Арбитражная практика

Решение от 13 апреля 2012 года № А35-222/2012. По делу А35-222/2012. Курская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации Решение

г. Курск Дело № А35–222/2012

13 апреля 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 09.04.2012. Полный текст решения изготовлен 13.04.2012.

Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Лымаря *.*. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Емельяновой *.*. , рассмотрел в открытом судебном заседании 09.04.2012 дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Курской области к

муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №4 «Калинка»

о взыскании задолженности

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Курской области (далее МИФНС России №1 по Курской области) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика 264 руб. 94 коп. пени за просрочку уплаты земельного налога.



Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заявитель письменно заявленные требования поддержал и ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчик заявленные требования не оспорил, письменного отзыва и истребованных судом документов не представил.

Дело рассмотрено в соответствии с ч.3 ст.156, ч.2 ст.215 АПК РФ в отсутствие представителей надлежаще извещенных сторон.

Изучив материалы дела, арбитражный суд

Установил:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Калинка» (свидетельство о государственной регистрации №26-Г от 30.06.1998, внесено в единый государственный реестр юридических лиц 19.11.2002 за ОГРН 1024600744486) зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете в МИФНС России №1 по Курской области.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Калинка» представило налоговому органу налоговые расчеты авансовых платежей по земельному налогу за 3 квартал 2009 года, 1-3 кварталы 2010 года, налоговые декларации за 2009 и 2010 года, согласно которым налоговым органом были произведены начисления в лицевых счетах налогоплательщика.

По данным налогового органа, в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы земельного налога не были уплачены налогоплательщиком в полном объеме, в связи с чем на основании ст.75 НК РФ налоговым органом были начислены 264 руб. 94 коп. пени за просрочку уплаты земельного налога, за период с 02.07.2011 по 28.07.2011.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ налоговый орган направил налогоплательщику требование №520 от 28.07.2011 об уплате 264 руб. 94 коп. пени за просрочку уплаты земельного налога, со сроком исполнения до 17.08.2011.



В указанный в требовании срок налогоплательщик требование не исполнил, вследствие чего налоговый орган в соответствии со ст.45 НК РФ обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Арбитражный суд полагает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 388 НК РФ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Калинка» является плательщиком земельного налога.

В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

В соответствии со ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (пункт 2 статьи 46 НК РФ).

Вместе с тем в абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, и, соответственно, право такого взыскания налоговым органам Налоговым кодексом Российской Федерации не предоставлено, данное право может быть реализовано только в судебном порядке.

В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта. Налоговым органом не произведено взыскание задолженности по налогам и пеням в бесспорном порядке, поскольку у ответчика отсутствуют расчетные счета в банках и финансирование осуществляется через лицевой счет в отделении Федерального казначейства РФ, взыскание с которого предусмотрено только в судебном порядке. Судебный порядок взыскания задолженности с организаций, у которых открыт лицевой счет, предусмотрен пп.1 ч.2 ст.45 НК РФ.

В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Таким образом, сведения о сумме задолженности по налогу и размере пеней, начисленных на момент направления требования, отнесены к обязательным сведениям, которые налоговый орган безусловно должен указать в требовании об уплате налога и пени. Указание данных сведений в требовании об уплате налога и пени позволяет убедиться в обоснованности претензий налогового органа к налогоплательщику, связанных с неисполнением последним своих налоговых обязанностей.

При этом суммы задолженности по налогу и пени, подлежащих уплате на основании направляемого требования, должны соответствовать фактической налоговой обязанности налогоплательщика.

Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, представленных налоговым органом (требования об уплате налога, лицевых счетов и данных налоговых обязательств налогоплательщика по земельному налогу, расчетов сумм пени), в представленном в материалах дела требовании об уплате налога и пеней №520 от 28.07.2011 указано, что суммы предлагаемых к уплате налогоплательщику пеней, за взысканием которой заявитель обратился в арбитражный суд, начислены на следующие недоимки по земельному налогу: на недоимку по сроку уплаты 05.11.2009 в размере 5879 руб. (3 квартал 2009 года), на недоимку по сроку уплаты 05.02.2010 в размере 5881 руб. (2009 год), на недоимку по сроку уплаты 05.05.2010 в размере 5879 руб. (1 квартал 2010 года), на недоимку по сроку уплаты 04.08.2010 в размере 5879 руб. (2 квартал 2010 года), на недоимку по сроку уплаты 08.11.2010 в размере 5879 руб. (3 квартал 2010 года), на недоимку по сроку уплаты 10.02.2011 в размере 5881 руб. (2010 год).

