Арбитражная практика

Решение от 05 апреля 2012 года № А33-15042/2011. По делу А33-15042/2011. Красноярский край.

Решение

05 апреля 2012 года

Дело № А33-15042/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 марта 2012 года. В полном объёме Решение изготовлено 05 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Альтергот М. А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предприним Ф.И.О. (с. Ванавара, ОГРНИП 311247009800015, ИНН 880300219981, дата регистрации - 08.04.2011)

к Красноярскому краю в лице агентства лесной отрасли Красноярского края (г. Красноярск, ОГРН 1072466002091, ИНН 2466146986, дата регистрации – 24.01.2007)

о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,

при участии в судебном заседании:

истца индивидуального предпринимателя Келя А.Ф. – личность удостоверена паспортом,

от ответчика: Ждановой Н.С. – представителя по доверенности от 06.03.2011,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Точиловой Т.А.,

Установил:

индивидуальный предприниматель Кель Александр Федорович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице агентства лесной отрасли Красноярского края о взыскании 2026473 руб., в том числе, 1666939 руб. неосновательного обогащения и 359543 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 25.11.2011 возбуждено производство по делу.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании судом принято заявление истца об уточнении исковых требований, в котором истец просит взыскать с агентства лесной отрасли Красноярского края 1596609 руб. неосновательного обогащения, 400704 руб. 15 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.



В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом заявления об уточнении исковых требований. Представитель ответчика отклонил исковые требования на основании доводов, изложенных в письменном отзыве, оспорил арифметический расчет истца, представив контррасчет, с которым истец согласился.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Федеральное государственное учреждение Тунгусско-Чунский лесхоз Агенства лесного хозяйства по Красноярскому краю (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Кель А.Ф. (арендатор) заключили договор аренды участков лесного фонда для заготовки древесины от 12.10.2005 № 7.

В соответствии с пунктом 2.1. договора на основании Лесного кодекса Российской Федерации и протокола № 3 о результатах лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда от 23.09.2005 арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает участок лесного фонда в аренду для заготовки древесины сроком на 20 лет. Вид пользования лесным фондом: заготовка древесины, наименование лесничества: Чемдальское, № квартала, выдела: 559 (часть) – 563 (часть), 564-570, 571 (часть), 572-574, 598 (часть), 599 (часть), 600-606, 607 (часть) – 609 (часть), 610-614, 639-641, 642 (часть), 643, 644, 645 (часть), 646 (часть), площадь: 25700 га., ежегодный объем пользования: 47,1 тыс.м3 в том числе по хвойным хозяйствам 41,0 тыс.м3.

Расчет размера арендной платы осуществляется ежегодно за всю расчетную лесосеку арендуемого участка лесного фонда (с учетом предоставленных льгот), независимо от фактического ее использования исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 № 127, с учетом корректирующих коэффициентов установленных Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, с индексацией 40%, приказ ФАЛХ № 50 от 01.04.2005, согласно протокола лесного конкурса № 3 от 23.09.2005. Оплата за пользование участком лесного фонда производится независимо от выписки лесорубочных билетов на основании ежегодно представляемого Арендодателем расчета арендной платы за пользование лесным фондом, с указанием платежных реквизитов (пункт 5.1. договора). Размер арендной платы, исчисленный по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на коню, утвержденным Постановлением Правительства, вносится в доход Федерального бюджета в следующие сроки: 15 февраля – 15%, 15 марта – 10%, 15 апреля – 10%, 15 июня – 10%, 15 июля – 10%, 15 сентября – 15%, 15 ноября – 15%, 15 декабря – 15% (пункт 5.2. договора). Размер арендной платы, исчисленный по ставкам сверх минимальных ставок платы за древесину отпускаемую на корню, вносится в доход Краевого бюджета: 15 февраля – 15%, 15 марта – 10%, 15 апреля – 10%, 15 июня – 10%, 15 июля – 10%, 15 сентября – 15%, 15 ноября – 15%, 15 декабря – 15% (пункт 5.3. договора).

Срок действия договора определен сторонами в разделе 8: 20 лет.

На основании пункта 5.4 договора в случае принятия или изменения в период действия договора нормативных правовых актов, увеличивающих размер арендной платы, в том числе ставок лесных податей и разрядов такс, арендатор обязуется проиндексировать арендную плату по тем же коэффициентам.

Участок лесного фонда передан ответчику во временное владение и пользование по акту передачи от 12.10.2005 (приложение № 1).

Договор аренды участков лесного фонда для заготовки древесины от 12.10.2005 № 7 зарегистрирован в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам 28.10.2005 за номером регистрации 88-24-36/003/2005-493.

Платежными поручениями от 03.05.2007 № 3 на сумму 1110208 руб., от 20.08.2007 № 2 на сумму 340262 руб., от 01.04.2008 № 7 на сумму 230017 руб., от 01.04.2008 № 6 на сумму 75169 руб., от 11.03.2008 № 11 на сумму 308861 руб., от 03.05.2007 № 2 на сумму 420546 руб., от 20.08.2007 № 3 на сумму 130738 руб. истец перечислил арендную плату за пользование лесным фондом.

