Арбитражная практика

Решение от 09 апреля 2012 года № А32-46856/2011. По делу А32-46856/2011. Краснодарский край.

Решение

г. Краснодар Дело № А32-46856/11

09 апреля 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2012 г.

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе судьи Гонзус И.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Восканян М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью «Профи Дент», г. Краснодар (наименование заявителя)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, г. Краснодар (наименование ответчика)



об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30.11.11 № 893 и прекращении производства по делу об административном правонарушении

при участии в заседании:

от заявителя: Варнавской Н.А. – руководителя, Шкурина Р.В. – представителя,

от ответчика: Мещанина О.А., Кононенко Н.Г. – представителей,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Профи Дент» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском, Новопокровском районах (далее – управление) от 30.11.11 № 893 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 100000 руб. и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании с 21.03.11 по 26.03.11 объявлялся перерыв, после окончания которого, судебное заседание продолжено.

Несмотря на то, что в заявлении общества указан номер оспариваемого постановления административного органа – 893, из материалов дела, в том числе представленной копии постановления следует, что обществом фактически оспаривается Постановление от 30.11.11 № 894, законность и обоснованность которого подлежит проверке.

Руководитель общества и его представитель по доверенности в судебном заседании поддержали заявленные требования, доводы изложены в заявлении.

По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку на момент проверки имелся утилизатор отходов. Образующиеся отходы класса Б (одноразовые эндо шприцы м иглами после использования) утилизировались в соответствии с требованиями пунктов 5.1 и 5.8 СанПиН 2.1.7.2790-10.



Представители управления в судебном заседании не признали заявленные требования, просили суд в удовлетворении требований отказать, возражения изложены в отзыве.

По мнению ответчика в действиях общества усматривается состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку на момент проверки отсутствовала одноразовая твердая непрокалываемая емкость для сбора и обеззараживания отходов класса Б, одноразовые эндо шприцы с иглами после их использования хранятся в емкости для дезинфекции стоматологического инструментария, что является нарушением пункта 4.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).

Суд Установил, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1082360000744, ИНН 2360000578, местонахождение: 352120 Краснодарский край, Тихорецкий район, г. Тихорецк, ул. Коммунистическая, 13 а.

Тихорецкой межрайонной прокуратурой, с привлечением специалиста территориального отдела управления 16.11.11 проведена проверка деятельности общества как частного учреждения здравоохранения по адресу: г. Тихорецк, ул. Колхозная, 52/1 на предмет соблюдения действующего законодательства в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-23-01-001363 о 14.08.09. Однако в нарушение требований статей 39 и 55 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), пунктов 4.10, 4.11 СанПиН 2.1.7.2790-10 на момент проверки отсутствовала одноразовая твердая непрокалываемая емкость для сбора и обеззараживания отходов класса Б, одноразовые эндо шприцы с иглами после их использования хранились в емкости для дезинфекции стоматологического инструментария.

По результатам проведенной проверки специалистом управления составлена справка от 16.11.11 № 2410.

Тихорецким межрайонным прокурором 18.11.11, в присутствии законного представителя общества Варнавской Н.А. вынесено Постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.

Материалы административного дела переданы прокуратурой в управление по подведомственности для рассмотрения по существу.

Определением управления от 23.11.11 № 118 рассмотрение материалов административного дела назначено на 30.11.11 в 14-00. Копия определения направлена в адрес общества по почте и получена 25.11.11, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении № 39483952.

Главным государственным санитарным врачом по Тихорецкому, Белоглинскому, Новопокровскому районам 30.11.11, в присутствии законного представителя общества Варнавской Н.А., рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено оспариваемое Постановление № 894 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 100000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным Постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Принимая Решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

Пунктами 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно статье 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Статьей 49 Федерального закона от 21.11.11 № 232-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.

Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

класс “А“ - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

класс “Б“ - эпидемиологически опасные отходы;

класс “В“ - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

класс “Г“ - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

класс “Д“ - радиоактивные отходы.

Классификация, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 55 Закона № 52-ФЗ).

Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено, что настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

Настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами (пункт 1.3 СанПиН 2.1.7.2790-10).

В силу пункта 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 к медицинским отходам класса Б (эпидемиологические опасные отходы) относятся инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями.

Как предусмотрено пунктом 4.10 СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.

В случае отсутствия в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, участка по обеззараживанию/обезвреживанию отходов класса Б или централизованной системы обезвреживания медицинских отходов, принятой на административной территории, отходы класса Б обеззараживаются персоналом данной организации в местах их образования химическими/физическими методами.

