Арбитражная практика

По иску прокурора об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства. Решение от 16 февраля 2012 года № 2-74/2012. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Назарука *.*.

с участием прокурора - старшего помощника прокурора Кондинского района Бугорковой *.*.

при секретаре Папуловой *.*.

а также представитель ответчика - администрации Кондинского района Наумова *.*. по доверенности № 5 от 30 января 2012 года, представителя третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Службы по надзору и контролю в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Миловановой *.*., доверенность от 19 декабря 2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-74 по иску прокурора Кондинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц
к администрации Кондинского района об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства,

Установил:

Прокурор Кондинского района обратился в суд с иском к администрации Кондинского района об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства, а именно: обязать администрацию Кондинского района разработать проект реконструкции объекта размещения отходов п. Половинка (свалка отходов ТБО и ЖБО) в срок до 20.12.2012 года; привести объект размещения отходов в соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, согласно сроков, указанных в проекте реконструкции.

В обоснование исковых требований указал на то, что в сельском поселении Половинка отсутствует специализированный объект утилизации и переработки отходов, для размещения отходов используется земельный участок, отведённый под свалку. Охрана свалки не осуществляется, имеется свободный доступ для транспорта. Учёт отходов, размещаемых на свалке не производится. Мониторинг (наблюдение) за состоянием компонентов окружающей среды в зоне воздействия объекта не производится. На свалке производится размещение и захоронение отходов производства и потребления, сброс неочищенных сточных вод на рельеф. На свалке значительное превышение концентрации загрязняющих веществ, содержащихся в грунте на свалке по сравнению с фоновыми значениями: по хлорид-ионам - в 1,2 раза, по аммонию - в 3,3 раза; значительное превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосфере по оксиду азота в 2,4 раза. Свалка не внесена в государственные реестр объектов размещения отходов и не соответствует требованиям, предъявленным к объектам размещения отходов санитарным правилам СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Представителем администрации Кондинского района представлены возражения (л.д. 41-42). Указывает, что поскольку одним из основным требований, предъявляемых к объектам размещения отходов в соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года №
89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является то, что объекты размещения отходов должны быть включены в государственный реестр объектов размещения отходов. Земельный участок, на котором происходит размещение отходов от производства и населения п. Половинка вблизи п. Половинка не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, а следовательно его нельзя признать таковым и предъявлять требования предъявляемые к объектам размещения и утилизации отходов.

Представитель прокуратуры Кондинского района Бугоркова *.*. в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам изложенным в иске, просила данные требования удовлетворить в полном объеме, уточнив срок разработки проекта реконструкции - 20.02.2013 года.

Представитель ответчика Наумов *.*. иск не признал, по доводам изложенным в возражениях.

Представитель третьего лица Милованова *.*. исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила, что доводы представителя администрации Кондинского района необоснованны, поскольку включение объектов размещения отходов в государственный реестр является конечной стадией регистрации объекта. Поскольку администрация Кондинского района является муниципальным районом и согласно Устава обязана организовывать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, исковые требования прокурора в том виде в котором они заявлены являются обоснованным и законными. Срок - 20.02.2013 года, уточнённый прокурором является достаточным для разработки проекта реконструкции объекта размещения отходов п. Половинка.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, учитывая следующее.

Согласно постановлению главы муниципального образования - Кондинский район от ДД.ММ.ГГГГ № изъят земельный участок площадью 3.0 га из земель лесхоза в 69 кв. лесонасаждений (лес 3 группы) и предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование под свалку - полигон по утилизации твердых и жидких бытовых отходов администрации п. Половинка (л.д.
33).

Согласно материалов Службы по надзору и контролю в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры направленных прокурору в ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведённой проверкой установлено отсутствие в сельском поселении Половинка специализированного объекта утилизации и переработки отходов, для размещения отходов используется земельный участок, отведённый под свалку.

На свалке производится размещение и захоронение отходов производства и потребления, сброс неочищенных сточных вод на рельеф. На свалке значительное превышение концентрации загрязняющих веществ, содержащихся в грунте на свалке по сравнению с фоновыми значениями: по хлорид-ионам - в 1,2 раза, по аммонию - в 3,3 раза; значительное превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосфере по оксиду азота в 2,4 раза. Свалка не внесена в государственные реестр объектов размещения отходов и не соответствует требованиям, предъявленным к объектам размещения отходов санитарным правилам СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Проверки проведённые в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ санкционированной свалки сельского поселения Половинка, показали, что администрацией Кондинского района не принимаются меры по организации утилизации отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства (л.д. 12-24).

В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных
на них федеральным законодательством, и на защиту прав жителей Кондинского муниципального района на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статей 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные обязанности органов местного самоуправления муниципальных районов закреплены в ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и в подп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кондинский район Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 ноября 2006 г. № 63-оз «О статусе границ муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» наделен статусом муниципального района, органом исполнительной власти которого является администрация Кондинского района.

Статьей
1 Устава Кондинского района установлено, что Кондинский район является муниципальным образованием ХМАО - Югры, наделённым статусом муниципального района.

В силу п. 14 части 1 статьи 6 Устава Кондинского района к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

Учитывая изложенное, именно в полномочия администрации Кондинского района входит организация утилизации и переработки отходов в Кондинском районе ХМАО - Югры. В том числе отходов, образуемых в сельском поселении Половинка Кондинского района, которое согласно статье 6 Устава Кондинского района находится в границах территории Кондинского района.

Нарушение природоохранного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а так же права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в Кондинском районе, на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы Закона и обстоятельства дела, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме. При этом, требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено.

При определении сроков исполнения решения суд учитывает принцип разумности, в который обязанное лицо по решению суда имеет
реальную возможность исполнить Решение суда. В связи с этим, учитывая требования прокурора, характер спорного правоотношения, суд приходит к выводу, что прокурором в иске указаны разумные сроки для устранения допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Кондинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Кондинского района об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Кондинского района разработать проект реконструкции объекта размещения отходов п. Половинка (свалка отходов ТБО и ЖБО) в срок до 20.02.2013 года и привести объект размещения отходов в соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, согласно сроков, указанных в проекте реконструкции.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днём его изготовления в окончательной форме.

Мотивированная часть решения изготовлена 20.02.2012 года.

Судья: *.*. Назарук