Арбитражная практика

Решение от 02 апреля 2012 года № А60-47630/2011. По делу А60-47630/2011. Свердловская область.

Решение

г. Екатеринбург

02 апреля 2012 года Дело №А60-47630/2011

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О.Ивановой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.И. Вакалюк рассмотрел в судебном заседании дело №А60-47630/2011

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Мабл“, ИНН 6643003915 (далее - ООО “Мабл“, заявитель)

к Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области (далее – налоговый орган, заинтересованное лицо)

о признании незаконным ненормативного правового акта налогового органа,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Урбан Ю.Н., представитель по доверенности №7 от 08.02.2012, паспорт; Григорьев А.А., представитель по доверенности №7 от 08.02.2012, паспорт

от заинтересованного лица: Дик А.П., государственный налоговый инспектор юридического отдела по доверенности №27/11 от 26.09.2011, паспорт; Богачева С.С., главный государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок №1 по доверенности №14/2012 от 01.02.2012, паспорт.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права разъяснены. Отвода суду не заявлено.

Заявителем, заинтересованным лицом, заявлены ходатайства о приобщении дополнительных документов к материалам дела. Ходатайства удовлетворены. Других заявлений и ходатайств не поступило.

С учётом уточнения заявленных требований в судебном заседании 09.02.2012, ООО “Мабл“ просит признать недействительными решения налогового органа №977/976/975/974/973/972/971/970/969/968/967/966, №993/992/991/990/989/988/987/986/985/984/982/981 от 01.08.2011.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, считая решения законными, обоснованными и соответствующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, суд

Установил:

Межрайонной ИФНС РФ №22 по Свердловской области проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых, представленных ООО «Мабл» за январь-декабрь 2009, январь-декабрь 2010 года, по результатам которых налоговым органом составлены акты проверок от 28.06.11 №№1233/1234/1230/1231/1232/1227/1228/1229/1202/1203/1226/1198;1245/1246/1247/1242/1243/1244/1238/1240/1241/1235/1236/1237, на основании которых вынесены решения №977/976/975/974/973/972/971/970/969/968/967/966, №993/992/991/990/989/988/987/986/985/984/982/981 от 01.08.2011.

Решением №№993/992/991/990/989/988/987/986/985/984/982/981 от 01.08.2011 ООО «Мабл» привлечено к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 49484,20 рублей, обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых в размере 247421 рубль и начислены пени в сумме 37226,77 рублей.

Решением №977/976/975/974/973/972/971/970/969/968/967/966 от 01.08.2011 обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых в размере 124761 рубль, начислены пени в сумме 10872,95 рублей, наложен штраф по п.1 ст.122 НК РФ в размере 26974 рубля 80 копеек.

Основанием для вынесения оспариваемых решений явился факт занижения налога в связи с применением обществом неверного метода оценки стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации.

Не согласившись с указанными решениями налогоплательщик подал апелляционную жалобу в УФНС РФ по Свердловской области.

Решением УФНС РФ по Свердловской области от 26.09.2011 №1284/11 решения МИФНС РФ №22 по Свердловской области оставлены без изменения и утверждены.

Не согласившись с решениями, заявитель обратился в суд.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения сторон, суд полагает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, может быть признан судом недействительным, в случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы юридические лица, причем необходимо наличие этих условий в совокупности.

Согласно п. 1 ст. 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия) (п. 1 ст. 337 Кодекса).

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 64 от 18.12.2007 не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).

Кроме того, п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 №64 отмечено, что полезным ископаемым не во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.

В силу пп.10 п.2 ст.337 НК видами добытого полезного ископаемого является неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии, в том числе облицовочные камни.

В соответствии с п. 1 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).

Согласно п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 НК РФ.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых производится налогоплательщиком, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого либо в случае, если такая реализация отсутствует, - из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого (п. 1 ст. 340 НК РФ).

В соответствии с п.п. 1,2,7 ст.339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом.

