Арбитражная практика

Об обязании заключить договор купли- продажи земельного участка. Решение от 19 марта 2012 года № 2-820/2012. Республика Башкортостан.

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи К.Р. Климиной,

с участием представителя истца по доверенности Султанова О.Р., действующего по доверенности №1-667 от 21.02.2012г.

представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Холодилиной И.А., действующей по доверенности от 13.02.2012 №1/372/13

при секретаре Зиннатуллиной Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гилязова АА к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

Установил:

Гилязов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным отказа Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в предоставлении в собственность истцу земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту – испрашиваемый земельный участок), выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № Г-105 и обязании Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан осуществить подготовку проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и направить его (проект договора) истцу с предложением о заключении такого договора, в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу (с учетом уточнения искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ). В обоснование искового заявления истец указал, что ему принадлежит на праве собственности объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на испрашиваемом земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>. В соответствии со статьей 36 Земельного Кодекса Российской Федерации истец обратился в Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № Г-105 истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на расположение испрашиваемого земельного участка во втором поясе санитарной охраны водных объектов.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Султанов О.Р. подтвердил, что Гилязов А.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Администрации по доверенности Холодилина И.А. просила отказать в удовлетворении исковых требований истца по доводам, изложенным в представленном возражении на исковое заявление.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности и удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с Конвенцией от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие Договаривающие Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции.

Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от ДД.ММ.ГГГГ «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

На основании п. 1 и 2 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, в безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальных собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Истец владеет на праве собственности объектом недвижимости, а именно объектом индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № находящемся по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>



В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации истец обратился в Администрацию с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № Г-105 истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на расположение испрашиваемого земельного участка во втором поясе санитарной охраны водных объектов.

Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах определенных данной правовой нормой, в том числе принципы:

единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков;

сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

По смыслу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 25.3. Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О регулировании земельных отношений в <адрес>», Устава городского округа <адрес> органом, обладающим правом распоряжения испрашиваемым земельным участком, является Администрация.

Статьей 36 Земельного кодекса Российской установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.

Граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность.

Основания и порядок приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного заявления, орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, принимает Решение о предоставлении земельного участка.

Материалами дела подтверждается, что истцом соблюден порядок обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.

Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств суд пришел к выводу, что Решение Администрации об отказе в предоставлении в собственность истцу испрашиваемого земельного участка, выраженное в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № Г-105, не соответствует закону в силу следующего.

На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 18 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.



Абзацем 2 пункта 5 указанной статьи названного федерального закона определено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Таким образом, утверждение проекта зон санитарной охраны водных объектов, установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения являются полномочием исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан определена Указом Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № УП-449 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан», в которую входят Правительство Республики Башкортостан, Министерства Республики Башкортостан, Государственные комитеты Республики Башкортостан, Республиканские ведомства.

Из системной связи положений статьи 17 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О Правительстве Республики Башкортостан», пункта 3.44. положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № УП-346, решения об утверждении на территории Республики Башкортостан проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам принимаются Правительством Республики Башкортостан.

Доказательства принятия указанными исполнительными органами Республики Башкортостан, в том числе, Правительством Республики Башкортостан решений об утверждении проекта зон санитарной охраны водных объектов, установлении границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории городского округа <адрес>, в том числе, территории в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, ответчиком не представлены, равно как, и не представлены доказательства наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии таких зон санитарным правилам (по форме, утвержденной приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О бланках типовых документов, используемых центрами госсанэпиднадзора»).

При таких обстоятельствах, суждение Администрации о нахождении испрашиваемого земельного участка во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является не состоятельным и, как следствие, утверждение ответчика об ограничении указанного земельного участка в обороте является необоснованным.

Более того, актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 2011 ответчиком установлено, что расположение индивидуального жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, отвечает в том числе, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройке городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного и.о. первого заместителя главы Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан В.И. Никитиным, разрешено оформление прав пользования испрашиваемым земельным участком.

По смыслу раздела 4 Градостроительного заключения по условиям предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № ГЗ-3229/И предоставление испрашиваемого земельного участка возможно при условии выполнения требований п. 4.1. указанного заключения, а именно согласования данного вопроса с <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан согласовывает предоставление испрашиваемого земельного участка.

Испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №).

Каких-либо ограничений прав на землю, предусмотренных статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, установленных в соответствии с действующим законодательством, в отношении испрашиваемого земельного участка не зарегистрировано, в том числе данный земельный участок не является ограниченным в гражданском обороте.

Основания для отказа в предоставлении в собственность истца спорного земельного участка определены в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации..

В рассматриваемой ситуации подобные случаи отсутствуют.

Доказательства обратного Администрацией не представлены.

Более того, данная статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости.

В данном случае, к возникшим отношениям сторон следует применять положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Таким образом, отсутствуют основания для отказа Администрацией в предоставлении в собственность истцу испрашиваемого земельного участка.

Отказ Администрации в предоставлении земельного участка является не обоснованным и не соответствующим закону. Ответчиком не соблюдены требования пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и как следствие, нарушено исключительное право истца на приобретение земельного участка в собственность, определенное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Обязанность Администрации заключить договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка по заявлению истца в приобретении такого земельного участка в собственность установлена пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом того, что истец является собственником расположенного на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, у него возникло право требовать заключения договора купли-продажи, а у Администрации - обязанность заключить указанный договор в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поскольку Администрацией в адрес истца проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка не направлялся, представляется, что ответчик уклоняется от заключения данного договора.

В связи с уклонением Администрации от заключения договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка у истца возникло право на обращение в суд с требованием о понуждении заключить такой договор.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

признать незаконным отказ Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в предоставлении в собственность Гилязову АА земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № Г-105;

обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и направить его (проект договора) Гилязов АА с предложением о заключении такого договора, в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд города Уфы.

Судья К.Р. Климина