Арбитражная практика

Решение от 05 апреля 2012 года № А13-18185/2011. По делу А13-18185/2011. Вологодская область.

Решение

05 апреля 2012 года город Вологда Дело № А13-18185/2011

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манаковой М.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Череповецкий порт» о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом города Череповца в согласовании межевого плана границ земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401006:0065, выраженного в письме от 27.10.2011 и о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом города Череповца в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401006:0065, расположенного по адресу: город Череповец, улица Набережная (историческая зона), выраженного в письме от 27.10.2011, с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Двино-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов,

при участии от заявителя - Горохова Р.В. по доверенности от 31.12.2011, от Комитета – Кузиной А.Ф. по доверенности от 26.12.2011,

Установил:

открытое акционерное общество «Череповецкий порт» (далее – ОАО «Череповецкий порт», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом города Череповца (далее – Комитет) в согласовании межевого плана границ земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401006:0065, выраженного в письме от 27.10.2011, и о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом города Череповца в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401006:0065, расположенного по адресу: город Череповец, улица Набережная (историческая зона), выраженного в письме от 27.10.2011, с учетом уточнения требований, принятого судом.

В качестве устранения нарушенного права просит обязать Комитет подготовить проект договора о передаче в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401006:0065, расположенного по адресу: город Череповец, улица Набережная (историческая зона) площадью 1400 кв.м. с приложением согласованного межевого плана границ земельного участка с направить указанный проект заявителю.

В обоснование предъявленных требований общество в заявлении и дополнении к нему указало, что владеет земельным участком с кадастровым номером 35:21:0401006:0065 площадью 1400 кв.м. на праве постоянного бессрочного пользования, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 08.12.2000. Отказ Комитета в согласовании проекта межевания границ указанного земельного участка и предоставлении его в собственность нарушают право общества на приобретение данного земельного участка в собственность, предусмотренное пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) и статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Комитет в отзыве на заявление, дополнении к нему и его представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали, ссылаясь на то, что спорный земельный участок находится в границах береговой полосы, запрет на приватизацию которых установлен в пункте 8 статьи 27 ЗК РФ.

Определением суда от 23.01.2012 по настоящему делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – кадастровая палата), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление Росреестра).

Управление Росреестра в отзыве на заявление указало, что спорный земельный участок действительно находится у заявителя на праве постоянного бессрочного пользования, на основании постановления мэра города Череповца от 08.12.2000, в ходатайстве от 05.04.2012 просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Кадастровая палата в ходатайстве от 04.04.2012 оставило разРешение дела на усмотрение суда и просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Определением суда от 14.02.2012 по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Двино-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее – Управление).

Управление в письме от 02.04.2012 указало, что спорный земельный участок расположен вдоль Рыбинского водохранилища, однако картографическим материалом с привязкой данного земельного участка к местности и нанесенными на нем береговой линией и береговой полосой Управление не располагает.

Управление извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Росреестра, кадастровой палаты и Управления.

Заслушав представителей общества и Комитета, исследовав материалы дела, суд считает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Постановлением мэра города Череповца от 08.12.2000 № 341 ОАО «Череповецкий порт» на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок площадью 1400 кв.м. с кадастровым номером 35:21:040123:0081.

С целью приобретения указанного земельного участка в собственность Общество провело кадастровые работы по уточнению местоположения и площади земельного участка и обратило 28.09.2011 в Комитет с заявлением о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401006:0065 (номер присвоен в результате межевания) и предоставлении его в собственность на основании пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ и статьи 36 ЗК РФ.

Комитет в ответе от 27.10.2011 отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность вследствие того, что последний находится в береговой полосе, приватизация которой запрещена.

Общество полагая, что отказ в согласовании границ земельного участка и предоставление его в собственность не основан на нормах действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.

В соответствии с нормами статей 198, 200, а также 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 8.2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Череповца, утвержденного Решением Череповецкой городской думы от 25.04.2006 № 83 Комитет по управлению имуществом города осуществляет функции по передаче объектов муниципальной собственности во временное пользование физическим и юридическим лицам, их отчуждение в установленном порядке, а также совершает сделки с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определяет в договорах и соглашениях условия использования продаваемых и передаваемых в пользование объектов.

Согласно пункту 8.10 данного Положения Комитет также осуществляет функции продавца земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков, является организатором торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной (до разграничения) или муниципальной собственности.

Согласно Положению о комитете по управлению имуществом города Череповца от 25.03.2008 № 45 (пункт 1.1, 2.1) Комитет, являясь органом местного самоуправления, решает вопросы местного значения в сфере формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными ресурсами.

В силу пункта 3.6.5 указанного Положения Комитет является продавцом земельных участков и прав на заключение договоров аренды земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 10.05.2007 № 69-ФЗ) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.

Согласно статье 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

Из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ) во взаимосвязи с иными его нормами вытекает обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

Как установлено ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность или предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15).

Согласно пункту 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок расположен вдоль реки Шексны.

В соответствии со статьей 58 Правил землепользования и застройки города Череповца, утвержденных Решением Череповецкой городской Думы от 29 июня 2010 года № 132, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов отнесены к зонам с особыми условиями использования территории.