При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разРешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

В соответствии с лицензией на право пользования недрами от 16.10.2000 №СВЕ 1001 ТР ООО «МАБЛ» осуществляет добычу мрамора.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с п. 3 ст. 340 НК РФ. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с п. 3 ст. 340 НК РФ, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

Согласно п. 4 ст. 340 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета.

Применяемый метод определения количества добытого ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.

Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи.

Согласно сведениям из учетной политики Общества, количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом.

Согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов Правительства Свердловской области от 25.08.2009 № 06-04-5166/9, доведенным до ООО «Мабл», и Протокола Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых от 27.12.2000г. № 27 по Походиловскому месторождению утверждены запасы мраморов в качестве облицовочного камня с выходом кондиционных блоков 24%, добытым полезным ископаемым является горная масса для производства мраморных блоков. По Кошкарихинскому карьеру добытым полезным ископаемым является горная масса, вывезенная на дробильный комплекс.

Количество добытого полезного ископаемого определено по данным маркшейдерского учета, соответствует статистической отчетности формы № 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» и формы № 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче.

Из протокола заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Департаменте природных ресурсов по Уральскому региону от 27.12.2000 №27, следует, что ООО «Мабл» является специализированным камнедобывающим и камнеперерабатывающим предприятием.

Сведения о добытых полезных ископаемых в соответствии со ст.ст.31, 32 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» содержаться в государственном балансе запасов полезных ископаемых, который ведется на основе предоставляемой пользователями недр отчетности по формам государственного федерального статистического наблюдения.

Формой 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», утвержденной Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 №17, предусмотрено, что движение государственных балансов полезных ископаемых ООО «МАБЛ» по Походиловскому месторождению учитывается по запасам мрамора.

Согласно письму МНС РФ от 20.02.2004 №21-2-05/24, количество добытого полезного ископаемого, подлежащее налогообложению должно соответствовать количеству полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы (весь объем горной массы, включая фактические потери полезного ископаемого).

Из изложенного следует, что добытым полезным ископаемым следует считать весь объем мрамора, извлеченный обществом в процессе разработки месторождения, на которое уменьшаются его запасы в результате добычи. Товарная продукция в виде мраморных блоков (ГОСТ 9479-98, ТУ) получается при последующей обработке добытого мрамора.

Кроме того из п. 2.9 Протокола № 27 следует, что по результатам исследований (качественной и технологической оценке) установлена пригодность мраморов Походиловского месторождения для получения блоков, отвечающих требованиям стандартов на блоки и полированную плиту.

В соответствии с Общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 № 503-ст, видом полезного ископаемого из группы с кодом 1411 «Камень строительный» является мрамор (код 141156). Такие виды полезных ископаемых как «блоки мраморов» или «облицовочный мрамор» в названном Классификаторе не значатся.

Согласно Протокола № 27 в извлеченном из недр минеральном сырье Походиловского месторождения содержится продукция, характеризуемая в полном объеме и физическими свойствами (мраморами темно-серого, серого, светло-серого цветов) и химическим составом (постоянство, высокое содержание СаСО3 (99,2%)), соответствующие стандарту. Данное минеральное сырье и является добытой из недр горной массой мраморов, которая в дальнейшем перерабатывается в мраморные блоки.

Следовательно, именно минеральное сырье (горная масса, состоящая из мраморов) является ООО «Мабл» добытым полезным ископаемым, а не мраморные блоки, являющиеся продукцией обрабатывающей промышленности.

Доводы Общества о том, объектом обложения НДПИ является полезное ископаемое, добытое из недр, полностью прошедшее технологический цикл добычи и первое по своему качеству соответствующее ГОСТу – это кондиционные блоки, а так же что полезным ископаемым является добываемый Обществом облицовочный мрамор, судом отклоняются, поскольку по Походиловскому месторождению добытым полезным ископаемым является горная масса для производства мраморных блоков, по Кошкарихинскому карьеру добытым полезным ископаемым является горная масса, вывезенная на дробильный комплекс, что подтверждается Протоколом Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых от 27.12.2000г. № 27, а так же разъяснениями Министерства природных ресурсов Правительства Свердловской области.

