Арбитражная практика

Решение от 14 марта 2012 года № А32-49309/2011. По делу А32-49309/2011. Краснодарский край.

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

Именем Российской Федерации

Решение

Дело № А32-49309/2011

г. Краснодар 14 марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2012 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Меньшиковой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федотовым *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению



Прокурора Лазаревского района г. Сочи

к открытому акционерному обществу «Спецавтохозяйство по уборке города», г. Сочи,

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Максименко *.*. , удостоверение ТО 063389;

от ответчика: Мартынюк *.*. , доверенность от 15.02.2012г.),

Установил:

Прокурор Лазаревского района г. Сочи обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Спецавтохозяйство по уборке города» (ОГРН 1112366001593, ИНН/КПП 2320189736/232001001, г.Сочи, Цветной бульвар, 24А) (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании 29.02.2012 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 05.03.2012 до 09-45 (информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет).

05.03.2012 в 09-45 заседание продолжено в отсутствие ответчика.



Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что действия предприятия по размещению отходов I – IV класса опасности без лицензии необходимо охарактеризовать как действия в состоянии крайней необходимости. Деятельность предприятия является социально – значимой, так как связана с обеспечением благоприятного состояния окружающей среды в населенных пунктах города Сочи во избежание антисанитарного состояния.

Дело рассматривается по правилам ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Открытое акционерное общество «Спецавтохозяйство по уборке города» зарегистрировано за основным государственным номером 1112366001593, ИНН/КПП 2320189736/232001001, местонахождение: г.Сочи, Цветной бульвар, 24А.

Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.12.2011г. сотрудниками прокуратуры Лазаревского района г. Сочи 14.12.2011г. проведена проверка, в результате которой выявлено нарушение, а именно: общество фактически эксплуатирует свалку п.Лоо, размещая на ней отходы населения, хозяйствующих субъектов, в том числе отходы, отнесенные к IV классу опасности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено 19.12.2011г. в присутствии генерального директора лица, привлекаемого к административной ответственности, Бордачева *.*.

В действиях общества, по мнению заявителя, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

Согласно пункту 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования

В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 N 524, для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“;

перечень отходов I - IV класса опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности, а также сведений о составе отходов);

копия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разРешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления;

копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV класса опасности, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;

копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.

Настоящий перечень является исчерпывающим.

Таким образом, чтобы получить лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I - IV класса опасности, предприятию необходимо подтвердить право собственности или иное вещное право (право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования) на земельный участок, используемый под свалку.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится Постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное Постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

ОАО «Спецавтохозяйство по уборке города» является организацией, осуществляющей вид деятельности, определенный Федеральным законом РФ от 05.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» — деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, имеет лицензию Серии 061 №00026 от 08.09.2011, согласно приложению к которой к видам работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, относится сбор и транспортировка отходов I - IV класса опасности.

Как следует из материалов дела, Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007г. № 991, ответственным исполнителем по проектным и изыскательским работам, по сносу и рекультивации полигона твердых бытовых отходов в Лазаревском районе является администрация Краснодарского края, администрация г. Сочи (пункт 168 Программы).

Постановлением Главы Администрации города Сочи № 7 от 15 января 2010 года МУП г. Сочи «САХ по уборке города» (правопредшественник ОАО «Спецавтохозяйство по уборке города») прекращено право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 34 137 м2 в пос. Лоо Лазаревского района под свалку твердых бытовых отходов.

Указанный земельный участок Постановлением Администрации г. Сочи от 23.12.2011г. № 2586 предоставлен в безвозмездное срочное пользование ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края», которое несет обязанности по строительству, реконструкции, выполнению природоохранных мероприятий, оборудованию территории свалки. В свою очередь Главное управление строительства Краснодарского края передало указанный земельный участок ООО «Жилсервис» по акту приема - передачи от 02.03.2011г. для проведения изыскательных и подготовительных работ по рекультивации свалки.

В соответствии с разработанным проектом рекультивации свалки и учитывая тот факт, что свалка ТБО в пос. Лоо является единственным местом приема и захоронения ТБО в городе Сочи, выполнение работ осуществляется в условиях синхронизации загрузки полигона и одновременной рекультивации.

В соответствии с проектом предполагается произвести дозагрузку полигона по 300 000 тонн отходов в течении 5 лет.

ОАО «Спецавтохозяйство по уборке города» разработало проект образования и размещения отходов, утвердило его в Департаменте Росприроднадзора по Краснодарскому краю и получило разРешение (лимиты) на размещение отходов в количестве 311 000 тонн в год на срок до 27.04.2016 года. Распоряжением Главы г. Сочи № 13-р от 15.01.2010 года местом размещения отходов определен полигон ТБО в пос. Лоо Лазаревского района г. Сочи.

В соответствии с проектом рекультивации полигона (раздел 5 «организация работ») рекультивацию территории полигона проводит ООО «Жилсервис», согласно Государственного контракта № 54-10 от 18 ноября 2010г.

В обязанности ОАО «Спецавтохозяйство по уборке города» входит сбор, транспортировка твердых бытовых отходов и разгрузка на выделенном участке. Согласно схеме очередности дозагрузки полигона ТБО данный участок определен под № 1, куда и производится разгрузка ТБО.

ООО «Жилсервис» принимает твердые бытовые отходы и производит рекультивацию свалки в режиме дозагрузки.

При таких обстоятельствах, требование о получении ОАО «Спецавтохозяйство по уборке города» лицензии на размещение отходов не выполнимо.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из общих принципов права, суд считает, что в действиях ответчика отсутствует, состав административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном нарушении в отношении общества административным органом не допущено.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что требования прокуратуры о привлечении ОАО «Спецавтохозяйство по уборке города» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.12.2011г., вынесенного прокурором Лазаревского района города Сочи, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 167 – 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

В удовлетворении заявленного требования Прокурора Лазаревского района г.Сочи о привлечении открытого акционерного общества «Спецавтохозяйство по уборке города» (ОГРН 1112366001593, ИНН/КПП 2320189736/232001001, г.Сочи, Цветной бульвар, 24-а) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.

Настоящее Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья *.*. Меньшикова