Арбитражная практика

Постановление от 20 марта 2012 года № А06-6464/2011. По делу А06-6464/2011. Российская Федерация.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел. (8452)23-80-63, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 23-93-11, http://12aas.arbitr.ru, E-mail: info@12aas.arbitr.ru

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А06-6464/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года

Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2012 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Жаткиной С. А.,

судей Грабко О. В., Камериловой В. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макарихиной О. А.,

от Администрации города Астрахани – Тучина по доверенности б/н от 10.01.2012

при участии в судебном заседании представителей от индивидуального предпринимателя Комаровой Ирин – Хайрутдинова Наталья по доверенности б/н от 25.07.2011,

рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Комаровой Ирин на Решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 декабря 2011 года по делу №А06-6464/2011, судья Смирнова Н. В.,

по иску Администрации города Астрахани, г. Астрахань,

к индивидуальному предпринимателю Комаровой Ирин г. Астрахань,



об обязании ответчика прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования «Город Астрахань» №43С и не оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования «Город Астрахань» №43С до заключения договора использования регулярного маршрута города Астрахани,

Установил:

Администрация города Астрахани обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с иском к индивидуальному предпринимателю Комаровой Ирин с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании ответчика прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования «Город Астрахань» № 43С и не оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования «Город Астрахань» № 43С до заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.12.2011 исковые требования удовлетворены.

Индивидуальный предприниматель Комарова Ирин не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит Решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил статью 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению Общества, истец не доказал, что деятельность ответчика является потенциально опасной для неопределенного круга лиц, а отсутствие договора не может привести к возможному причинению вреда в будущем.

В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал.

Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального и процессуального права.

Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, ответчик - индивидуальный предприниматель Комарова Ирин осуществляет пассажирские перевозки по городскому муниципальному маршруту № 43С с нарушением закона, устанавливающего специальные требования к перевозчику, без заключения с администрацией города Астрахани договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта.

Факт осуществления ответчиком пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Астрахани без заключения договора с уполномоченным органом подтвержден следующими документами: лицензией № АСС-30-2161-001 от 07.09.2009, лицензионной карточкой на автомобиль ГАЗ-322132 г.н. АА 414 30 RUS, ПТС 30 ММ № 112914 на автомобиль ГАЗ-322132 г.н. АА 414 30 RUS, договором безвозмездного пользования автомобилем ГАЗ-322132 г.н. АА 414 30 RUS от 18.08.2009, договором оказания услуг по медицинскому осмотру водительского состава и контролю технического состояния автотранспортного средства от 17.08.2009 года, договором проведения предрейсового технического осмотра № 158 от 14.08.2009 года, заявлением предпринимателя от 26.07.2011 года о выдаче маршрутной схемы и карты, ответом администрации г. Астрахани № 07-10-02-1976 от 28.07.2011 года, актом проверки соблюдения требований нормативно-правовых актов МО «Город Астрахань» № 425 от 17.05.2011 года, протоколом об административном правонарушении от 20.06.2011 года.

Истец, полагая, что деятельность ответчика по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования «Город Астрахань» создает потенциальную опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц, обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое Решение, исходил из обоснованности и доказанности заявленных требований.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.

В статье 5 Закона о безопасности дорожного движения указан перечень мер, которые направлены на обеспечение безопасности движения, но не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают отноше власти - подчинения, характерные для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на городском автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.



Согласно части 4 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения на территории Астраханской области при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, урегулированы Постановлением мэра города Астрахани от 29.07.2010 года № 5396-м «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Астрахани».

В соответствии с Положением о комиссии по организации пассажирских перевозок в городе Астрахани, утвержденном этим Постановлением, Комиссия создана для рассмотрения вопросов пассажирских перевозок в городе Астрахани и проведения единой транспортной политики с целью обеспечения предоставления бесперебойных транспортных услуг, повышения безопасности, культуры и качества обслуживания пассажиров.

В процессе своей деятельности Комиссия решает следующие задачи: совершенствование пассажирских перевозок в городе Астрахани и маршрутной сети города Астрахани с учетом наиболее полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках; анализ потребности города Астрахани в услугах пассажирского транспорта; координация деятельности перевозчиков всех форм собственности по обеспечению пассажирских перевозок на территории города Астрахани; рассмотрение материалов о нарушении нормативно-правовых актов, в сфере организации пассажирских перевозок, перевозчиками всех форм собственности, работающими по регулярным муниципальным маршрутам Астрахани. Комиссия осуществляет контроль за выполнением перевозчиками нормативно-правовых актов в сфере организации пассажирских перевозок на регулярных муниципальных маршрутах, договорных обязательств между сторонами, участвующими в организации и обеспечении пассажирских перевозок. При установлении нарушений перевозчиками нормативно-правовых актов Комиссия инициирует расторжение договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта в установленном порядке. Договоры использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта и договоры на осуществление пассажирских автомобильных перевозок по утвержденным регулярным маршрутам г. Астрахани, заключенные ранее, считаются действительными до проведения конкурсного отбора перевозчиков.

