Арбитражная практика

Решение от 03 апреля 2012 года № А40-7802/2012. По делу А40-7802/2012. Москва.

именем Российской Федерации

Решение

г. Москва Дело № А40-7802/12-

03 апреля 2012 года -148-73

Резолютивная часть объявлена 27 марта 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 03 апреля 2012 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи – Нариманидзе Н.А.

Протокол ведет секретарь судебного заседания Захарова С.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «СибИнвестНафта»

к Федеральному агентству по недропользованию

о признании незаконным приказа №1438 от 10.11.2011 г.

В судебное заседание явились:

от истца – Рыженко Ю.Ю. (доверенность от 30.12.2011г. №37-12/11), Беломоина Н.В. (доверенность от 30.01.2012г. №02-01/12),

от ответчика – Сергиенко А.Н (доверенность от 03.05.2011 № АЛ-06-32/4497).

Установил:



ЗАО «СибИнвестНафта» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Федерального агентства по недропользованию № 1438 от 10.11.2011г. о досрочном прекращении ЗАО «СибИнвестНафта» права пользования недрами Млечного участка по лицензии ХМН 00867 НЭ.

Заявитель поддержал требования, со ссылкой на незаконность и необоснованность оспариваемого Приказа, поскольку установленные проведенной Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре нарушения не являются существенными нарушениями условий лицензионного соглашения и не могут служить основанием для прекращения права пользования недрами.

Ответчик представил суду письменный отзыв, возражал против удовлетворения заявленных требований со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого Приказа в связи с допущенными нарушениями пользователем недр положений лицензионного соглашения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд Установил, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 10 ноября 2011 года Федеральным агентством по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании п.п.2, 5 ч.2 ст.20 Закона «О недрах» был издан Приказ №1438 о досрочном прекращении права пользования недрами Млечного участка по лицензии ХМН 00867 НЭ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Как следует из материалов дела, обществу предоставлена лицензия ХМН 00867 НЭ от 05 августа 1998 года на изучение, поиск и добычу нефти и газа в пределах Млечного лицензионного участка. В качестве приложения №1 к лицензии ХМН 00867 НЭ, между ЗАО «СибИнвестНафта», Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа было заключено Лицензионное соглашение о поиске и добыче нефти и газа в пределах Млечного лицензионного участка на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

На основании приказа Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре от 15.11.2010 № 478 в отношении ЗАО «СибИнвестНафта» была проведена проверка на предмет соблюдения требований действующего законодательства в области недропользования.

По результатам проверки был составлен Акт от 17.12.2010 № 69, в котором отражены следующие выявленные нарушения: разработка месторождения производится с отклонениями от проектного документа «Технологическая схема разработки Верхне-Черногорского нефтяного месторождения», не в полном объеме выполнены проектные решения - нарушены п.8.2. Лицензионного соглашения, п.1 ч.2 ст.22 и п.5 ст.23 Закона «О недрах»; не выполнены условия Лицензионного соглашения, допущены отклонения от проектного документа «Проект поисково-разведочных работ на Млечном лицензионном участке», не пробурено установленное количество скважин - нарушены п. 12.2 ст. 12 Лицензионного соглашения, п.1 и п. 10 ч.2 ст.22 Закона «О недрах»; не внесены изменения в статью 11 Лицензионное соглашение о наличии новой залежи пласта БВ10, обнаруженной в процессе разработки, а также не проведена работа по списанию запасов - нарушение п. 12.4 ст. 12 Лицензионного соглашения, п.1 и 10, ч.2 ст. 22, п.2 и 3 ст. 23 Закона «О недрах»; в период с 01.01.2008 по 02.04.2008 разработка Верхне-Черногорского месторождения производилась без горного отвода - нарушение ст.7 и п.1 ч.2 ст.22 Закона «О недрах».

В результате рассмотрения Роснедрами материалов проверки было установлено, что ЗАО «СибИнвестНафта» допущены нарушения действующего законодательства и условий лицензионного соглашения, и заявителю было направлено уведомление от 27.04.2011г. № АЛ-06-31/4269 о необходимости устранения допущенных нарушений условий пользования недрами, установленных лицензией, в течение трёх месяцев.



Впоследствии, Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре проведена проверка исполнения выданного ЗАО «СибИнвестНафта» уведомления от 27.04.2011. Согласно Акту проверки от 01.09.2011 нарушения указанных выше условий Лицензионного соглашения и Закона «О недрах» заявителем устранены частично, лишь по пункту 4.

Так, установив, что в установленный срок Общество не устранило допущенные нарушения условий пользования недрами, ответчик издал приказ о досрочном прекращении права пользования недрами Млечного участка, предоставленного ЗАО «СибИнвестНафта».

При этом, ответчиком не учтено следующее.

