Арбитражная практика

Решение от 02 февраля 2012 года № А36-5189/2011. По делу А36-5189/2011. Липецкая область.

Решение

г. Липецк Дело № А36-5189/2011

«02» февраля 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 26.01.2012 года.

Полный текст решения изготовлен 02.02.2012 года.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Бессоновой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиной *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке

к индивидуальному предп Ф.И.О. br>
о взыскании 1 039,20 рублей финансовой санкции

при участии в судебном заседании:



от заявителя: не явился, извещен (уведомление №86783)

от ответчика: не явился, извещен (уведомление №86762),

Установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке (далее – Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о взыскании с ИП Шрамко *.*. 1 039,20 руб. финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Представитель Пенсионного фонда, извещенный надлежащим образом (почтовое уведомление №89293), в заседание не явился, в через канцелярию суда поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя, а также письменные пояснения по делу, в которых заявитель поддержал требования в полном объеме, реестр поступления платежей по состоянию на 25.01.2012г., в котором отсутствуют данные об оплате предпринимателем штрафа, взыскиваемого в рамках данного дела, а также справку о том, что предприниматель ранее не привлекался к ответственности (приобщены к материалам дела).

Определение арбитражного суда от 28.12.2011г., направленное по последнему известному месту жительства заинтересованного лица, вернулось с отметкой органа почтовой связи «возвращено за истечением срока хранения».

С учетом п. 2 ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд считает ИП Шрамко *.*. извещенным надлежащим образом.

В соответствии с ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) если в предварительном судебном заседании лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

На основании изложенного, суд завершил предварительную подготовку и перешел в судебное заседание для рассмотрения спора по существу.

В соответствии с ч.2 п.2 ст.215 АПК РФ неявка представителей лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела. В связи с этим суд считает возможным рассмотреть спор по существу в настоящем судебном заседании.



Изучив материалы дела, суд

Установил:

Шрамко *.*. зарегистрирован в качестве индивидуа Ф.И.О. государственный регистрационный номер 305482213600872 (выписка из ЕГРЮЛ – л.д. 31-32).

В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ст. 1 ФЗ от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования»» ИП Шрамко *.*. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В качестве страхователя заинтересованное лицо зарегистрировано в ГУ УПФР в г. Липецке с 26.05.2005г. за регистрационным номером 058-901-008571 (л.д. 7).

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ являются обязательным платежом на обязательное социальное страхование (ст. 3 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно ч.1 ст. 14 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 ст. 5 Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон № 27-ФЗ) к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся застрахованные лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Следовательно, предприниматель обязан был представить индивидуальные сведения за 2010 год не позднее 01.03.2011.

Фактически сведения предпринимателем были представлены 02.03.2011г., т.е. с нарушением установленного законом срока, в связи с чем Пенсионным фондом был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.03.2011 г. № 27 (л.д. 12-13).

Согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В силу ч.2. ст.2. Федерального закона от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пении по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 № 443 «О стоимости страхового года на 2010 год» утверждена стоимость страхового года на 2010 год в размере 10392 руб.

Таким образом, предприниматели уплачивают в 2010 году страховые взносы в виде фиксированного платежа в сумме 10 392 руб.

Актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 27 от 25.03.2011 г. Пенсионным фондом зафиксирован факт нарушения Закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования», и Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Страхователю предложено представить возражения, а также предприниматель был приглашен на рассмотрение акта на 30.05.2011г. (см. л.д. 12). Указанный акт был направлен страхователю.

На рассмотрение материалов проверки 30.05.2011г. предприниматель не явился.

Решением № 14 от 30.05.2011г. ИП Шрамко *.*. привлечен к ответственности за указанное выше нарушение в виде финансовой санкции в сумме 1039 руб. 20 коп.(10390 руб. х 10%) (см. л.д. 18-19). Данное Решение заинтересованным лицом в установленном порядке не обжаловалось.

Направленное в адрес предпринимателя требование от 28.06.2011г. № 14 (см. л.д. 22-23) об уплате финансовой санкции в установленный срок не исполнено, что послужило основанием для обращения Пенсионной фонда в арбитражный суд.

На день судебного заседания суд не располагает доказательствами оплаты заинтересованным лицом финансовой санкции.

В соответствии с абзацами 1 и 3 ст. 2 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (ред. от 18.07.2011) (далее – Закон № 212-ФЗ), то при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная названным законом. В связи с этим суд руководствуется положениями данного закона.

В соответствии с ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В силу ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 этого Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

При этом п. 4 ч. 6 ст. 39 Закона № 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 44 Закона № 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.

Согласно ч. 4 ст. 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

В данном случае из решения Пенсионного фонда следует, что при рассмотрении акта обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения не выявлены.

С учетом названных правовых норм, суд, воспользовавшись своим правом оценивает и принимает во внимание в совокупности условия совершения нарушения, его характер, степень общественной опасности, негативные последствия в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд расценивает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, отсутствие неблагоприятных последствий правонарушения для государства, Пенсионного фонда и застрахованного лица, в том числе, в сфере реализации Пенсионным фондом контрольных функций в сфере уплаты страховых взносов застрахованными лицами, а также то обстоятельство, что ответчик привлекается к ответственности впервые.

При таких обстоятельствах, основываясь на принципе индивидуализации ответственности с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, арбитражный суд считает возможным снизить размер финансовой санкции, подлежащей уплате до 500 руб.

В связи с удовлетворением части требований с ИП Шрамко *.*. взыскивается госпошлина в размере 962 руб.28 коп. пропорционально размеру удовлетворенных требований: (500 руб. (сумма удовлетворенных требований) ? 2000 руб. (госпошлина из первоначально заявленных требований) ? 1039 руб. 20 коп. (первоначально заявленные требования).

Руководствуясь статьями 110, 166-171, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Взыскать с индивидуального предп Ф.И.О. (адрес: г. Липецк, б-р Есенина, д. 4, кв. 12, ОГРНИП: 305482213600872) в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке финансовую санкцию за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 500 руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с индивидуального предп Ф.И.О. (адрес: г. Липецк, б-р Есенина, д. 4, кв. 12, ОГРНИП: 305482213600872) в доход федерального бюджета 962,20 руб. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд. По окончании указанного времени Решение может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.

Судья *.*. Бессонова