Арбитражная практика

Решение от 06 апреля 2012 года № А31-140/2012. По делу А31-140/2012. Костромская область.

Решение

Дело № А31-140/2012

г. Кострома 06 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2012 года.

Судья Арбитражного суда Костромской облас Ф.И.О. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефимовой А.А.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Знароченкова А.Г., доверенность от 10.01.2012 г. № 1, удостоверение 44/303;

от ответчика – Брюханова А.С., доверенность от 18.05.2011, удостоверение № 04182;

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное ремонтно-строительное управление № 2», г. Кострома, ОГРН 1064401004777, ИНН 4401060734, к Государственной жилищной инспекции Костромской области о признании незаконным и отмене предписания № 208-02 от 21.12.2011 об устранении выявленных нарушений нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное ремонтно-строительное управление № 2» (далее – ООО «ЖРСУ № 2», Общество, заявитель), г. Кострома, обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Костромской области от 21.12.2011 № 208-02 об устранении выявленных нарушений нормативно - технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг, в части устранения нарушений по надлежащему содержанию кровли жилого дома № 113 по улице Советской города Костромы.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования. Суду пояснил, что предписание жилищной инспекции от 21.12.2011 в оспариваемой части вынесено без учета конкретных обстоятельств. Кровля указанного дома нуждается в капитальном ремонте, в связи с чем жителями дома и Обществом проводится работа по включению дома в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства». Также собственники жилых помещений на общем собрании от 29.02.2012 возразили против проведения текущего ремонта кровли дома.

Представитель жилищной инспекции возражает против заявленных требований. Полагает, что до решения вопроса о включении спорного дома в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов ООО «ЖРСУ № 2» как управляющая организация в силу взятых на себя обязательств по управлению общим имуществом многоквартирного дома обязана проводить меры поддерживающего характера с целью соблюдения нормативно-технических требований по эксплуатации и содержанию общего имущества данного дома.

Допрошенные в качестве свидетелей собственники жилых помещений спорного дома Столбунова И.С. и Бутняков В.А. пояснили, что крыша дома находится в неисправном состоянии длительное время, жители верхних этажей страдают от постоянных промочек, требуется капитальный ремонт кровли.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.



С 15.12.2011 по 21.12.2011 главным специалистом - экспертом государственным жилищным инспектором Костромской области в целях рассмотрения коллективного обращения жителей дома № 113а по ул. Советской г. Костромы по вопросу неудовлетворительного состояния общего имущества многоквартирного дома на основании приказа государственной жилищной инспекции Костромской области от 13.12.2011 № 1382 проведена внеплановая выездная проверка ООО «ЖЭРСУ №2».

В ходе проверки с участием представителя юридического лица инспектором были выявлены нарушения нормативно - технических требований по эксплуатации, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 113а по ул. Советской г. Костромы, что подтверждается актом проверки от 21.12.2011 № 271-02. В связи с выявленными нарушениями в отношении ООО «ЖЭОСУ № 2» было выдано предписание № 208 от 21.12.2011 об устранении данных нарушений, а именно в срок до 03.02.2012 обеспечить:

герметичность и исправное состояние шиферной кровли в районе квартир №№ 11, 13, 26, Ф.И.О. клетки подъезда № 2, в районе слуховых окон 1 и 3 подъездов;

герметичность в месте сопряжения кровельного материала к вентиляционным каналам в районе квартир № 27, 41, в районе вытяжек 1-го подъезда;

исправное состояние слуховых окон и решеток в районе 4 и 5 подъездов;

исправное состояние в местах разрушения стропильных ног (укрепить в районе люка выхода на кролю 3-го подъезда и в районе кв. №11;

исправное состояние стояка канализации в районе 1-го подъезда, исправное состояние лежака канализации в районе 2 подъезда;

исправное состояния (закрыть) электропроводов при вводе в подъезд № 2;

представить акт замеров сопротивления изоляции электропроводов.

Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным в части требований об исправлении неисправности кровли.

Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, заслушав пояснения свидетелей Столбуновой И.С. и Бутнякова В.А., суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1086 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (далее – Положение о государственной жилищной инспекции).

Согласно пунктам 5 и 6 Положения о государственной жилищной инспекции органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.



Пунктом 2 Положения о государственной жилищной инспекции предусмотрено, что система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Костромской области от 17.08.2007 № 364 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Костромской области.