В уточненных декларациях при определении налоговой базы налогоплательщиком применен метод оценки стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитана как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого потребителям на сторону к количеству добытого полезного ископаемого, что является нарушением п. 3 ст. 340 НК РФ.

Однако, Обществом не представлено доказательств, подтверждающих наличие реализация добытого полезного ископаемого: всей горной массы мрамора по Кошкарихинскому и Походиловскому месторождению.

В ходе камеральной проверки Инспекцией установлено и подтверждается счетами-фактурами за 2009-2010, что заявителем реализовывался продукт дальнейшей переработки: по Кошкарихинскому месторождению – щебень мраморный, по Походиловскому месторождению - блок мраморный некондиционный.

В связи с отсутствием в 2009-2010 годах реализации добытого полезного ископаемого и учитывая, что реализация производится п обработки и более высокой степени технологического передела, Обществом неправомерно применен метод оценки стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого, установленного п.3 ст.340 НК РФ.

В ходе проверки предыдущих уточненных налоговых деклараций по НДПИ Инспекцией были запрошены состав и расшифровка расходов (прямых, косвенных, в т.ч. общехозяйственных) по статьям затрат за каждый месяц 2009, 2010 года, связанных с добычей полезных ископаемых и предусмотренных п.4 ст. 340 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим, исходя из которых определяется расчетная стоимость добытых полезных ископаемых.

Состав и расшифровка расходов Обществом представлены в Инспекцию 05.03.2010 и 24.02.2011 с приложением регистров аналитического учета по статьям затрат, расходы по которым учитываются для расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, которые подтверждают данные, содержащиеся в расшифровках расходов.

Данные регистры обобщают сведения из первичных документов, следовательно, они должны быть достоверными.

Судом установлено, что полезным ископаемым для Общества является добытая из недр горная масса мраморов, которая в дальнейшем перерабатывается в мраморные блоки. То есть в силу ст.337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Общество считает, что «часть расходов, которая, по смыслу решений, фактически признана ответчиком расходами на переработку, должна быть по правилам п.4 ст.340 НК РФ исключена из состава расходов, участвующих в формировании стоимости единицы полезного ископаемого. То есть придя к выводу о перенесении части расходов с процесса добычи на процесс переработки, налоговый орган должен был не использовать ранее предоставленные заявителем данные для целей собственного расчета, а руководствоваться п.3 ст.88 НК РФ».

Однако Инспекцией, в ходе камеральных проверок уточненных налоговых деклараций по НДПИ за 2009-2010, для внесения исправлений в уточненные налоговые декларации по НДПИ, за январь-декабрь 2009 года, за январь-декабрь 2010 в адрес ООО «Мабл» были направлено сообщение № 12-25/11551 от 08.06.2011г., о предоставлении письменных пояснении и внесении соответствующих исправлений в уточненные налоговые декларации по НДПИ за 2009, 2010 года в связи с необходимостью применения расчетного метода определения стоимости добытого полезного ископаемого.

Данное сообщение получено Обществом 17.06.2011, что подтверждается информацией, размещенной на сайте Почта России, однако оставлено без исполнения.

При отсутствии дополнительных документов, Инспекция правомерно произвела расчет НДПИ, основываясь на имеющихся в инспекции документах, подтверждающих расходы, указанные в расшифровках, представленных Обществом ранее 24.02.2011 и 05.03.2011.

Исходя из изложенного, доводы Общества о том, что Инспекция неправомерно произвела расчет стоимости добытых полезных ископаемых без исключения расходов, связанных с переработкой полезных ископаемых, судом отклоняются.

Проведя анализ представленных Обществом документов в судебное заседание, подтверждающие доводы Общества, судом установлен факт расхождения между данными, указанными в расшифровках расходов для определения стоимости горной массы за 2009, 2010 года, представленных в суд 27.03.2012 и данными документов, представленных в подтверждение доводов:

Для подтверждения расходов по заработной плате организацией представлена Сельхозучет форма № 70, утвержденная Министерством сельского хозяйства СССР 24.11.1972г. № 288.2. Данная форма на сегодняшний день не соответствует действующему законодательству.

