Арбитражная практика

Решение от 09 апреля 2012 года № А26-1614/2012. По делу А26-1614/2012. Республика Карелия.

Решение

г. Петрозаводск

Дело №

А26-1614/2012

09 апреля 2012 года

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Александрович Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия

к индивидуальному предпринимат Ф.И.О. br>
о взыскании 1039 руб. 20 коп.,

без участия представителей сторон,

Установила:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к индивидуальному предпринимат Ф.И.О. (далее – ответчик, предприниматель, ИП Луцышина Т.А.) о взыскании 1039 руб. 20 коп., финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта за 2010 год.

Суд приобщил к материалам дела реестр поступления платежей от ИП Луцышиной Т.А. по состоянию на 06.04.2012, согласно которому взыскиваемая финансовая санкция ответчиком не уплачена.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте предварительного судебного заседания и судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, возражений относительно завершения стадии подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного разбирательства в первой инстанции, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.

Определение о назначении дела к судебному разбирательству, направленное по адресу ответчика, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве его места жительства, возвращено органом связи с отметкой об истечении срока хранения. Согласно пункту 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чём орган связи проинформировал арбитражный суд, лицо считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.

Учитывая изложенное, а также то, что представленных материалов достаточно для разрешения спора по существу, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и рассмотрел дело по существу в отсутствие сторон в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Изучив и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ИП Луцышина Т.А. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 307100127500043 и в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.

Статьёй 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее – Закон № 27-ФЗ) установлена обязанность физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта и правильного назначения трудовой пенсии.

Предпринимателем сведения за 2010 год в Управление не представлены.

Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки № 1529 от 23.05.2011, который направлен в адрес ответчика заказной корреспонденцией.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Закона № 27-ФЗ).

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования“ (далее - Закон № 212-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Статьей 13 Закона № 212-ФЗ определено, что стоимостью страхового года является сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, определенного в соответствии с частью 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз. Статьёй 57 Закона № 212-ФЗ установлены тарифы страховых взносов на 2010 год в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20%.

Исходя из названных положений закона, индивидуальными предпринимателями за 2010 год подлежали к уплате страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации – 10392 руб., в том числе на страховую часть пенсии в сумме 7274 руб. 40 коп., на накопительную часть пенсии – 3117 руб. 60 коп.

Решением № 1529 от 27.06.2011 ИП Луцышина Т.А. привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 1039 руб. 20 коп., что составляет десять процентов причитающихся за 2010 год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Финансовые санкции в сумме 1039 руб. 20 коп. ответчику было предложено уплатить требованием № 5305 от 26.07.2011 в срок до 19.08.2011. Решение и требование направлены ответчику заказной корреспонденцией.

Факт совершения предпринимателем правонарушения доказан Управлением, порядок привлечения страхователя к ответственности соблюден, размер санкций соответствует положениям действующего законодательства, Решение о привлечении к ответственности страхователем не оспаривалось. Вина ответчика в совершенном правонарушении установлена судом при рассмотрении дела.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ взыскание финансовых санкций за нарушение срока представления сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учёта, производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, Управление правомерно обратилось в суд для взыскания с ответчика финансовой санкции в виде штрафа.

Вместе с тем суд считает, что при привлечении ответчика к ответственности Управлением не учтено следующее.

В соответствии со статьёй 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом четвертым части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.



Пунктом четвертым части 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.

Согласно части 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности.

Таким образом, орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании и определении размера штрафа должен установить и учесть смягчающие ответственность страхователя обстоятельства.

Суд при рассмотрении дел, связанных с проверкой законности и обоснованности решения органа по контролю за уплатой страховых взносов о привлечении лица к ответственности за совершение правонарушения в области обязательного пенсионного страхования, в том числе дела о взыскании штрафных санкций, проверяет соблюдение органом контроля при определении размера санкций требований статьи 44 Закона № 212-ФЗ.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мера ответственности за совершение конкретного правонарушения в области обязательного пенсионного страхования устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 12.05.1998 № 14-П, от 11.03.1998 № 8-П указал, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принципы соразмерности и справедливости предполагают установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд признаёт в качестве смягчающих ответственность предпринимателя за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании обстоятельств неумышленную форму вины, исполнение прочих обязанностей в области пенсионного страхования, а также привлечение к ответственности впервые.

Учитывая указанные смягчающие обстоятельства, суд считает необходимым снизить размер взыскиваемых штрафных санкций до 500 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) в доход федерального бюджета.

Управление освобождено от уплаты госпошлины по настоящему делу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета. Учитывая правовой статус ответчика (индивидуальный предприниматель), а также размер взысканной финансовой санкции, суд считает возможным применить положения пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и снизить размер госпошлины, подлежащей уплате, до 500 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

Решил:

Взыскать с индивидуального предпринимат Ф.И.О. (ОГРН 307100127500043, ИНН 100120336245, место жительства: Республика Карелия, г. Петрозаводск):

в пользу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия 500 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта за 2010 год;

в доход федерального бюджета государственную пошлину 500 руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано:

в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);

в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г Ф.И.О. 4).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Александрович Е.О.