Согласно пункта 1 указанного Положения государственная жилищная инспекция Костромской области (далее - госжилинспекция) является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим на территории Костромской области государственный контроль в сфере жилищных отношений в соответствии с полномочиями и функциями, определенными настоящим Положением.

Госжилинспекция входит в систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации.

К полномочиям госжилинспекции в соответствии с пунктами 1, 2 данного Положения относятся: контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению Костромской области жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности; составление и выдача предписаний по итогам мероприятий по контролю.

Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно статье 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Материалы дела свидетельствуют, что ООО «ЖРСУ № 2» по договору управления многоквартирным домом от 01.02.2008 приняло на себя обязательства по выполнению функций управления общим имуществом многоквартирного дома № 113А по улице Советской города Костромы с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания собственников жилых помещений и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с Приложениями к данному договору крыша относится к общему имуществу дома, должна обследоваться два раза в год.

В перечень работ по ремонту и содержанию крыши входит:

усиление элементов деревянной стропильной системы, включая смену отдельных стропильных ног, стоек, подкосов, участков прогонов, лежней, маурлатов и обрешетки;

все виды работ по устранению неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель из штучных материалов (кроме полной системы покрытия), включая все элементы примыкания к конструкциям, покрытия парапетов, колпаки и зонты под трубами);

замена (восстановление) отдельных участков безрулонных кровель;

частичная замена рулонного ковра;- устройство или восстановление защитно-отделочного слоя рулонных и безрулонных кровель.

В то же время перечень обязанностей управляющей организации не освобождает ООО «ЖРСУ № 2» от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2009 № 170 (далее - Правила № 170). Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества).

В соответствии с подпунктами «а», «б», «г» пункта 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах “а“ - “д“ пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Согласно пунктам 2, 39, 42 Правил содержания управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 29 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. После установления факта превышения физического износа общего имущества уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности управляющей организации необходимо направить предложение собственникам помещений о проведении общего собрания с целью определения размера платы на проведение капитального ремонта.

Правила № 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными на то управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 2.6.2 Правил № 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования (пункт 4.6.1.1 Правил № 170).

Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (пункт 4.6.1.2 Правил № 170).

В процессе эксплуатации деревянных несущих конструкций необходимо подтягивать болты, хомуты и другие металлические крепления в узловых соединениях и при необходимости заменять поврежденные и загнивающие отдельные элементы. Периодическую противогрибковую обработку следует, как правило, производить не реже одного раза в десять лет при капитальном ремонте. При аварийном состоянии конструкций должны быть приняты меры по обеспечению безопасности людей (пункт 4.6.1.3 Правил № 170).

Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (пункт 4.10.2.1 Правил № 170).

Согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса РФ.

Положения ЖК РФ, Правил содержания общего имущества не содержат каких-либо исключений или особенностей в части исполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Правилами № 170 управляющей организацией, осуществляющей деятельность по содержанию жилого фонда, переданного ему в управление.

Обязанности, возложенные на Общество в договоре управления многоквартирным домом, не освобождают управляющую организацию от соблюдения общеобязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома, установленных Жилищным кодексом РФ, Правилами содержания общего имущества, Правил № 170.

Из материалов дела следует, что Общество об имеющихся недостатках общего имущества данного дома знала, что подтверждается актами сезонного осмотра здания в 2011 году. Однако в необходимом объеме действий, направленных на поддержание общего имущества дома в технически исправном состоянии не осуществляла.

Следовательно, жилищная инспекция правомерно в рамках предоставленных ей полномочий выдала Обществу предписание об устранении выявленных недостатков.

В материалы дела заявителем не представлено доказательств о возможном устранении неисправности кровли дома только путем проведения работ капитального характера по их устранению.

Общее собрание собственников жилых помещений по вопросу расходования денежных средств на текущий ремонт кровли инициировано и проведено Обществом только 29.02.2012.

Выявленные неисправности свидетельствуют о том, что управляющей организацией на момент вынесения оспариваемого предписания не были приняты меры по проведению текущих ремонтов кровельного покрытия.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное ремонтно-строительное управление № 2», место нахождения: г. Кострома, микрорайон Черноречье, д. 8а, ОГРН 1064401004777, ИНН 4401060734, о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Костромской области № 208-02 от 21.12.2011 об устранении выявленных нарушений нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг, в части устранения нарушений по надлежащему содержанию кровли жилого дома № 113 а по улице Советской города Костромы - отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое Решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Л.А. Максименко