В ходе рассмотрения настоящего спора по существу судом установлено, что недоимки по земельному налогу за 3 квартал 2009 года, 2009 год, 1-3 кварталы 2010 года и за 2010 года были взысканы в судебном порядке, а именно:

задолженность по земельному налогу за 3 квартал 2009 год в размере 5879 руб. взыскана на основании решения арбитражного суда Курской области от 30.03.2010 по делу №А35-2745/2010;

задолженность по земельному налогу за 2009 год в размере 5881 руб. взыскана на основании решения арбитражного суда Курской области от 26.06.2010 по делу №А35-5274/2010;

задолженность по земельному налогу за 1 квартал 2010 года в размере 5879 руб. взыскана на основании решения арбитражного суда Курской области от 13.12.2010 по делу №А35-12580/2010;

задолженность по земельному налогу за 2 квартал 2010 года в размере 5879 руб. взыскана на основании решения арбитражного суда Курской области от 29.04.2011 по делу №А35-1309/2011;

задолженность по земельному налогу за 3 квартал 2010 года в размере 5879 руб. взыскана на основании решения арбитражного суда Курской области от 24.05.2011 по делу №А35-4067/2011;

задолженность по земельному налогу за 2010 год в размере 5881 руб. взыскана на основании решения арбитражного суда Курской области от 26.01.2012 по делу №А35-14692/2011.

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела по существу установлено, что задолженность по земельному налогу за 3 квартал 2009 года в размере 5879 руб., взысканная на основании решения арбитражного суда Курской области от 30.03.2010 по делу №А35-2745/2010, была уплачена налогоплательщиком 16.09.2010 на основании исполнительного листа №АС 003205997 от 10.08.2010; задолженность по земельному налогу за 1 квартал 2010 года в размере 5879 руб., взысканная на основании решения арбитражного суда Курской области от 13.12.2010 по делу №А35-12580/2010, была уплачена налогоплательщиком 31.03.2011 на основании исполнительного листа №АС 00151209 от 17.03.2011.

В соответствии с п.п.2 п.3 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, в том числе с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, в силу положений п.п.2 п.3 ст.45 НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога за 3 квартал 2009 года в размере 5879 руб. была исполнена учреждением 16.09.2010, а задолженность за 1 квартал 2010 года в размере 5879 руб. – 31.03.2011, т.е. до момента фактического начисления взыскиваемых в рамках настоящего дела пеней, а именно до 01.07.2011, в связи с чем начисление пени на данную недоимку также является неправомерным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у налогового органа имелись правовые основания для начисления и взыскания пени на задолженность по земельному налогу за 2009 год, 1-3 кварталы 2010 года и за 2010 год в размере 23520 руб., поскольку взыскание указанных недоимок в судебном порядке подтверждено судебными решениями, копии которых представлены в материалы дела, и на момент начисления и взыскания пени указанные недоимки фактически не были погашены налогоплательщиком.

Таким образом, пени за просрочку уплаты земельного налога за 2009 год, 1-3 кварталы 2010 года и за 2010 год в размере 23520 руб., за период с 02.07.2011 по 28.07.2011 составят 174 руб. 64 коп.

С учетом изложенного, требование МИФНС России №1 по Курской области подлежит частичному удовлетворения путем взыскания с налогоплательщика 174 руб. 64 коп. пени за просрочку уплаты земельного налога. В оставшейся части заявленные требования удовлетворению не подлежат.

С учетом указанного, требование заявителя подлежит частичному удовлетворению с отнесением на ответчика расходов по уплате государственной пошлины. В соответствии со ст. 333.22 НК РФ арбитражный суд, счел возможным уменьшить размер взыскиваемой госпошлины до 200 руб., с учетом того, что налогоплательщик является муниципальным учреждением, финансируется из соответствующего бюджета в пределах сметы на текущий год, в которой не заложены ассигнования на оплату судебных расходов, в связи с чем финансовое положение ответчика является затруднительным.

Руководствуясь ст.ст.17, 27, 29, 64, 65, 66, 71, 102, 110, 156, 167-171, 176, 177, 212-216 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Курской области удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Калинка», ОГРН 1024600744486, ИНН 4620005260, Курская область, Рыльский район, г. Рыльск, ул. Ленина, 35, в доход соответствующего бюджета 174 руб. 64 коп. пени за просрочку уплаты земельного налога.

В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Калинка», ОГРН 1024600744486, ИНН 4620005260, Курская область, Рыльский район, г. Рыльск, ул. Ленина, 35, в доход федерального бюджета 200 руб. государственной пошлины.

Данное Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее Решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г.Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.

Судья *.*. Лымарь