Арбитражная практика

О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение от 15 марта 2012 года № 2-321/12. Смоленская область.

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Кожановой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Т.С. к администрации г.Смоленска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании не соответствующим закону постановления администрации г.Смоленска, обязании администрации г.Смоленска поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

Установил:

Смирнова Т.С. обратилась в суд с иском к администрации г.Смоленска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании не соответствующим закону постановления администрации г.Смоленска, обязании администрации г.Смоленска поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (с учетом уточненных исковых требований, л.д.126). В обоснование иска Смирнова Т.С. указала, что является <данные изъяты>, вдовой С.Б.Л. - участника Великой Отечественной войны и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета; нуждается в улучшении жилищных условий, проживает в г. Смоленске совместно с дочерью К.Е.Б. внучкой Л.О.М. правнучкой Л.Е.Х. в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Л.О.М. Постановлением администрации г. Смоленска от 24 августа 2011 года № 1620-адм ей необоснованно отказано в принятии на учет, нуждающихся в жилых помещениях, на том основании, что она продала жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> в г<адрес>, принадлежащее ей на праве собственности на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, где она проживала с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в ДД.ММ.ГГГГ она продала, принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение в г. <адрес> не преднамеренно, а по состоянию здоровья.

Смирнова Т.С. в судебном заседании заявленный иск поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представители Смирновой Т.С. Жаркова О.С. и Козырь Е.Б. заявленный иск поддержали в полном объеме, указав, что Смирнова Т.С. нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечена менее учетной нормы площади жилого помещения; Смирновой Т.С. не совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий; ей по состоянию здоровья и в силу возраста необходимо было переехать для постоянного проживания к дочери в г.Смоленск.

Представитель Администрации г.Смоленск Шерстнева Е.П. заявленный иск не признала, пояснив, что оснований для постановки Смирновой Т.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется, поскольку истец, реализовала свое право собственника по распоряжению имуществом, тем самым совершила действия по искусственному ухудшению жилищных условий ; кроме того, истцом не был представлен полный пакет документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно части первой статьи 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах“ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны I группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.



С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований“, которым Федеральный закон “О ветеранах“ был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах“ и статьи 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) предусмотрена программа по реализации мер социальной поддержки в виде обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“.

Постановлением Главы города Смоленска от 03 мая 2005 года № 1087 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Смоленске» учетная норма площади жилого помещения в г. Смоленске составляет 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Смирнова Т.С. обратилась с заявлением в администрацию г.Смоленска о предоставлении ей жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Постановлением администрации г. Смоленска от 24 августа 2011 года № 1620-адм Смирновой Т.С. было отказано в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по тому основанию, что истец, являясь собственником жилого помещения общей площадью <данные изъяты>., в г.<адрес>, принадлежащего ей на праве собственности на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, продала указанное помещение по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ, тем самым ухудшив свои жилищные условия.

Смирнова Т.С. зарегистрирована по месту постоянного жительства в квартире №, общей площадью <данные изъяты> в доме № по пр<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

В квартире № общей площадью <данные изъяты>., в доме <адрес>, принадлежащей на праве собственности Л.О.М., проживают четыре человека: Смирнова Т.С., ее дочь К.Е.Б.., внучка Л.О.М.., правнучка Л.Е.Х. Общая площадь находящегося в пользовании Смирновой Т.С. жилого помещения не превышает установленную учетную норму 10,5 кв.м (составляет <данные изъяты>) на человека.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Т.С. проживала в приватизированной благоустроенной трехкомнатной квартире № общей площадью <данные изъяты>., в д. <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Т.С. продала, принадлежащую ей квартиру.

Истец, являясь собственником жилого помещения общей площадью <данные изъяты> в <адрес>, реализовала свое право распоряжения данным имуществом путем его продажи.

Администрация г. Смоленска при принятии решения об отказе Смирновой Т.С. в постановке на учет, нуждающихся в жилых помещениях, руководствовалась положениями ст. 53 ЖК РФ о последствиях намеренного ухудшения жилищных условий, поскольку не истекло 5 лет с момента отчуждения истцом жилого дома и снятия Смирновой Т.С. с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.



В силу ч. 3 ст. 2 Закона Смоленской области от 13.03.2006 N 6-з “О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области“ в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Из объяснений истца и представителя истца следует, что Смирнова Т.С. не отчуждала принадлежащую ей квартиру в г. <адрес> с намерением состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. На момент отчуждения квартиры истец достигла возраста 81 года, проживала одна, нуждалась в лечении и уходе, что сделало необходимым ее проживание совместно с дееспособными родственниками в г. Смоленск, способными осуществлять уход за ней. Дочь Смирновой Т.С. К.Е.Б. не могла осуществлять постоянный уход за истцом в г. <адрес>, в связи с осуществлением трудовой деятельности в г. Смоленске, что подтверждается справкой с места работы от ДД.ММ.ГГГГл.д. 27).

Согласно выписке из амбулаторной карты Смирновой Т.С., истец наблюдается в поликлинике Смоленской областной клинической больницы, 2 раза в год проходит курс лечения в <данные изъяты>. Рекомендован курс лечения - <данные изъяты> (л.д.26).

Учетная норма площади жилого помещения в г. Смоленске установлена Постановлением Главы города Смоленске от 03 мая 2005 года № 1087 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Смоленске» и составляет 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Со дня отчуждения жилого помещения в <адрес> и вселения с ДД.ММ.ГГГГ в квартиру № общей площадью <данные изъяты> в доме <адрес>, где проживали К.Е.Б.., Л.О.М.., Л.Е.Х.., истец Смирнова Т.С. стала нуждающейся в улучшении жилищных условий. Продавая жилое помещение, Смирнова Т.С. действовала осознанно и не могла не осознавать того обстоятельства, что своими действиями она ухудшила свои жилищные условия, при этом средства полученные Смирновой Т.С. от продажи квартиры в г.<адрес> не были затрачены ею на приобретение жилья.

Действия Смирновой Т.С. привели к искусственному ухудшению жилищных условий, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем. С момента продажи жилогопомещения до подачи заявления Смирновой Т.С. на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий прошло менее пяти лет. В силу действующего жилищного законодательства истец не может быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии со ст. 4 Закона Смоленской области от 13 марта 2006 года № 6-з заявление о принятии на учет нуждающихся должно быть подано с полным пакетом документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Одним из самостоятельных оснований отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, является непредоставление документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Смирновой Т.С. не были представлены все необходимые документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности копия свидетельства о расторжении брака Л.О.М.., сведения о том, где проживала Л.О.М.. в период с ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи Администрация г.Смоленска обоснованно отказала истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С учетом установленных судом обстоятельств оснований для удовлетворения заявленного Смирновой Т.С. иска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании не соответствующим закону постановления администрации г.Смоленска, обязании администрации г.Смоленска поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется.

Руководствуясь стс.ст.194-198 ГПК РФ,

Решил:

в иске Смирновой Т.С. к администрации г.Смоленска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании не соответствующим закону постановления администрации г.Смоленска, обязании администрации г.Смоленска поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 (одного) месяца.

Председательствующий К.М.Макарова