Арбитражная практика

Решение от 21 марта 2012 года № А55-24780/2011. По делу А55-24780/2011. Самарская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации Решение

г. Самара

21 марта 2012 года

Дело №

А55-24780/2011

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2012 года. Полный текст решения изготовлен 21 марта 2012 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Викторовой *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании 19 марта 2012 года дело по заявлению



Общества с ограниченной ответственностью «Новация», г.Самара,

От 22 ноября 2011 года №

к «ФГБУ ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, г. Самара

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара

Правительства Самарской области, г. Самара

Департамента строительства и архитектуры г. Самары, г. Самара

О признании незаконными действий, решения

при участии в заседании

от заявителя – Головлева *.*. по доверенности от 17.11.2011



от заинтересованного лица – не явился, извещен

от Управления Росреестра – Устинов *.*. по доверенности от 28.12.2011

от иных – не явились, извещены

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Новация» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области от 20.09.2011 №1006 об исправлении технической (кадастровой) ошибки, о признании незаконными действий ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области о внесении изменений в части указания сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0639001:248 согласно Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 года № 473, исходя из 6 вида разрешенного использования по состоянию на 20.05.2011.

Также заявитель просит суд обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Новация», путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере 68843514,76 рублей из расчета удельного показателя кадастровой стоимости - 6761,96 рублей за 1 кв.м. в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0639001:248, определив кадастровую стоимость земельного участка в размере 6352944 рублей, из расчета удельного показателя 624 руб/кв.м.

В судебном заседании представитель заявителя подержала требования по доводам, изложенным в заявлении.

Кадастровый орган, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не обеспечили явку своих представителей, о времени и месте судебного разбирательства извещены в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ.

Позицию по делу отразили в представленных письменных отзывах на заявление. В удовлетворении требований просят отказать.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в отзыве, пояснениях, данных в судебных заседаниях, просит отказать в удовлетворении требований.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив и исследовав материалы дела, оценив доводы заявителей, а также возражения лиц, участвующих в деле, изложенные в отзывах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Новация» на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, площадью 10181 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0639001:248, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Советской армии, д. 251 А (л.д. 6).

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0639001:248 в соответствии с Решением Кадастровой палаты по Самарской области от 20.09.2011 №1006 «Об исправлении технической (кадастровой) ошибки» рассчитана в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 № 473 исходя из 6 вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц» (л.д.12).

Заявитель, не согласившись с указанным Решением кадастровой палаты и действиями кадастровой палаты, считая названные действия органа кадастрового учета незаконными, обратился в арбитражный суд Самарской области.

В обоснование своих требований, заявитель указывает на то, что поскольку вид разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков - «центры обслуживания туристов», кадастровая стоимость должна быть рассчитана исходя из 8 вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения».

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

В силу пункта 13 названных Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

В силу п.2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэконоразвития РФ от 12.08.2006 года №222, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Таким образом, по смыслу приведенных норм акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.

В то же время, для земельных участков, образованных после издания акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, при проведении государственной кадастровой оценки земель предусмотрено определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала населенного пункта Самарской области в зависимости от функционального назначения и видов разрешенного использования земель.

Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года № 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Этим же Постановлением утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области и средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Самарской области.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 20.05.2011 с указанием разрешенного использования «центры обслуживания туристов».

Управлением Росреестра по Самарской области в адрес ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области направлено письмо № 12-5638 от 07.09.2011 об исправлении технической ошибки по земельным участкам, в котором указывалось на необходимость определения кадастровой стоимости исходя из 6 группы видов разрешенного использования.

При этом Управление Росреестра сослалось на письмо Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара №Д05-0101/6196-0-2 от 01.07.2011, согласно которому земельные участки с разрешенным использованием «центр обслуживания туристов» следует относить к 6 виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц» согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре.

Принимая во внимание обращение Росреестра по Самарской области, 20.09.2011 ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области в отношении названного земельного участка была исправлена техническая ошибка, и его кадастровая стоимость была рассчитана в соответствии Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года № 473 исходя из 6 группы видов разрешенного использования.

В соответствии с п. 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316 при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

В силу п.2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

С учетом положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории «земли населенных пунктов».

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к следующим территориальным зонам:

общественно-деловым, предназначенным для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам;

рекреационным, в состав которых могут входить земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами и предназначенными для отдыха граждан и туризма.

В материалах дела отсутствуют и не представлены заявителем доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов, с которыми пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации связывает рекреационную ценность земли.

Из отзыва Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара следует, что согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61, земельный участок расположен в зоне Ц-3 (зона предприятий обслуживания населения местного (районного) значения).

Таким образом, градостроительный регламент зоны, в которой расположен земельный участок заявителя, не предусматривает использование ее территорий для рекреационных целей или размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения (туристических баз, стационарных туристско-оздоровительных лагерей, туристских парков, учебно-туристических троп и трасс).

С учетом изложенного, суд признает обоснованной позицию органа кадастрового учета о необходимости отнесения земельного участка с разрешенным использованием «центр обслуживания туристов» к 6 виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц».

Доводы заявителей о невозможности применения в настоящем случае Правил застройки и землепользования городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 26.04.2001 № 61 с учетом выше названных норм суд считает ошибочными.

Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с указанной нормой техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

В силу изложенных правовых норм, оценивая обстоятельства дела, суд полагает, что оспариваемое Решение об исправлении кадастровой ошибки и действия органа кадастрового учета не противоречат нормам действующего законодательства.

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконным ненормативного акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие двух фактов в совокупности: несоответствия обжалуемого ненормативного акта, решения. действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим ненормативным актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Поскольку, заявителем не представлено суду ни одно из вышеназванных обстоятельств в ходе рассмотрения требований обществ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Расходы по госпошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителей.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

*.*. Черномырдина