Письмом от 02.03.2012 № 2.3-43/00939 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Красноярскому краю сообщила, что на основании письма Арбитражного суда Красноярского края от 09.07.2010 № А33-16655/2009 индивидуальный предприниматель Кель А.Ф. (ОГРНИП 305880007300021 ИНН 880300219981) снят с учета в налоговом органе 22.07.2010 в качестве индивидуального предпринимателя. Производство по делу № А33-16655/2010 о признании индивидуального предпринимателя Келя А.Ф. банкротом прекращено 28.01.2011 в связи с заключением мирового соглашения между должником, кредитором и третьим лицом. Кель А.Ф. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 08.04.2011 (ОГРНИП 311247009800015, ИНН 880300219981).

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ответчиком в нарушение обязательства и требований закона не учтены при расчете арендной платы по договору на 2007, 2008 года изменения действующего законодательства, в связи с чем истцу незаконно предъявлена к оплате арендная плата, начисленная с учетом применения коэффициента – 1,4. Согласно представленному истцом расчету в краевой бюджет излишне уплачена сумма 1596609 руб.

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания истец начислил ответчику 400704 руб. 15 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8 % годовых за период с 07.10.2008 по 15.01.2010 на сумму неосновательного обогащения в размере 1166582 руб., за период с 16.01.2010 по 29.03.2012 на сумму неосновательного обогащения в размере 1596609 руб.

Ссылаясь на положения статей 1102, 1103, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит взыскать с ответчика 1596609 руб. неосновательного обогащения, 400704 руб. 15 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.



Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В том числе, гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

На основании статьи 31 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ, действовавшего до 01.01.2007, по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Из материалов дела следует, что между федеральным государственным учреждением Тунгусско-Чунский лесхоз Агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому (долгано-ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам и индивидуальным предпринимателем Келем А.Ф. подписан договор на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины от 12.10.2005 № 7, являющийся по своей правовой природе договором аренды участка лесного фонда, правоотношения по договору регламентированы главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.

При этом на момент заключения рассматриваемого договора аренды действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ. С 01.01.2007 указанный нормативный акт признан утратившим силу в связи с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ. Положения введенного в действие с 01 января 2007 года Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ подлежат применению к отношениям, возникшим после дня его введения в действие (статьи 1, 2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Материалами дела подтверждается факт заключения между федеральным государственным учреждением Тунгусско-Чунский лесхоз Агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому (долгано-ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам и индивидуальным предпринимателем Келем А.Ф. договора на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины от 12.10.2005 № 7 по результатам проведения лесного конкурса на основании протокола о результатах лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда от 23.09.2005 № 3.

Как было указано выше, с 01 января 2007 года на территории Российской Федерации введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статьей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 18-п, Агентство лесной отрасли Красноярского края осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края.

Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

В силу пункта 3.4 положения об агентстве лесной отрасли Красноярского края в компетенцию агентства входит предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, в том числе: выступление продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства от 25.12.2007 №509 «Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2007 году» за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены такие полномочия по администрированию платы за использование лесов, как взыскание платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Как следует из пункта 1 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства от 16.01.2008 №8 «Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 году» за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены следующие полномочия по администрированию платы за использование лесов: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Согласно пункту 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства №337 от 05.11.2008 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, наделены следующими полномочиями по администрированию платы за использование лесов: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Таким образом, лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края является Агентство лесной отрасли Красноярского края.

Довод ответчика о том, что до приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с действующим Лесным кодексом Российской Федерации действуют условия, определенные сторонами в договоре с учетом всех повышающих коэффициентов, суд считает необоснованным и противоречащим действующему законодательству в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В силу части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Разделом 5 договора определен порядок расчета арендной платы. При этом договором установлено, что арендная плата подлежит перерасчету (индексации) в случае принятия или изменения в период действия договора нормативных правовых актов, в том числе ставок лесных податей и разрядов такс (пункт 5.4. договора).

Договором определен подлежащий передаче в аренду участок лесного фонда.

По акту передачи участков лесного фонда в пользование от 12.10.2005 участки лесного фонда, указанные в пункте 2.1 договора, переданы арендатору.

Из расчета и пояснений ответчика следует, что при исчислении арендной платы, подлежащей внесению в краевой бюджет в 2007-2008 году, ответчиком применен установленный на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 № 255 коэффициент в размере 1,4.

Суд считает неправомерным применение при исчислении размера арендной платы за 2007, 2008 года коэффициента 1,4, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 №255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», в связи с чем, отклоняются доводы о правомерности применения указанного коэффициента при исчислении размера арендной платы.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 №255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденные Постановлением Правительства от 19.02.2001 №127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню»; коэффициент, устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; коэффициент по соответствующим территориям согласно приложению к настоящему приказу (Красноярский край-1,4).