Конкурс на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.

В соответствии Положением о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани, утвержденным Решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 10.09.2009 № 119 следует, конкурс на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани является открытым. Целями и задачами конкурса являются: удовлетворение потребностей населения города Астрахани в пассажирских перевозках; определение из числа претендентов - перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности - максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации; повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков; вовлечение перевозчиков в активную профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.

Конкурс проводится в случае открытия нового маршрута, возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут либо утверждения новой маршрутной сети.

В конкурсе участвуют владельцы транспортных средств - юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели: имеющие в собственности или на ином законном праве транспортные средства, соответствующие по конструкции и (или) техническому состоянию требованиям завода -изготовителя и (или) требованиям к перевозчикам, предусмотренным государственным стандартом Российской Федерации “Услуги пассажирского автомобильного транспорта“, прошедшие в установленном порядке технический осмотр; представившие документы, подтверждающие соответствие транспортных средств установленным требованиям.

Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок, не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений для участия в нем.

Решением Совета Муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 года № 50 утверждены Правила пользования автобусами, работающими на муниципальных маршрутах Астрахани, которые призваны способствовать повышению качества обслуживания пассажиров пассажирским автомобильным транспортом общего пользования, обеспечению рациональной организации и безопасности пассажирских перевозок, являются обязательными для предприятий, организаций автомобильного транспорта города Астрахани и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров по договорам с администрацией города Астрахани, а также для пассажиров.

Таким образом, на администрацию города Астрахани действующим законодательством возложена обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования г. Астрахань. Схема транспортного обслуживания населения позволяет обеспечить безопасность транспортного обслуживания, предупредить причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и снизить тяжесть их последствий. Регулярные перевозки осуществляются по маршрутам с учетом схемы движения на маршруте, наличия и расположения остановочных пунктов, параметров и характе и дорожной сети. На маршрутах устанавливаются минимально необходимый уровень транспортного обслуживания населения, а также квоты исходя из интенсивности движения транспортных средств на определенных участках автомобильных дорог и улиц, их транспортно-эксплуатационных характеристик и (или) предельной пропускной способности в единицу времени остановочных пунктов. При заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа перевозчику на основании минимально необходимого уровня транспортного обслуживания населения утверждается расписание в соответствии с установленными требованиями обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа. Осуществление перевозчиками деятельности без указанного договора за рамками регламентированной схемы транспортного обслуживания населения означает отсутствие гарантий, что транспортные средства позволяют выполнить перевозки в соответствии с установленными требованиями обеспечения безопасности и что перевозчик осведомлен о параметрах и характери дорожной сети, об опасных участках.

В подпункте 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, и в подпункте 5.7.3, 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, предусмотрено обязательное наличие графиков (расписаний) движения автобусов на маршруте. Графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также на действующих маршрутах. Нормативы скорости (времени) движения должны обеспечивать безопасные режимы движения транспортных средств в реальных условиях движения на маршруте: соответствовать скорости, разрешенной Правилами дорожного движения, дорожными знаками, предусматривать возможные задержки, связанные с организацией дорожного движения, задержки на железнодорожных переездах и т.п.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждены факты осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности по пассажирским перевозкам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Астрахани в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования.

Принимая во внимание, что указанный договор заключается с перевозчиком, отвечающим специальным критериям, установленным в Правилах пользования автобусами, работающими на муниципальных маршрутах Астрахани, и в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа при заключении договора устанавливается расписание движения, суд округа счел правильным вывод суда первой инстанции о том, что осуществление ответчиком пассажирских перевозок в отсутствие указанного договора создает опасность причинения вреда в будущем, поэтому исковое требование Администрации о прекращении создающей опасность причинения вреда деятельности индивидуального предпринимателя Комаровой Ирин по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам удовлетворено правомерно.

Довод заявителя о недоказанности факта осуществления деятельности по перевозке пассажиров, создающей опасность причинения вреда, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит представленным в материалы дела доказательствам.

Кроме того, довод ответчика о наличии у него всех правоустанавливающих документов, необходимых для осуществления оспариваемой деятельности противоречит выводам, изложенным в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 года по делу № А06-6209/2011.

Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле документам, судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

Постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 декабря 2011 года по делу №А06-6464/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший Решение.

Председательствующий С. А. Жаткина

Судьи О. В. Грабко

В. А. Камерилова