Арбитражная практика

Постановление от 19 марта 2012 года № А31-7836/2011. По делу А31-7836/2011. Российская Федерация.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

19 марта 2012 года

Дело № А31-7836/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя Контиева А.В., действующего на основании доверенности от 22.08.2011, Теплакова А.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2012,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области



на Решение Арбитражного суда Костромской области от 13.12.2011 по делу

№ А31-7836/2011, принятое судом в составе судьи Разгуляевой Г.М.,

по заявлению закрытого акционерного общества «СИТИ» (ИНН: 4401047758, ОГРН: 1044408628065, место нахождения: г.Кострома, ул.Юбилейная, 28, оф. 7)

к департаменту государственного имущества и культурного наследия Костромской области (ИНН: 4401011825, ОГРН: 1024400511926)

об отмене распоряжения,

Установил:

закрытое акционерное общество «СИТИ» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «СИТИ») обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области (далее – ответчик, Департамент) от 10.05.2011 № 351/з «Об отмене распоряжения департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 27.09.2007 № 1269».

Решением Арбитражного суда Костромской области от 13.12.2011 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым Решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит Решение суда отменить.

По мнению Департамента, распоряжение от 27.09.2007 № 1269 «О предоставлении в аренду ЗАО «СИТИ» земельных участков» подлежало отмене, поскольку установленный им трехлетний срок заключения договора аренды с заявителем истек 27.09.2010, а также закончился трехлетний срок действия распоряжения от 29.11.2006 № 1066 «О предварительном согласовании места размещения туристического комплекса ЗАО «СИТИ». Считает, что оспариваемым распоряжением не нарушены права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить Решение суда первой инстанции без изменения. Указывает на то, что в течение действия распоряжения от 29.11.2006 № 1066 «О предварительном согласовании места размещения туристического комплекса ЗАО «СИТИ» Обществом были выполнены требования об установлении границ земельных участков и постановке их на кадастровый учет. Общество исполнило все предписания распоряжения от 27.09.2007 № 1269, а затягивание его исполнения в части заключения договора аренды имелось лишь со стороны ответчика.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Департамента, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представители заявителя участвовали в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Костромской области.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента имущественных отношений Костромской области от 29.11.2006 № 1066 ЗАО «СИТИ» предварительно согласовано место размещения туристического комплекса на земельном участке, расположенном по адресу: г. Кострома, набережная правого берега реки Волги между автопешеходным и железнодорожным мостами, общей площадью 41415 кв.м., и утвержден акт от 08.12.2004 № 123 выбора земельного участка для проектирования туристического комплекса (л.д. 10).



27.09.2007 Департаментом имущественных отношений Костромской области принято распоряжение № 1269 о предоставлении в аренду ЗАО «СИТИ» двух земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу площадью 19022,5 кв.м. и 22393,04 кв.м., для строительства туристического комплекса, сроком на три года (л.д. 13). Распоряжением Обществу предписано обеспечить постановку участков на кадастровый учет, в двухнедельный срок после получения кадастровых планов земельных участков обратиться в Департамент для заключения договоров аренды земельных участков, осуществить государственную регистрацию договоров аренды, а также оформить разрешения на строительство и на проведение земляных работ.

Согласно кадастровым планам земельных участков (выпискам из государственного земельного кадастра) от 12.10.2007 № 27/07-4088 и № 27/07-4089 земельные участки для строительства туристического комплекса были сформированы и поставлены на кадастровый учет (л.д. 61-66).

В связи с обращением Общества о заключении договоров аренды данных земельных участков в аренду, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области письмом от 12.12.2008 № 7620/з сообщил заявителю о необходимости внесения предложений и материалов по реализации инвестиционного проекта строительства на Совет по инвестициям при Губернаторе Костромской области, указав, что такие предложения даны Департаментом ранее в направленных в адрес заявителя письмах № 3355/з от 12.05.2008 и № 4187/з от 10.06.2008 (л.д. 12).

На основании постановления губернатора Костромской области от 18.11.2010 № 222 «Об упразднении департамента культурного наследия Костромской области и переименовании департамента имущественных и земельных отношений Костромской области» департамент имущественных и земельных отношений Костромской области переименован в департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области. 10.05.2011.

10.05.2011 Департамент государственного имущества и культурного наследия распоряжением № 351/з отменил распоряжение Департамента имущественных отношений Костромской области от 27.09.2007 № 1269 «О предоставлении в аренду ЗАО «СИТИ» земельных участков» в связи с невыполнением ЗАО «СИТИ» действий в сроки установленные отменяемым распоряжением (л.д. 17).

Письмом от 16.05.2011 № 6894 Департамент уведомил заявителя о том, что распоряжение Департамента имущественных отношений Костромской области от 27.09.2007 № 1269 отменено 10.05.2011. В письме сообщается, что в связи с действующим порядком Решение вопроса о предоставлении земельного участка возможно после рассмотрения инвестиционного проекта строительства туристического комплекса на Совете по инвестициям при Губернаторе Костромской области (л.д. 16).

