титульном листе межевого плана указана дата приемки заказчиком работ более ранняя (8 июня 2011), чем дата завершения работ кадастровым инженером (7 июля 2011). Заявитель в этой части ссылается на то, что председателем ПТФХ Афанасьевым В.И. фактически межевой план подписан 8 июля 2011, читается как «8 июня 2011» в силу специфики написания Афанасьевым В.И. прописной буквы «л».

Поскольку межевой план принят заказчиком, то существенного значения подписал его кадастровый инженер ранее либо позднее заказчика, не имеет, поскольку требования к оформлению межевого плана в этом случае соблюдены (п. 33 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 “Об утверждении формы межевого плана и требований по его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков“).

Вторым основаниям для приостановления кадастрового учета изменений явилось наличие противоречий между сведениями, содержащимися в ГКН, и сведениями представленными заявителем по координатам узловых и поворотных точек уточняемого земельного участка и то, что данный земельный участок попадает в границы двух кадастровых кварталов.

Законом о кадастре объектов недвижимости не предусмотрено, в качестве оснований для приостановления кадастрового учета изменений нахождение уточняемого земельного участка в двух кадастровых кварталах, изменение узловых и поворотных точек уточняемого и смежного декларативного земельного участка является неизбежным, поскольку уточнение границ земельного участка и является целью его межевания.

В соответствии со ст. 4 ст. 27 Закона при кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает Решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

Кадастровой палатой в нарушение требований ст. ст. 65, 200 АПК РФ не представлено никаких доказательств того, что уточненные координаты земельного участка не соответствуют описанию его границ, приведенных в свидетельстве о государственной регистрации права и, соответственно, содержащихся в ГКН сведениям.

По основаниям приостановления, приведенным в раздел II решения о приостановлении

Частью 3 ст. 25 Закона о кадастре объектов недвижимости предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (далее - смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.

Межевой план в части уточнения границ смежного земельного участка с кадастровым номером 18:08:028010:370 согласован со смежным землепользователем Администрацией МО «Завьяловское», соответствующий раздел в межевом плане имеется. Соответственно, в силу 3 ст. 25 Закона указанный межевой план является основанием для уточнения в ГКН границы и данного земельного участка.

Доводы кадастровой палаты о том, что в сведения в ГНК об уточненных границах смежного земельного участка могут быть внесены в ГКН только в порядке исправления кадастровой ошибки, судом не принимаются, поскольку указанное противоречит ч. 3 ст. 25 Закона о кадастре недвижимости.

При изложенных обстоятельствах решения о приостановлении кадастрового учета изменении об уточняемом земельном участке и Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений признаются судом недействительными.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в решениия по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В порядке устранения нарушения прав заявителя, суд принимает решении об обязании кадастровой палаты осуществить кадастровый учет изменений на основании заявления от 11.08.2011 № 18-0-1-29/3081/2011-1687.

С учетом принятого по делу решения на основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на кадастровую палату.

Руководствуясь ст. ст. 48, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Решил:

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья М.Н. Кудрявцев