В настоящее время действует форма № 414-АПК «Наряд на сдельную работу». Форма используется для учета выполненных работ в строительстве, промышленных, вспомогательных и прочих производствах группой работников (бригадой, звеном и т.п.).

Документ выписывается перед началом работ сроком до одного месяца. На лицевой стороне ежедневно или на определенный период записывается задание, разряд работы, норма времени и расценка за единицу работ. Здесь же после выполнения задания отражается количество принятых годных изделий или выполненных работ, указывается отработанное время, общая сумма оплаты труда и процент доплаты.

На оборотной стороне документа заполняется табель, в котором учитывается время, отработанное каждым работником. Заработок каждого определяется пропорционально объемам выполненных работ, отработанному времени, разряду работ и установленным за нее расценкам.

Наряд утверждается руководителем подразделения и используется в бухгалтерии для записей в расчетно-платежную ведомость и в накопительную ведомость учета затрат.

Выдачу задания в наряде подписывает прораб или заведующий мастерской, приемку работ - руководитель соответствующего подразделения, для которого выполнялись работы. Правильность расчетов в наряде удостоверяет нормировщик.

Наряд утверждает руководитель подразделения, после чего он поступает в бухгалтерию для записи сумм в расчетно-платежную ведомость и в накопительную ведомость учета затрат.

Кроме того, нарушено оформление документов первичного бухгалтерского учета: документ не подписан лицом, которое выдало задание, и лицом, которое приняло задание к исполнению. Отсутствуют расшифровки подписи ответственного лица, не указано, когда и в какое время выполняли работы сотрудники. Следовательно, не соблюдены требования к оформлению первичных документов, изложенные в Федеральном законе N 129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете».

По статье затрат «зарплата»: В таблице расшифровки расходов для определения стоимости полезных ископаемых по ООО «Мабл» на 2009г., зарплата Алексикова С.А.

период

Данные таблиц

Данные представленных документов

Различия

Январь

5304,92

1069,83

4235.09

Февраль

4570,34

4570,34

Март

16106,93

16106,93

Апрель

9475,35

9475,35

Зарплата Головырина Б.В.

период

Данные таблиц

Данные представленных документов

Различия

Январь

7764,47

13503,42

-5738.95

Февраль

5255,89

4570,34

685.55

Март

1157,67

1006,68

150.99

Апрель

3405,21

2961,05

444.16

Май

7150,53

6217,85

932.68

Июнь

15559,62

13530,10

2029.52

Июль

13415,59

Нет документов

-

Август

4867,13

4232,29

634.84

Сентябрь

5635,98

4910,80

725.18

Октябрь

12165,67

10578,30

1587.37

Ноябрь

10800,60

9391,80

1408.8

Декабрь

4402,89

Нет документов

-

В таблице расшифровки расходов для определения стоимости полезных ископаемых по ООО «Мабл» на 2010г., зарплата Головырина Б.В.

период

Данные таблиц

Данные представленных документов

Различия

Январь

0.0

0.0

-

Февраль

2930.81

2548.53

382.28

Март

9439.29

8208.08

1231.21

Апрель

12376.88

Документ не читаем

-

Май

13166.09

11448.77

1717.32

Июнь

9071.40

7888.17

1183.23

Июль

0.0

0.0

-

Август

13414.34

11664.64

1749.7

Сентябрь

7324.71

6369.31

955.4

Октябрь

6609.21

5747.14

862.07

Ноябрь

4267.09

3710.51

556.58

Декабрь

10714.61

9317.05

1397.56

С учетом вышеперечисленных замечаний, данные по начисленной заработной плате в нарядах на сдельную работу не подтверждают расходы по заработной плате и по начислениям на заработную плату, т.к. эти данные не совпадают со сведениями в расшифровках расходов для определения стоимости полезных ископаемых по ООО «Мабл» на 2009г., на 2010г.

