Арбитражная практика

Решение от 09 апреля 2012 года № А26-1904/2012. По делу А26-1904/2012. Республика Карелия.

Решение

г. Петрозаводск

Дело №

А26-1904/2012

09 апреля 2012 года

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Александрович Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия

к индивидуальному предприни Ф.И.О. br>
о взыскании 147 руб. 22 коп.,

без участия представителей сторон,

Установила:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к индивидуальному предприни Ф.И.О. (далее – ответчик, предприниматель, ИП Горр Е.Н.) о взыскании 147 руб. 22 коп. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта за 2010 год.

Суд приобщил к материалам дела реестр поступления платежей от ИП Горр Е.Г. по состоянию на 06.04.2012, согласно которому взыскиваемая финансовая санкция ответчиком не уплачена.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте предварительного судебного заседания и судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, возражений относительно завершения стадии подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного разбирательства в первой инстанции, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.

Определение о назначении дела к судебному разбирательству, направленное по адресу ответчика, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве его места жительства, возвращено органом связи с отметкой об истечении срока хранения. Согласно пункту 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чём орган связи проинформировал арбитражный суд, лицо считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.

Учитывая изложенное, а также то, что представленных материалов достаточно для разрешения спора по существу, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и рассмотрел дело по существу в отсутствие сторон в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Изучив и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ИП Горр Е.Г. 10.11.2010 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 310100131400012 и в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.

Статьёй 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее – Закон № 27-ФЗ) установлена обязанность физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта и правильного назначения трудовой пенсии.

Предпринимателем сведения за 2010 год в Управление не представлены.

Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки № 3010 от 25.05.2011, который направлен в адрес ответчика заказной корреспонденцией.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Закона № 27-ФЗ).

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ (далее - Закон № 212-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно части 3 указанной статьи в случае, если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. В целях реализации указанных положений календарным месяцем начала деятельности для индивидуального предпринимателя признаётся календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя

Статьей 13 Закона № 212-ФЗ определено, что стоимостью страхового года является сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, определенного в соответствии с частью 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз. Статьёй 57 Закона № 212-ФЗ установлены тарифы страховых взносов на 2010 год в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20%.

Исходя из названных положений закона, ИП Горр Е.Г. за расчётный период с 10.11.2010 по 31.12.2010 (1 месяц и 21 день) подлежали к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 1472 руб. 20 коп.

Решением № 3010 от 30.06.2011 ИП Горр Е.Н. привлечён к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 147 руб. 22 коп., что составляет десять процентов причитающихся за 2010 год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Финансовые санкции в сумме 147 руб. 22 коп. ответчику было предложено уплатить требованием № 6110 от 03.08.2011 в срок до 26.08.2011. Решение и требование направлены ответчику заказной корреспонденцией.

Факт совершения предпринимателем правонарушения доказан Управлением, порядок привлечения страхователя к ответственности соблюден, размер санкций соответствует положениям действующего законодательства, Решение о привлечении к ответственности страхователем не оспаривалось. Вина ответчика в совершенном правонарушении установлена судом при рассмотрении дела.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ взыскание финансовых санкций за нарушение срока представления сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учёта, производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, Управление правомерно обратилось в суд для взыскания с ответчика финансовой санкции в виде штрафа.



Вместе с тем суд считает, что при привлечении ответчика к ответственности Управлением не учтено следующее.

В соответствии со статьёй 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом четвертым части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.

Пунктом четвертым части 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.

Согласно части 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности.

Таким образом, орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании и определении размера штрафа должен установить и учесть смягчающие ответственность страхователя обстоятельства.

Суд при рассмотрении дел, связанных с проверкой законности и обоснованности решения органа по контролю за уплатой страховых взносов о привлечении лица к ответственности за совершение правонарушения в области обязательного пенсионного страхования, в том числе дела о взыскании штрафных санкций, проверяет соблюдение органом контроля при определении размера санкций требований статьи 44 Закона № 212-ФЗ.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мера ответственности за совершение конкретного правонарушения в области обязательного пенсионного страхования устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 12.05.1998 № 14-П, от 11.03.1998 № 8-П указал, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принципы соразмерности и справедливости предполагают установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд признаёт в качестве смягчающих ответственность предпринимателя за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании обстоятельств неумышленную форму вины, исполнение прочих обязанностей в области пенсионного страхования, а также привлечение к ответственности впервые.

Учитывая указанные смягчающие обстоятельства, суд считает необходимым снизить размер взыскиваемых штрафных санкций до 100 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) в доход федерального бюджета.

Управление освобождено от уплаты госпошлины по настоящему делу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета. Учитывая правовой статус ответчика (индивидуальный предприниматель), а также размер взысканной финансовой санкции, суд считает возможным применить положения пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и снизить размер госпошлины, подлежащей уплате, до 100 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

Решил:

Взыскать с индивидуального предприни Ф.И.О. (ОГРН 310100131400012, ИНН 100500597116, место жительства: Республика Карелия):

в пользу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия 100 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта за 2010 год;

в доход федерального бюджета государственную пошлину 100 руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано:

в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);

в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г Ф.И.О. 4).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Александрович Е.О.