На основании пункта 4.11 СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса Б собираются в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов.

Для сбора острых отходов класса Б должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры). Емкость должна иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия.

Пунктом 5.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено, что выбор методов безопасного обеззараживания и/или обезвреживания отходов классов Б зависит от мощности и профиля медицинской организации, наличия установок по обеззараживанию/ обезвреживанию отходов, способа обезвреживания/уничтожения отходов, принятого на административной территории (сжигание, вывоз на полигоны, утилизация).

Согласно пункту 5.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 обеззараживание/обезвреживание отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способами.

При децентрализованном способе участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.

При централизованном способе участок по обращению с медицинскими отходами располагается за пределами территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, при этом организуется транспортирование отходов.

При любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В используют зарегистрированные в Российской Федерации дезинфекционные средства и оборудование в соответствии с инструкциями по их применению (пункт 5.8 СанПиН 2.1.7.2790-10).

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как указано в частях 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выпиской из ЕГРЮЛ от 17.11.11 подтверждается, что основным видом экономической деятельности общества является стоматологическая практика, дополнительным видом деятельности является деятельность лечебных учреждений.

Заявителем получена лицензия на осуществление медицинской деятельности от 14.08.09 № ЛО-23-01-001363, сроком действия до 14.08.14.

Материалами дела подтверждается, что в процессе осуществления медицинской деятельности у общества образуются медицинские отходы класса Б (опасные отходы), в том числе использованные одноразовые эндо шприцы с иглами, которые самостоятельно утилизируются обществом с помощью приобретенного утилизатора медицинских игл модели УМИ-01, паспорт которого представлен в материалы дела.

Таким образом, заявителем осуществляться деятельность по обращению с отходами, образующимися при осуществлении медицинской деятельности, а именно по сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию отходов, поэтому обязан соблюдать требования СанПиН 2.1.7.2790-10.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, а именно справки о результатах совместных проверок от 16.11.11 № 2410, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.11.11, что на момент проверки в помещении общества, в которой осуществлялась медицинская деятельность отсутствовала одноразовая твердая непрокалываемая емкость для сбора и обеззараживания отходов класса Б, одноразовые эндо шприцы с иглами после использования хранились в емкости для дезинфекции стоматологического инструментария, тогда как отходы класса Б должны собираться в специальную емкость для дальнейшего обеззараживания, и не могут храниться в емкости для дезинфекции инструментов многоразового использования.

Вышеуказанное нарушение требований СанПиН 2.1.7.2790-10, а именно нахождение использованных одноразовых эндо шприцов с иглами (которые могут содержать кровь и другие биологические жидкости) в емкости для дезинфекции стоматологического инструментария, сопряжено с риском заражения людей (персонала, пациентов) опасными заболеваниями (ВИЧ, вирусные гепатиты и др.).

Обществом не представлены доказательства наличия на момент проверки в проверяемых помещениях специализированной емкости для сбора и обеззараживания медицинских отходов класса Б, а также их отсутствия в емкости для дезинфекции стоматологического инструментария.

На основании вышеизложенного, суд считает, что в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, выразившийся несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с опасными отходами, образующимися в результате осуществления медицинской деятельности.

Заявителем не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований СанПиН 2.1.7.2790-10.

Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела не нарушены.

Исходя из вышеизложенного, заявитель на основании оспариваемого постановления неправомерно привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 100000 руб.

Кроме того, оспариваемым Постановлением обществу назначено минимальное административное наказание в виде штрафа в сумме 100000 руб., предусмотренное санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что Решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, заявленные требования общества об отмене постановления управления от 30.11.11 № 894 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100000 руб., являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Как указано в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ № 2 от 27.01.2003 года в силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях. Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

Поскольку вопрос о содержании решения суда предусмотрен статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении, положения пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в данном случае не применяются арбитражными судами в силу обязательных для суда указаний Пленума ВАС РФ.

Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производства об административном правонарушении не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством производство по делу в части указанного требования заявителя в арбитражном суде следует прекратить по основаниям пункта 1 части 1 стати 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 2.1, 8.2, 28.2, 28.4, 30.1, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 2, 9, 64, 65, 167-170, частью 2 статьи 176, статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Профи Дент», ОГРН 1082360000744, местонахождение г. Тихорецк, ул. Колхозная, 52/1 о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 30.11.11 № 894 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа 100000 руб. отказать.

В части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу в арбитражном суде прекратить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья И.П.Гонзус