За июнь 2009г. представлены два наряда за 1 месяц на сдельную работу на Походиловскому карьеру. В обоих нарядах указаны разные работники, сумма добытой горной массы так же отличаются.

По Кошкарихинскому карьеру заявителем представлены документы, подтверждающие заработную плату только октябрь за 2010 год, при условии, что заработная плата начислялась и в другие месяцы 2010 года.

Значительно уменьшены расходы по электроэнергии. Анализ представленных ведомостей электропотребления не позволяет сделать вывод о правильности отражения в расходах затрат на электроэнергию, т.к. из представленных документов нельзя определить распределение затрат по карьерам.

Документы, подтверждающие расходы по материальным затратам по статье «спецодежда» представлены по форме № М-11.

Требование – накладная является первичным учетным документом. За 2010 год данные уточненных таблиц по расхо тем, что представлены налогоплательщиком в первичных таблицах и равны по Походиловскому карьеру 9268,37 руб., по Кошкарихинскому карьеру – 3731,11 руб. Соответственно, за 2009г. по Походиловскому карьеру – 21889,96 руб., по Кошкарихинскому карьеру – нет.

Документы, подтверждающие расходы по затратам на ГСМ. Для подтверждения расходов представлены следующие документы:

требование – накладная (унифицированная форма требования - накладной N М-11, утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а) – не заполнена строка «через кого», «кто затребовал».

Лимитно-заборная карта на получение материальных ценностей (специализированная форма №117а-АПК утверждена Госагропромом СССР 20.03.87г. № 281-1) бланк устаревшей формы, кроме того, заполнены не все реквизиты. Применение бланков устаревших форм не допускается. Аналогично по статье затрат – материалы.

Для подтверждения общепроизводственных затрат и общехозяйственных затрат представлены оборотно-сальдовые ведомости по счету 25 и карточки счета 26.

Регистры бухгалтерского учета не являются первичными учетными документами, а предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Данные документы не подтверждают расходы организации, так как не возможно установить, к какой из представленных таблиц они относятся.

При анализе представленных регистров бухгалтерского учета в инспекцию ранее, установлено, что тем, которые представлены в налоговый орган 26.03.2012.

По Походиловскому карьеру:

за 2009г. сумма расходов по аренде земли, указанная в таблице, представленной 27.03.2012, соответствует сумме расходов, отраженной в таблице, на основании которой налоговый орган произвел расчет НДПИ в рамках камеральной налоговой проверки.

за 2010г., в соответствии с таблицей, представленной 27.03.2012, расходы по аренде земли увеличились на 3956.83 руб. Налогоплательщиком представлен только договор аренды, который подтверждает только финансово-хозяйственные взаимоотношения с Администрацией МО Каменский городской округ. Документов, подтверждающих расходы по аренде земли, заявителем не представлено.

По Кашкарихинскому карьеру:

за 2009г. сумма расходов по аренде земли, указанная в таблице, представленной 27.03.2012, соответствует сумме расходов, отраженной в таблице, на основании которой налоговый орган произвел расчет НДПИ в рамках камеральной налоговой проверки.

за 2010 год, в соответствии с таблицей, представленной 27.03.2012, расходы по аренде земли увеличились на 18837.14 руб. Налогоплательщиком представлен только договор аренды, который подтверждает только финансово-хозяйственные взаимоотношения с Администрацией МО Каменский городской округ. Документов, подтверждающих расходы по аренде земли, заявителем не представлено.

По Походиловскому карьеру:

за 2009г. сумма расходов по аренде имущества, указанная в таблице, представленной 27.03.2012, соответствует сумме расходов, отраженной в таблице, на основании которой налоговый орган произвел расчет НДПИ в рамках камеральной налоговой проверки.

Однако за 2010 год, сумма расходов по аренде имущества, в соответствии с таблицей от 27.03.2012, увеличилась на 76680.54 руб. Налогоплательщиком также представлен договор аренды, иных документов, подтверждающих расходы по аренде земли, заявителем не представлено.

