Арбитражная практика

Решение от 12 августа 2011 года № 2-49942011. Решение от 12 августа 2011 года № 2-49942011. Хабаровский край.

Центральный районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи *.*. Красногоровой, при секретаре *.*. Коваленко, с участием представителя истца *.*. Самохина по доверенности от 30.06.2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по и Ф.И.О. к Федеральному государственному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение,

Установил:

Истец Безносюк *.*. обратился с указанным иском к соответчикам, в обоснование которого указал, что в 2009 году ему была распределена 3-комнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ в лице Врио начальника Синицына *.*. и Безносюка *.*. был заключен договор социального найма жилого помещения № 274. В качестве членов семьи нанимателя в указанный договор включены: жена Ф.И.О. сын - Безносюк Александр Викторович, до Ф.И.О. В настоящее время в квартире зарегистрированы: Безносюк *.*. , Безносюк *.*. , что подтверждается поквартирной карточкой и лицевым счетом. Однако Ф.И.О. Ф.И.О. было дано нотариальное согласие от 10.03.2011 года на отказ от принадлежащего им права на приватизацию жилого помещения. Т Ф.И.О. 30.05.2011 года дала письменное согласие на отказ от права на приватизацию жилого помещения. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 01/020/2011-732 от 11.03.2011 года <адрес>«а» является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ. Учитывая, что порядок по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации не разработан, истец не имеет возможности в досудебном порядке приобрести занимаемое жилое помещение в собственность. Учитывая, что истцом ранее право на приватизацию жилого помещения реализовано не было, Безносюк *.*. просит признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Истец Безносюк *.*. , а также третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца Безносюк *.*. , Безносюк *.*. и Безносюк *.*. о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в материалы дела поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель соответчика Министерства обороны Российской Федерации надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания, в суд не явился, не ходатайствовал об отложении разбирательства по делу, сведений об уважительности неявки не представил.

В письменном отзыве Федерального государственного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации представителем указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим Функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федераций на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. ФГУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России не уполномочено передавать указанное жилое помещение в собственность граждан. Приватизировать данное жилое помещение можно только с согласия Министерства обороны Российской Федерации. На основании вышеизложенного, ФГУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России просит в удовлетворении исковых требований Безносюка *.*. отказать. Представитель ФГУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России надлежащим образом уведомлен о времени и месте заседания, в суд не явился, не ходатайствовал об отложении дела, причину неявки не сообщил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.12.2007 г. № 52 “О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях“ отметил, что несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, а также существенно ущемляет права и законные интересы участников судебного процесса.

При таких обстоятельствах, а также в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца и представителей соответчиков.

Представитель истца настаивал на удовлетворении требований по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.



В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (часть 1 статьи 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права и достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Как следует из материалов гражданского дела, на основании договора социального найма жилого помещения № 274 от 26.11.2010 г., заключенного между ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ (Наймодатель) и подполковником Безносюком *.*. (наниматель) и членам его семьи: Безносюк *.*. (жена), Безносюку *.*. (сын) и Безносюк *.*. (дочь) было предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, являющееся государственной собственностью, – <адрес> в <адрес>.

Согласно лицевому счету квартиросъемщика № 363020 056 в <адрес> в <адрес> зарегистрированы и постоянно проживают: Безносюк *.*. , Безносюк *.*. , Безносюк *.*. и Безносюк *.*.

Из технического паспорта жилого помещения (квартиры), выданного по состоянию на 07.06.2011 г., усматривается, что спорное жилое помещение является изолированным, отдельной квартирой, состоящей из трех комнат, общей площадью 70,1 кв.м., жилой площадью 43,3 кв.м.

Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. № 9 (в редакции Постановлений Пленумов ВС РФ от 20.01.2003 № 2, от 06.02.2007 № 6) улучшение жилищных условий военнослужащих в иных случаях, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

По смыслу статьи59 и статьи71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Во исполнение статьи 40 Конституции РФ Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (статья 15) предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральногозакона от 27.05.1998года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федеральногозакона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в статье49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.



Пунктом1статьи15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определен в статье15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000г. №80.

В настоящее время вопросы предоставления жилых помещений военнослужащим регулируются Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями), согласно которому (абз. 12 п. 1 ст. 15) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях на основании ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.

В свою очередь, порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяется Правительством РФ. Но соответствующее Постановление Правительством пока не принято, а, следовательно, порядок и механизм предоставления жилья в собственность так и не определены. В настоящее время разработаны и действуют только Правила приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.12.2008 г. № 902, регламентирующие порядок приобретения жилья в целях последующего обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.

Для применения данной правовой нормы теперь, помимо отнесения лица к соответствующей категории военнослужащих, оно должно быть признано нуждающимся в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, т.е. по новому жилищному законодательству.

Военнослужащий Безносюк *.*. был признан нуждающимся в получении жилого помещения (для постоянного проживания) на состав семьи из 4-х человек.

Согласно выписке из приказа № 332 от 02.09.2009 г., что Безносюк *.*. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), имеет выслугу лет в календарном исчислении – 30 лет 11 мес., в льготном – 44 года 09 мес.

До настоящего времени Безносюк *.*. и члены его семьи продолжают проживать в спорном жилом помещении, ответчики его право пользования, владения и проживания в спорном жилом помещении - не оспаривают. Кроме того, данное жилое помещение является для истца единственным постоянным местом жительства, ответчики требований о выселении к нему не предъявляли.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним № 01/055/2011-054 от 01 июня 2011 г. <адрес> в <адрес> в городе Хабаровске является собственностью Российской Федерации и передана в оперативное управление Федерального государственного учреждения «Хабаровская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации (ныне Федеральное государственное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации).

Согласно постановлению Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

При этом порядок реализации функций по отчуждению (приватизации) федерального имущества в данный момент находится на стадии разработки, следовательно реализация прав истца на приватизацию жилого помещения в досудебном порядке затруднительна.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Следует учесть, что с 1991 года, на основе норм Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» всем гражданам России было предоставлено право приобретать безвозмездно в свою частную собственность занимаемые ими жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), которые были им ранее предоставлены на условиях социального найма, т.е. осуществить бесплатную приватизацию занимаемого ими жилья. Так как это право принадлежит всем гражданам России и не поставлено указанным Законом в зависимость от социального статуса и заслуг гражданина или других условий, то оно является общим.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю и Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости Министерства имущественных отношений Хабаровского края Безносюк *.*. ранее правом на приватизацию не пользовался, тем самым препятствий к приобретению им права собственности на спорное жилое помещение не имеется.

Члены семьи Безносюка *.*. : Безносюк *.*. , Безносюк *.*. и Безносюк *.*. , также наделенные правом на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, отказались от предоставленного им законом права, о чем свидетельствуют письменные согласия от 10.03.2011 г. и 30.05.2011 г., заверенные надлежащим образом.

На основании изложенного суд признает правомерными требования истца о признании за ним права собственности на занимаемое жилое помещение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Исковые требова Ф.И.О. к Федеральному государственному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение - удовлетворить.

Признать з Ф.И.О. право собственности на жилое помещение – <адрес>.

Настоящее Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10-ти дней со дня вынесения мотивированного решения в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд города Хабаровска.

Мотивированное Решение изготовлено: 17.08.2011 г.

Председательствующий *.*. Красногорова