Полагая, что распоряжение Департамента от 10.05.2011 № 351/з не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ЗАО «СИТИ» обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Департамент не доказал правомерность отмены распоряжения от 27.09.2007 № 1269, так как Общество совершило, предусмотренные данным распоряжением действия: обеспечило постановку земельных участков на кадастровый учет и обратилось в Департамент с заявлением о заключении договора аренды. Вина ЗАО «СИТИ» в невыполнении последующих действий отсутствует, так как Департамент не направил заявителю проекты договоров аренды земельных участков. Оспариваемое распоряжение нарушает права Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как препятствует заключению договоров аренды земельных участков и дальнейшему строительству объектов.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении таких дел арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункту 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В пункте 5 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) указан порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя следующие процедуры: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Для возникновения права на земельный участок должны быть пройдены все стадии, предшествующие предоставлению участка.

В рассматриваемом случае предоставление ЗАО «СИТИ» земельных участков для строительства осуществлялось с процедурой выбора земельных участков и предварительного согласования места размещения объекта. Указанные стадии, предшествующие предоставлению Обществу земельных участков на праве аренды, были пройдены и Департаментом имущественных отношений Костромской области издано распоряжение от 27.09.2007 № 1269 о предоставлении ЗАО «СИТИ» земельных участков для строительства.

Из материалов дела следует, что Общество неоднократно обращалось в уполномоченные органы с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду (л.д. 12, 16). Однако договоры аренды не были заключены. Письмами от 12.12.2008 № 7620/з и от 16.05.2011 № 6894 Обществу рекомендовано представить инвестиционный проект предполагаемого строительства для обсуждения на Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области. При этом в письмах отсутствуют ссылки на нормы права, предусматривающие в качестве условия заключения договоров аренды земельных участков, рассмотрение таких вопросов на Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области.

В этой связи, поскольку Департамент не заключил с ЗАО «СИТИ» договоры аренды земельных участков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствует вина Общества в невыполнении последующих действий, предусмотренных распоряжением от 27.09.2007 № 1269 (обращение в Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области за регистрацией договора аренды, получение разрешений на строительство и на проведение земляных работ).

Требование Департамента о необходимости предварительного рассмотрения вопроса о заключении договоров аренды земельных участков на Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области не основано на законе, в частности на положениях статей 30, 32 ЗК РФ. Данные нормы не содержат каких-либо дополнительных условий предоставления земельных участков в аренду.

Довод апелляционной жалобы об истечении трехгодичного срока действия распоряжения от 29.11.2006 № 1066 «О предварительном согласовании места размещения туристического комплекса ЗАО «СИТИ», в связи с чем подлежит отмене распоряжение от 27.09.2007 № 1269 о представлении Обществу земельных участков в аренду, несостоятелен.

В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ трехлетний срок установлен для действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а не для решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Кроме того, указанный срок является предельным и подлежит применению только в том случае, когда до его истечения органом государственной власти не было принято Решение о предоставлении земельного участка в порядке статьи 32 ЗК РФ.

В рассматриваемом случае распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 27.09.2007 о предоставлении земельного участка для строительства было вынесено в рамках указанного трехгодичного срока, до его истечения (срок действия распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта заканчивался 29.11.2009).

Таким образом, при наличии распоряжения о предоставлении Обществу земельного участка для строительства, установленный пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ трехгодичный срок действия решения о предварительном согласовании места размещения туристического комплекса не применяется. Срок же действия решения о предоставлении земельного участка для строительства законом не предусмотрен.

В апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что отмененное распоряжение от 27.09.2007 № 1269 предусматривает срок предоставления ЗАО «СИТИ» земельного участка в аренду – три года. По мнению Департамента, установление такого срока соответствует требованиям подпункта 4 пункта 2 статьи 46 ЗК РФ, согласно которому аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае неиспользования застройщиком земельного участка в течение трех лет. Департамент полагает, что поскольку срок предоставления земельного участка в аренду Обществу истек 27.09.2010, отмена распоряжения от 27.09.2007 № 1269 не повлекла нарушения прав и законных интересов ЗАО «СИТИ» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данный довод не может быть принят судом во внимание, так как земельный участок в аренду Обществу не предоставлялся, в связи с чем срок аренды земельных участков исчислению и применению не подлежит.

С учетом изложенного у Департамента не имелось правовых оснований для отмены распоряжения от 27.09.2007 № 1269 «О предоставлении в аренду ЗАО «СИТИ» земельных участков» и суд первой инстанции обоснованно признал недействительным распоряжение Департамента от 10.05.2011 № 351/з, которым вышеуказанное распоряжение отменено.

Департамент при принятии распоряжения от 10.05.2011 № 351/з «Об отмене распоряжения департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 27.09.2007 № 1269» нарушил требования статей 30, 31 и32 ЗК РФ и права и законные интересы ЗАО «СИТИ».

При рассмотрении спора суд первой инстанции полно Установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные в материалы дела, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное Решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

В этой связи Решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Костромской области от 13.12.2011 по делу № А31-7836/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

П.И. Кононов

Судьи

Г.Г. Ившина

А.В. Караваева