По Кошкарихинскому карьеру:

за 2009 сумма расходов по аренде имущества, указанная в таблице, представленной 27.03.2012, соответствует сумме расходов, отраженной в таблице, на основании которой налоговый орган произвел расчет НДПИ в рамках камеральной налоговой проверки.

за 2010 сумма расходов по аренде имущества, в соответствии с таблицей от 27.03.2012, увеличилась на 356757.59 руб. Налогоплательщиком также представлен договор аренды, иных документов, подтверждающих расходы по аренде земли, заявителем не представлено.

Представленные Обществом дополнительные документы:

наряды на сдельную работу за 2009, 2010 год.

договор электроснабжения №9996 от 01.04.2010.

требования-накладные на спецодежду за 2009, 2010 год.

требования-накладные на материалы за 2009, 2010 год.

лимитно-заборные карты на получение материальных ценностей.

оборотно-сальдовая ведомость по счету 25.

карточка счета 26 по общехозяйственным затратам.

требования-накладные на «ГСМ» с лимитно-заборными картами на получение материальных ценностей.

договора аренды имущества.

договор аренды земли №18 от 23.07.2007.

договор с ООО «Диапроэкс» №29-П-ПД от 01.02.2010.

акты приема выполненных работ 2009, 2008.

ведомости электропортебеления за 2009, 2010 год.

норма списания расходного материала Походиловского карьера не являются безусловным доказательством достоверности информации, указанной Обществом в расшифровках расходов для определения стоимости полезных ископаемых по ООО «Мабл» на 2009г., на 2010г., так как сведения содержащиеся в расшифровках не нашли своего подтверждения в документах, представленных Обществом в суд.

Доводы заявителя о том, что, если добытым полезным ископаемым для Походиловского месторождения является горная масса в объеме согласно данным маркшейдерского замера, налоговый орган обязан был учесть, что часть этой горной массы подлежит обложению по ставке 0% на основании пп.5 п.1 ст.342 НК РФ, судом не принимаются исходя из следующего:

В соответствии с пп.5 п.1 ст.342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче: полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах НОРМАТИВОВ содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001г. №899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горно-добывающей и перерабатывающей промышленности (далее-Правила).

В соответствии с п.1 Правил отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Федеральным агентством по недропользованию по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.

Согласно п.2 Правил нормативы содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, определяются как производные величины от показателей извлечения полезных ископаемых при добыче или переработке минерального сырья, согласованных и утвержденных в составе проектной документации (технического проекта) горно-добывающего или перерабатывающего производства.

Также необходимо отметить, что в соответствии п.2.9 Протокола Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых от 27.12.2000г. № 27 по результатам исследований (качественной и технологической оценке) установлена пригодность мраморов Походиловского месторождения для получения блоков, отвечающих требованиям стандартов на блоки и полированную плиту. Отходы от добычи могут быть использованы в качестве декоративного и строительного щебня, а так же бутового камня марок «400-1200». ООО «Мабл» получен сертификат Госстандарта России на использование мраморов месторождения в качестве «Муки известняковой» по ГОСТ 14050-93. По радиационно-гигиенической оценке мраморы месторождения относятся к 1 классу стройматериалов, применяемых в строительстве без ограничений.

В силу п.4 Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определению нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов, утвержденного Приказом Минприроды России №220 от 22.07.2009 результатами предоставления государственных услуг являются оформленное на официальном бланке Роснедр и подписанное руководителем (заместителем руководителя) Роснедр письменное сообщение пользователю недр:

об отнесении (отказе в отнесении) запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам;

об определении (отказе в определении) нормативов содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.

В соответствии с п.5 Административного регламента государственные услуги предоставляются пользователям недр, владеющим лицензиями, дающими право на добычу полезных ископаемых (далее - заявители), и представившим в Роснедра материалы, обосновывающие отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и/или нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.

Обществом не представлено утвержденное в установленном порядке Решения Федерального агентства по недропользованию об отнесении запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам (Протокол Федерального по недропользованию об отнесении запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждении нормативов содержания твердых полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств), ни в ходе камеральных налоговых проверок, ни в ходе рассмотрения дела в судебном заседании.