Вдоль береговой линии водных объектов общего пользования устанавливается полоса земли (береговая полоса), предназначенная для общего пользования, шириной 20 м, а для рек, ручьев протяженностью не более 10 км - шириной 5 м. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования посредством передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавательных средств.

Длина реки Шексны составляет более 10 км, поэтому ее береговая полоса составляет 20 метров от нормального подпорного уровня воды.

В соответствии с картой города Череповца с нанесенной береговой полосой реки Шексны и границами земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401006:65, последний практически полностью расположен в границах береговой полосу реки Шексны, следовательно, на него распространяется ограничения на приватизацию, предусмотренные пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ.

Доказательств обратного, суду не представлено.

С учетом изложенного следует признать отсутствие у истца права на выкуп земельного участка.

Доводы заявителя о том, что изменения законодательства в части запрета приватизации земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, произошли после предоставления земельного участка в пользование, а поэтому не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, как ухудшающие положение заявителя, не могут быть приняты во внимание.

Правоотношения по приватизации спорного земельного участка возникли после подачи соответствующего заявления о предоставлении земельного участка в собственность от 28.09.2011, то есть, уже после введения запрета на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы.

Ссылка представителя заявителя на то, что Комитет должен был предоставить в собственность часть земельного участка не входящего в состав береговой полосы, также несостоятельна, поскольку данная часть не выделена, границы ее не установлены, с заявлением о ее приватизации общество не обращалось.

Доводы общества в заявлении об уточнении требований от 03.04.2012 о том, что данный участок относится к землям транспорта, сведения о том, что он отнесен к зонам с особыми условиями использования территории не имеется, и не правильном определении береговой линии по нормальному подпорному уровню, также не могут быть признаны состоятельными.

Согласно пункту 4 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 215-ФЗ)

выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 35:21:0401006:0065 относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – эксплуатация производственной базы.

Никаких сведений того, что он предназначен для размещения искусственно созданных внутренних водных путей или размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта, не имеется.

Кроме того, представитель заявителя в судебном заседании подтвердил факт того, что производственная база, ранее расположенная на участке, фактически разрушена и не существует, вследствие чего спорный участок не может быть отнесен к числу необходимых для целей внутреннего водного транспорта.

Неправильное определение береговой линии, с точки зрения заявителя, по нормальному подпорному уровню, а не по среднемноголетнему уровню вод, также не является юридически значимым для разрешения данного дела, поскольку спорный участок примыкает непосредственно к воде. Данный факт подтверждается не только картой города Череповца с нанесенной береговой полосой реки Шексны и границами земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401006:65, представленной Комитетом, но и схемой расположения земельных участков межевого плана (л.д.42), представленного в дело заявителем, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 35:21:0401006:65 граничит непосредственно с Рыбинским водохранилищем. Представленные документы позволяют сделать однозначный вывод, что испрашиваемый участок входит в состав береговой полосы. Определение того, проходит ли противоположная от береговой линии граница участка за пределами береговой полосы, или нет, не входит в предмет доказывания по настоящему делу.

Таким образом, требования заявителя о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом города Череповца в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401006:0065, расположенного по адресу: город Череповец, улица Набережная (историческая зона), выраженного письмом от 27.10.2011 № 01-27-01/6199, не подлежат удовлетворению.

Также не подлежат удовлетворению требования общества о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом города Череповца в согласовании межевого плана границ земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401006:0065, выраженного письмом от 27.10.2011 № 01-27-01/6199, поскольку заявитель просил согласовать границы данного земельного участка для оформления договора купли-продажи спорного земельного участка, не подлежащего приватизации.

При запрете приватизации данного земельного участка, отказ в согласовании границ межевого плана земельного участка для оформления договора купли-продажи не может нарушать прав и законных интересов заявителя.

Иных целей оформления и согласования границы спорного земельного участка в материалах дела не содержится и суду не представлено.

Заявителем уплачена государственная пошлина в размере 4000 руб. платежными поручениями от 26.12.2011 № 683 и от 17.01.2012 № 31 за оспаривание отказа в согласовании границ межевого плана земельного участка и отказа в приватизации земельного участка.

Между тем, приватизации земельного участка представляет собой сложный юридический состав, включающий как проведение кадастровых работ и составление межевого плана земельного участка, так и принятие решения о предоставлении земельного участка и составление договора купли-продажи.

Поскольку предметом оспаривания фактически являлась совокупность единых действий по согласованию границ и отказу в приватизации земельного участка, по одним и тем же основаниям, выраженным в одном письме Комитета, суд полагает, что государственная пошлина подлежит уплате в одинарном размере – 2000 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина составляет 2000 руб. и подлежит возврату заявителю.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., перечисленной обществом платежным поручением от 26.12.2011 № 683, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

Решил:

в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Череповецкий порт» (ОГРН 1023501238298, место нахождения – город Череповец) к Комитету по управлению имуществом города Череповца о признании незаконным отказа в согласовании межевого плана границ земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401006:0065, выраженного в письме от 27.10.2011 № 01-27-01/6199 и о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401006:0065, расположенного по адресу: город Череповец, улица Набережная (историческая зона), выраженного в письме от 27.10.2011, отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу «Череповецкий порт» (ОГРН 1023501238298, место нахождения – город Череповец) из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 17.01.2012 № 31.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.

Судья С.А. Киров