Арбитражная практика

Решение от 19 марта 2012 года № А56-5751/2012. По делу А56-5751/2012. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

19 марта 2012 года Дело № А56-5751/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012 года. Полный текст решения изготовлен 19 марта 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Рыбакова С.П.,

при ведении протокола судебного заседания Сурмилевой И.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО “Форвард“

заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу

о признании незаконным бездействия

при участии

от заявителя Заберова М.В. по доверенности от 12.03.12 г.

от заинтересованного лица Кузнецова М.В. по доверенности от 10.01.12 г. №19-10-03/00005

Белеченко Ю.В. по доверенности от 11.03.12 г. №19-10-03/04549



Трошкина Н.Г. по доверенности от 11.01.12 г. №19-10-03/00164

Установил:

ООО «Форвард» обратилось в арбитражный суд с заявлением в котором просит признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу выразившегося в невозврате сумм налога на добавленную стоимость согласно ст. 176 НК РФ и обязании инспекцию возместить путем возврата из федерального бюджета на расчетный счет общества сумму НДС за 1 квартал 2011 года в размере 147 185 710 руб.

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представители налоговой инспекции просили отказать в удовлетворении заявления по основаниям приведенным в отзыве.

В соответствии с п.4 ст.137 АПК РФ дело рассмотрено по существу заявленных требований.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон,

суд Установил:

05.08.2011 г. общество направило в адрес налоговой инспекции уточненную декларацию по НДС за 1 квартал 2011 года на основании которой 25.11.2011 г. подало в инспекцию заявление о возврате на расчетный счет общества 147 185 710 руб. НДС.

Поскольку данное заявление было оставлено инспекцией без удовлетворения общество 10.01.2012 г. обратилось с жалобой в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу в которой просило признать неправомерным бездействие должностных лиц Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу выразившееся в невозврате НДС и обязать инспекцию вернуть обществу НДС в сумме 147 185 710 руб.

Решением от 10.02.12 г. №16-13/04663 Управления ФНС России по Санкт-Петербургу жалоба общества оставлена без удовлетворения.

До принятия данного решения общество 06.02.2012 г. обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Общество полагает, что копия почтовой квитанции и описи вложения от 05.08.2011 г. (л.д.8) свидетельствуют о получении инспекцией уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011 года.

Суд находит указанный довод необоснованным.

Согласно пункту 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.



Однако данная норма предназначена для определения не момента получения налоговым органом декларации, а факта своевременного исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой отчетности.

Налоговый орган имеет возможность и обязан произвести камеральную проверку деклараций, не просто направленных, а действительно поступивших в его адрес.

Налогоплательщик не представил доказательств поступления в инспекцию уточненной налоговой декларации направленной по почте 05.08.2011 г.

Между тем, как налоговый орган в качестве доказательств неполучения названной декларации сослался на следующее:

Все поступившие в инспекцию документы регистрируются в базе данных инспекции. Согласно реестру входящей корреспонденции налогового органа уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2011 года от ООО «Форвард» не поступала.

Согласно информации содержащейся на официальном сайте ФГУП Почта России», данное почтовое отправление поступило на отделение почтовой связи 05.08.2011 г., дальнейшая информация о движении данного письма на сайте отсутствует.

Налоговым органом в связи с данной ситуацией была направлена претензия директору УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Филиал ФГУП «Почта России» Агафонову Ю.М. с просьбой дать разъяснения, по каким причинам данное почтовое отправление (уточненная налоговая декларация ООО «Форвард» по НДС за 1 квартал 2011 года) не поступило в адрес инспекции.

Как следует из ответа почтовой службы на запрос инспекции от 11.03.2012 г. ценное письмо №19710110038272 на имя налоговой инспекции от ООО «Форвард» было утрачено по вине работников отделения почтовой связи.

Таким образом у налоговой инспекции не имелось установленных законодательством о налогах и сборах оснований для проведения камеральной налоговой проверки и принятия решения о возмещении НДС.

Ссылка заявителя на направление в адрес инспекции заявления о возврате 147 185 710 руб. НДС (л.д.9) факт получения которого инспекция не оспаривает не является состоятельной, поскольку указанная сумма налога, помимо отражения ее в данном заявлении не подтверждена ни по размеру, ни по праву, ни по основанию своего возникновения. Подача заявления о возмещении НДС должна предваряться представлением декларации и при отсутствии доказательств ее приема инспекцией и назначения налоговой проверки указанных в ней сведений, подача такого заявления ничем не обоснована и не имеет под собой каких-либо оснований.

Кроме того, заявление подаваемое в налоговый орган о возмещении суммы налога является лишь формой распоряжения налогоплательщиком доказанным, в установленном порядке, правом на возмещение НДС путем возврата или зачета.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В силу пунктов 1, 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Как следует из пунктов 1, 2 статьи 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять Решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Следовательно, обязанность по возмещению налога непосредственно связана с фактом получения налоговым органом декларации, данные которой должны быть проверены в рамках камеральной проверки.

Соответственно возмещение налога возможно в случаях принятия Инспекцией решения о возмещении налога, признания вышестоящим налоговым органом или судом неправомерным решения об отказе в возмещении налога, либо бездействия налогового органа.

Исходя из представленных документов и приводимых доводов, общество вопреки существующим нормам законодательства о налогах и сборах, нормам арбитражного судопроизводства полагает возможным возложить на суд функции налогового органа, включая представление суду декларации и документов в ее обоснование, не принимая во внимание того, что в компетенцию суда не входят функции возложенные законом на соответствующий государственный орган и суд не является органом, уполномоченным осуществлять налоговый контроль и не вправе подменять налоговый орган в вопросе проведения камеральных проверок.

Изложенные выводы соответствуют правовой позиции отраженной в постановлении Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 г. №65.

Настаивая на своих требованиях, общество не учитывает и того, что в данном случае между ним и налоговой инспекцией отсутствует спор, как таковой, поскольку вопрос о праве налогоплательщика на налоговый вычет по НДС инспекцией не рассматривался поэтому у него не возникло установленных ст. 198 АПК РФ оснований для обращения в арбитражный суд с заявлением о восстановлении нарушенного права.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ в суд налогоплательщик может обратиться только в случае нарушения его права на возмещение НДС, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

Учитывая изложенное суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления по требованию о признании незаконным бездействия налогового органа и оснований для рассмотрения требования о возврате обществу НДС за 1 квартал 2011 года.

В связи с тем, что заявителю при обращении в арбитражный суд была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, сумма государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежит взысканию с заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В части требования о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу выразившегося в невозврате сумм налога на добавленную стоимость согласно ст.176 НК РФ в удовлетворении заявления отказать.

Требование ООО «Форвард» об обязании Межрайонной ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу возместить обществу путем возврата из федерального бюджета 147 185 710 руб. НДС за 1 квартал 2011 года оставить без рассмотрения.

Взыскать с ООО «Форвард» в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Рыбаков С.П.