Однако, на основании статьи 13 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31-37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43-45, разделы III-IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 73).Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не было предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше приказом.

Таким образом, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 сентября 2005 года №255 для Красноярского края установлен коэффициент для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню – 1,4; Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не представляет таких полномочий Федеральному агентству лесного хозяйства, установление ставок платы за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, отнесены к компетенции иного федерального государственного органа, Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия «лесные подати», в состав которых входил спорный коэффициент, правовые основания для применения при расчете арендной платы после 01.01.2007 (момент вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года) коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства №255 от 14.09.2005, отсутствуют.

Принятие Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации документа (приказа от 29.02.2008 №60), прямо отменяющего действие приказа от 14.09.2005 № 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», не может являться достаточным законным основанием его применения после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310, отмены акта, в совокупности с которым он подлежал применению (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 № 127), а также после введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (01.01.2007).

Факт перечисления истцом в бюджет Красноярского края 4337199 руб. арендных платежей, начисленных за 2007, 2008 года подтвержден представленными в материалы дела платежными поручениями и не оспаривается ответчиком. В бюджет Красноярского края за указанный период подлежала внесению арендная плата без учета коэффициента 1,4. Согласно расчету истца сумма излишне уплаченной за 2007-2008 год в краевой бюджет арендной платы, начисленной вследствие необоснованного применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4, составляет 1596609 руб. В судебном заседании стороны согласились с арифметическим расчетом суммы переплаты, составляющей коэффициент 1,4. Таким образом, сумма излишне уплаченной за 2007-2008 год в краевой бюджет арендной платы, начисленной вследствие необоснованного применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4, составляет 1596609 руб.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Согласно статье 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению, в том числе, к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Учитывая необоснованность применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4, правовые основания удержания суммы излишне перечисленной истцом за 2007-2008 год арендной платы в размере 1596609 руб. отсутствуют.

Поскольку доказательств возврата истцу указанной суммы либо осуществления зачета ее в счет оплаты последующих периодов аренды в материалы дела не представлено, требование о взыскании указанной суммы является правомерным и подлежит удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что иск предъявлен ненадлежащим лицом, поскольку индивидуальный предприниматель Кель А.Ф. (ОГРН 30588000700021), являвшийся стороной по договору аренды от 12.10.2005 № 7, признан банкротом, не могут быть приняты судом во внимание в силу следующего. Как следует из материалов дела Кель А.Ф. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 14.03.2005 (ОГРНИП 30588000700021, ИНН 880300219981). Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.04.2010 № А33-16655/2009 признан банкротом и снят с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя 22.07.2010.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2011 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Статьей 57 вышеуказанного закона предусмотрено, что арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае заключения мирового соглашения.

Определением от 28.01.2011 производство по делу № А33-16655/2010 о признании индивидуального предпринимателя Келя А.Ф. банкротом прекращено в связи с заключением мирового соглашения между должником, кредитором и третьим лицом. Кель А.Ф. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 08.04.2011 (ОГРНИП 311247009800015, ИНН 880300219981). Идентификация гражданина осуществляется с помощью его имени (статья 19 Гражданского кодекса Российской Федерации) и места его жительства (статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Имя, место жительства и ИНН истца совпадает с именем, местом жительства и ИНН лица, являвшегося стороной по договору аренды от 12.10.2005 № 7 и вносившего арендные платежи, начисленные за 2007, 2008 года по указанному договору. Изменение номера ОГРНИП не свидетельствует об изменении лица в обязательствах. Таким образом, настоящее исковое заявление предъявлено индивидуальным предпринимателем зарегистрированным с установленном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

На основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.

Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания согласно представленному истцом расчету составляет 400704 руб. 15 коп., начисленных по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8% годовых за период с 07.10.2008 по 15.01.2010 на сумму неосновательного обогащения в размере 1166582 руб., за период с 16.01.2010 по 29.03.2012 на сумму неосновательного обогащения в размере 1596609 руб.

В связи с тем, что со стороны ответчика имело место неправомерное получение и удержание денежных средств, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами заявлено истцом правомерно.

Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами проверен судом, является верным.

Учитывая изложенное, период просрочки, требования истца о взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами признаются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Таким образом, требования истца о взыскании с Красноярского края в лице агентства лесной отрасли Красноярского края 1596609 руб. неосновательного обогащения, 400704 руб. 15 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. Согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 подлежит возврату частично или полностью.

Руководствуясь статьями 65, 167 – 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Решил:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Красноярского края в лице агентства лесной отрасли Красноярского края в пользу индивидуального предприним Ф.И.О. 1 596 609 руб. неосновательного обогащения, 400704 руб. 15 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 32973 руб. 13 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Возвратить индивидуальному предприним Ф.И.О. из федерального бюджета 159 руб. 23 коп. государственной пошлины, оплаченной по чеку ордеру от 02.09.2011.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее Решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

М.А. Альтергот