Арбитражная практика

О прекращении производства по делу от 14 марта 2012 года. Определение от 14 марта 2012 года № . Республика Тыва.

Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Монгуш А.В.,

при секретаре Лопсан А.А.,

с участием заместителя прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва Бири-Санаа С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Улуг-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц о признании Устава сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва, принятый Решением Хурала представителей с. Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района №16 от 05 августа 2011 года противоречащим Федеральному законодательству, а именно: статью 4 Устава - ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, статью 19 Устава - статье 36 Федерального закона №131-ФЗ, статью 20 Устава - статье 37 Федерального закона №131-ФЗ, статью 23 Устава - статье 40 Федерального закона №131-ФЗ, статью 32 Устава - ч.2 ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ, об обязании Хурала представителей сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва и Главы сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва привести в соответствие Устав сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района с требованиями федерального законодательства и об обязании опубликовать в печатном издании средства массовой информации решения суда о признании противоречащим Устава после его вступления в законную силу,

Установил:

Заместитель прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва обратилась в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании Устава сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва, принятый Решением Хурала представителей с. Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района №16 от 05 августа 2011 года противоречащим Федеральному законодательству, а именно: статью 4 Устава - ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, статью 19 Устава - статье 36 Федерального закона №131-ФЗ, статью 20 Устава - статье 37 Федерального закона №131-ФЗ, статью 23 Устава - статье 40 Федерального закона №131-ФЗ, статью 32 Устава - ч.2 ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ, об обязании Хурала представителей сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва и Главы сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва привести в соответствие Устав сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района с требованиями федерального законодательства и об обязании опубликовать в печатном издании средства массовой информации решения суда о признании противоречащим Устава после его вступления в законную силу, в обоснование указав, что прокуратурой Улуг-Хемского района проведена проверка Устава сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района, принятого Хуралом представителей сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Решением от 05 августа 2011 года №16 (далее - Устав), на предмет соответствия требованиям федерального законодательства, в результате которого выявлены не соответствующие федеральному законодательству следующие положения Устава. Так, согласно ст.5Федерального закона от 30.11.2011 №361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ пункт 19 изложен в следующей редакции: «19) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения». Однако соответствующие изменения не внесены в пункт 20 части 1 ст.4 Устава. Федеральным законом от 30.11.2011 №361-ФЗ пункт 21 часть 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ изложен в следующей редакции: «21) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов». Однако соответствующие изменения не внесены в пункт 22 ч.1 ст.4 Устава. Федеральным законом от 21.11.2011 №329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» часть 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена пунктом 38 следующего содержания: «38) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения». Федеральным законом №247-ФЗ от 19.07.2011 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ дополнена пунктами 33.1 и 33.2 следующего содержания: «33.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; 33.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности». Однако соответствующие изменения не внесены в ст.4 Устава. Пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что устав муниципального образования должен содержать исчерпывающий перечень вопросов местного значения в строгом соответствии со статьей 14 Федерального закона №131-ФЗ, регулирующей вопросы местного значения поселения. Федеральным законом №247-ФЗ от 19.07.2011 часть 2 статьи 50 дополнена пунктом 2.1 следующего содержания: «2.1) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения». Однако соответствующие изменения не внесены в ст.ЗЗ Устава. Федеральным законом от 21.11.2011 №329-ФЗ статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена частью 4.1 следующего содержания: «4.1. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом: от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ “О противодействии коррупции“ и другими федеральными законами». Однако соответствующие изменения не внесены в ст. 19 Устава. Также Федеральным законом от 21.11.2011 №329-ФЗ статья 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена частью 9.1 следующего содержания: «9.1. Глава местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами». Однако соответствующие изменения не внесены в ст.20 Устава. Также Федеральным законом от 21.11.2011 №329-ФЗ статья 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ дополнена частью 7.1 следующего содержания: «7.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами». Однако в ст.23 Устава соответствующие изменения не включены. Вышеуказанными нарушениями, выраженные в противоречии Устава сельского поселения с.Кок-Чыраанский положениям федерального законодательства, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, которые заинтересованы в решении вышеперечисленных вопросов местного значения, касающиеся осуществления местного самоуправления, тем самым нарушается право муниципального образования на местное самоуправление, которое составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно статьям 7, 17 Федеральному закону от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, полномочиями, в том числе и на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Федеральным законом «О прокуратуре РФ» пункт 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 прокурор, в частности, имеет право вправе оспорить в суде нормативный правовой акт в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. В соответствии с абзацем вторым пункта 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» регламентировано, что при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность, в связи с вышеизложенным просит удовлетворить заявленные требования.

Заинтересованные лица - представитель Хурала представителей с.Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва и Глава с.Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва Натпит Н.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела без их участия от них не поступало, заместитель прокурора района в суде не возражала против рассмотрения дела без участия заинтересованных лиц, в связи с чем в силу ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел гражданское дело без участия заинтересованных лиц.

Заместитель прокурора района Бири-Санаа С.А. в суде представила письменный отказ от заявленных требований в связи с добровольным удовлетворением заявленных требований заместителя прокурора, последствия отказа от заявленных требований ей известны.

Выслушав лиц, участвующих в деле и изучив письменный отказ и материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ в случае, если отказ от иска выражен в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу. Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска.

Последствия отказа от заявленных требований заместителю прокурора Улуг-Хемского района понятны.

Суд в судебном заседании удостоверился, что отказ заявителя от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому не находит оснований для не принятия отказа заявителя от заявленных требований.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.



В связи с тем, что заместителем прокурора района представлен письменный отказ от заявленных требований и отказ принят судом, то производство по гражданскому делу по заявлению заместителя прокурора Улуг-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц о признании Устава сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва, принятый Решением Хурала представителей с. Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района №16 от 05 августа 2011 года противоречащим Федеральному законодательству, а именно: статью 4 Устава - ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, статью 19 Устава - статье 36 Федерального закона №131-ФЗ, статью 20 Устава - статье 37 Федерального закона №131-ФЗ, статью 23 Устава - статье 40 Федерального закона №131-ФЗ, статью 32 Устава - ч.2 ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ, об обязании Хурала представителей сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва и Главы сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва привести в соответствие Устав сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района с требованиями федерального законодательства и об обязании опубликовать в печатном издании средства массовой информации решения суда о признании противоречащим Устава после его вступления в законную силу, подлежит прекращению в связи с отказом заявителя от заявленных требований.

В соответствии с п.9 и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.173, 224 и 225 ГПК РФ, суд

Определил:

Производство по гражданскому делу по заявлению заместителя прокурора Улуг-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц о признании Устава сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва, принятый Решением Хурала представителей с. Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района №16 от 05 августа 2011 года противоречащим Федеральному законодательству, а именно: статью 4 Устава - ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, статью 19 Устава - статье 36 Федерального закона №131-ФЗ, статью 20 Устава - статье 37 Федерального закона №131-ФЗ, статью 23 Устава - статье 40 Федерального закона №131-ФЗ, статью 32 Устава - ч.2 ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ, об обязании Хурала представителей сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва и Главы сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района Республики Тыва привести в соответствие Устав сельского поселения сумон Кок-Чыраанский Улуг-Хемского района с требованиями федерального законодательства и об обязании опубликовать в печатном издании средства массовой информации решения суда о признании противоречащим Устава после его вступления в законную силу, прекратить в связи с отказом заявителя от заявленных требований.

Определение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение 15 дней со дня его вынесения.

Председательствующий . А.В. Монгуш

.