Согласно п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разРешением в виде лицензии. Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в ст. 12 Закона о недрах и разделе 8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.

В силу ч. 2 ст. 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

В ст. 21 Закона о недрах установлен порядок досрочного прекращения права пользования недрами, согласно которому в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах, Решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Вместе с тем, положения ст. 20, 21 Закона о недрах не устанавливают безусловную обязанность компетентного органа при наличии приведенных в них оснований принять Решение о прекращении лицензии. Такая мера как аннулирование лицензии является мерой государственного принуждения, которой прямо затрагиваются конституционные права и свободы лиц, у суда имеется как право, так и обязанность оценивать эту меру с точки зрения соразмерности и справедливости.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Лишение лицензии в силу ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным видом деятельности и, соответственно, является мерой государственного принуждения.

Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации.

Согласно пункту 7.3. лицензионного соглашения (приложение №1 к лицензии ХМН №00867) органы могут приостановить или досрочно прекратить действие данного соглашения, вручив ЗАО «СибИнвестНафта» письменное уведомление в том случае, если ЗАО «СибИнвестНафта», в соответствие со ст.20, 21, 23 Закона «О недрах», ст. 15 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», ст.28 Закона Ханты-Мансийского автономного округа «О недропользовании», не выполняет решающие условия, достаточные для прекращения действия Соглашения: в случае невыполнения условий конкурса (аукциона); в случае финансового банкротства ЗАО «СибИнвестНафта»; в случае невыполнения «Требований и особых условий Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа экологической безопасности при освоении и разработке месторождений нефти, газа и других минеральных ресурсов на территории округа»; в случае нарушения условий и сроков внесения платежей за право на пользование недрами, предусмотренных налоговым законодательством; если разработка месторождения ведётся с нарушением технологий, предусмотренных Проектом, вследствие чего появляются сверхнормативные потери сырья в недрах, определяемые в соответствие с нормативными документами; если нарушаются условия и систематически нарушаются сроки и объёмы предоставления информации Органам, оговоренные настоящим Соглашением; если не заключены социально-экономические соглашения с владельцами родовых угодий, расположенных в пределах территории лицензионного участка в сроки, оговоренные настоящим соглашением; в случае отсутствия или неработоспособности замерного оборудования на скважинах, за исключением случаев технической профилактики, ремонта, замены течение установленного срока, либо отсутствия контроля за объёмом добычи по месторождению; в случае нарушения Земельного законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа в части самовольного захвата земельного участка.

Указанный в п.7.3. лицензионного соглашения список решающих условий, достаточных для прекращения действия лицензии, является исчерпывающим.

При этом, проверкой, проведенной Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре в ноябре-декабре 2010 года, вышеуказанных нарушений установлено не было, в связи с чем, выявленные нарушения не могут служить достаточным основанием для досрочного прекращения лицензии.

Из материалов дела также следует, что в соответствии с протоколом рассмотрения итогов геологоразведочных работ за 2010 год и программы выполнения условий лицензионных соглашений в части ГРР на 2011 год по ЗАО «СибИнвестНафта» от 24 января – 28 января 2011 была принята программа геологоразведочных работ на 2011 год, изменения условий недропользования Млечного лицензионного участка были утверждены и согласованы с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР по ХМАО-Югре, Северо-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управлением по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (Югра-недра), Территориальным отделением Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию (ЦКР Роснедра) по ХМАО-Югре, иными контролирующими органами.

Данные изменения не являются существенными, были согласованы с учётом объективных обстоятельств недропользования лицензионным участком, не противоречат условиям лицензии ХМН 00867 НЭ и не требуют изменения условий лицензионного соглашения.

Таким образом, суд считает, что выявленные нарушения, касающиеся объема выполненных работ, отклонения от проектной документации не являются существенными нарушениями лицензионного соглашения пользователем недр, в связи с чем, примененная мера принуждения в виде досрочного прекращения действия лицензии является в рассматриваемом случае чрезмерным ограничением прав Общества, применение такой меры принуждения не отвечает требованиям законности, справедливости и соразмерности, не соответствует характеру совершенного деяния, а также не является необходимым для защиты экономических интересов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд считает, что приказ Федерального агентства по недропользованию № 1438 от 10.11.2011г. является незаконным и вынесенным с нарушением норм действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Расходы по госпошлине относятся на ответчика согласно ст.110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.13 ГК РФ, ст.ст.65, 71, 167-170, 176, 181, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным приказ Федерального агентства по недропользованию № 1438 от 10.11.2011г. о досрочном прекращении ЗАО «СибИнвестНафта» права пользования недрами Млечного участка по лицензии ХМН 00867 НЭ.

Взыскать с Федерального агентства по недропользованию в пользу Закрытого акционерного общества «СибИнвестНафта» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Проверено на соответствие Закону РФ «О недрах».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Нариманидзе Н.А.