Арбитражная практика

Решение от 19 марта 2012 года № А32-48688/2011. По делу А32-48688/2011. Краснодарский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Именем Российской Федерации

Решение

г. Краснодар Дело № А32-48688/2011

19 марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 19 марта 2012 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Боровика *.*. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вологиной *.*. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Динском районе Краснодарского края, ст. Динская,

к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. ст. Динская,

о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, в размере 724 руб. 60 коп.,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, надлежащим образом извещен,



от заинтересованного лица: не явился, надлежащим образом извещен,

Установил:

Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Динском районе обратилось в суд к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, в размере 724 руб. 60 коп.

Заявленные требования основаны на статьях 1, 11 (пункт 5), 17 (абзац третий) Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», статье 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и мотивированы непредставлением предпринимателем как застрахованным лицом (страхователем) – физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в установленный законом срок (ежегодно до 1 марта) сведений индивидуального персонифицированного учета.

Заявитель свои требования изложил в заявлении и приложенных к нему материалах. Заявитель и заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены.

Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 26 (часть 1 статьи 212 АПК РФ).

Суд приступает к рассмотрению дела в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.

Из материалов дела следует, что Улитичев Александр Васильевич является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац первый статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик как индивидуальный предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 14 названного Федерального закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.



Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

При этом в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Частями 5, 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Данные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

Приведенный перечень сведений и порядок его представления являются самостоятельными и не подпадают под действие положений статьи 10 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в том числе по содержанию сведений, установленным сроку и конкретным основаниям представления.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В отсутствие отдельного самостоятельного порядка привлечения индивидуальных предпринимателей к данному виду ответственности непосредственно в Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», исходя из общей предметной сферы регулирования и необходимости обеспечения прав привлекаемых к ответственности субъектов предпринимательской деятельности на участие в рассмотрении данного вопроса, соответствующий порядок по общеправовому правилу аналогии закона определяется положениями статей 38 и 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», за исключением внесудебного порядка принудительного взыскания (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», пункт 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 № 105).

При этом соответствующие процедурные нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» прямо не предусматривают последствий их несоблюдения.

В этой связи и в силу полного совпадения текстуального выражения значительного числа норм статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемым процессуальным отношениям в полной мере применимы выработанные в отношении последней правовые позиции Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе о необходимости оценки существенности того или иного нарушения процедуры.

Кроме того, необходимый уровень гарантий прав привлекаемых к ответственности лиц обеспечивается судебным порядком принудительного взыскания соответствующей санкции, позволяющим им опровергнуть наличие объективной стороны вменяемого правонарушения путем представления дополнительных доказательств, имевшихся у него к моменту рассмотрения акта и принятия решения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и др.

Согласно материалам дела, зафиксировав тот факт, что ИП Улитичевым *.*. не представлены в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок названные выше сведения индивидуального (персонифицированного) учета, УПФР в Динском районе Краснодарского края составило акт и в дальнейшем, вызвав привлекаемое к ответственности лицо на рассмотрение этого акта, в назначенный день вынесло Решение от 21.06.2011 № 1066 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в размере 724 руб. 60 коп.

В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке на основании решения от 21.06.2011 № 1066 и требования от 27.07.2011 № 1066 УПФР в Динском районе Краснодарского края обратилось в арбитражный суд за его принудительным взысканием.

Согласно статье 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 № 443 «О стоимости страхового года на 2010 год» утверждена стоимость страхового года на 2010 год исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на 2010 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» на 1 января 2010 года, в размере 10 392 руб.

Поскольку сумма подлежащих уплате за 2010 год страховых взносов составляет 10 392 руб. и Улитичев Александр Васильевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.04.2010, то штраф в размере 724 руб. 60 коп. исчислен заявителем правильно.

При этом суд принимает во внимание наличие объективной стороны вменяемого ответчику правонарушения. Так, заявителем подтверждается факт непредставления индивидуальным предпринимателем соответствующих сведений не только в установленный законом срок до 01.03.2011, но и до настоящего времени; на нарушение его конкретных прав при фиксации правонарушения и их непосредственном влиянии на исход дела не указывает; Решение о привлечении к ответственности и требование об уплате штрафа направлено надлежащим образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства; Решение УПФР в Динском районе от 21.06.2011 № 1066 не оспорено; каких-либо контрдоводов либо дополнительных доказательств, опровергающих выводы заявителя, суду не представлено; истребуемую сумму штрафа индивидуальный предприниматель не уплатил.

Таким образом, если определенные нарушения процедуры со стороны УПФР в Динском районе Краснодарского края и имели бы место, то они не привели к нарушению конкретных прав ответчика в материальном смысле.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным требования заявителя удовлетворить.

Расходы по делу в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 213, 215 и 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Динском районе Краснодарского края (ИНН 2330028167, ОГРН 1022303617280) удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (ИНН 233007423862, ОГРНИП 310233011000023, Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Красная, д. 152 Б, кв. 38) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 724 руб. 60 коп. финансовых санкций.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.

Исполнительный лист на взыскание санкции выдать после вступления решения в законную силу.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета выдать по истечении деся­ти дней со дня вступления решения в законную силу при отсутствии у суда сведений о добровольной уплате государственной пошлины в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 ста­тьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

Настоящее Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья *.*. Боровик