Таким образом, Общество неправомерно самостоятельно произвело расчет норматива на полезные ископаемые, остающиеся в отходах и отвалах в количестве 76 %.

Ссылка заявителя на неверное определения Инспекцией расчетной стоимости добытых полезных ископаемых исходя из суммы расходов в целом по двум месторождениям судом не принимаются исходя из следующего:

При представлении налоговых деклараций с января 2009 года до отчетности за апрель 2011 года применялась форма декларации, утвержденная Приказом Минфина РФ от 29.12.2006г. № 185н (в редакции от 31.12.2008г.).

Раздел 3 «Оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости» включается в состав налоговой декларации только в случае оценки стоимости какого-либо полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости.

В соответствии с п. 6.1 Порядка заполнения декларации раздел 3 включается в состав налоговой декларации в единственном экземпляре независимо от количества добытых полезных ископаемых, стоимость которых оценивается указанным способом.

По строкам таблицы расписывается сумма прямых расходов, косвенных, внереализационных расходов, произведенных налогоплательщиком в течение налогового периода и относящихся к добытым полезным ископаемым.

По строке 100 указывается общая сумма расходов, произведенных в налоговом периоде, по добыче всех полезных ископаемых.

Стр. 100 = стр. 040 + стр. 090

Стр. 40 сумма прямых расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым.

Стр. 90 сумма косвенных расходов и иных (внереализационных) расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым.

По строке 110 (в таблице) организация определяет расходы по отдельным добытым полезным ископаемым.

Так, по добытому мрамору налогоплательщик указывает:

По Кошкарихинскому месторождению

количество - Кошкарихинский м3;

долю добытого мрамора в общем количестве добытых ископаемых – [Кошкарихинский м3 : (Походиловский м3 + Кошкарихинский м3)];

сумму расходов на добычу единицы полезного ископаемого (мрамора) – Кошкарихинский руб.

По Походиловскому месторождению

количество – Походиловский м3;

долю добытого мрамора в общем количестве добытых ископаемых – [Походиловский м3 : (Походиловский м3 + Кошкарихинский м3)];

сумму расходов на добычу единицы полезного ископаемого (мрамора) – Походиловский руб.

Далее необходимо рассчитать стоимость единицы добытого полезного ископаемого. Она указывается по строке 070 раздела 2 налоговой декларации. В соответствии с п.п. 4 п. 5.6 порядка заполнения налоговой декларации, значение по строке 070 определяется следующим образом:

в случае оценки стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости, расчет производится по данным налоговой декларации как отношение суммы расходов по добыче полезного ископаемого (графа 6 соответствующей строки 110 раздела 3) к количеству добытого полезного ископаемого (сумма граф 4, 6 по всем строкам таблицы раздела 2).

Следовательно, стоимость добытого полезного ископаемого:

по Кошкарихинскому месторождению составит - (сумму расходов на добычу единицы полезного ископаемого (мрамора) Кошкарихинский руб.)/ (количество Кошкарихинский м3) = стоимость единицы добытого полезного ископаемого руб.;

по Походиловскому месторождению – (сумму расходов на добычу единицы полезного ископаемого (мрамора) Походиловский руб.)/ (количество Походиловский м3) = стоимость единицы добытого полезного ископаемого руб.

Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности определения Инспекцией расчетной стоимости добытых полезных ископаемых исходя из суммы расходов в целом по двум месторождениям.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что в силу положений подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ, ст. 52 НК РФ именно налогоплательщик должен доказать наличие у него права на льготу по налогу, а таких доказательств налоговому органу и суду не представлено, принимая во внимание, что задачами камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога на основе декларации и документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение тех или иных положений декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, принимая во внимание также, что вопросы, рассматриваемые в настоящем споре, были предметом рассмотрения и оценки в Арбитражном суде Свердловской области по делу №А60-13327/2010-С10, у суда не имеется правовых оснований для признания недействительными оспариваемых решений Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области, в связи с чем, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший Решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.О.Иванова