Арбитражная практика

Решение от 27 марта 2012 года № А79-12210/2011. По делу А79-12210/2011. Чувашская Республика.

Решение

г. Чебоксары

Дело № А79-12210/2011

27 марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 20.03.2012.

Полный текст решения изготовлен 27.03.2012.

Арбитражный суд в составе: судьи Юрусовой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Харитоновым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, г.Чебоксары, Московский пр., 37, ОГРН 1082130015912, ИНН 2130048920,

к обществу с ограниченной ответственностью “Новь“, Чувашская Республика, Алатырский район, с.Явлеи, ул.Ленина, ОГРН 1022101630308, ИНН 2101003890,

о признании недействительным договора,

при участии:

от истца – Архиповой И.А. по доверенности от 17.05.2011 №14,

от ответчика – Фетисова А.Ю. по доверенности от 01.02.2012,

Установил:

Государственная служба Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Новь“ о признании недействительным договора о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике от 10.11.2009.

В обоснование иска указано, что спорный договор заключен сторонами с нарушением требований статьи 37 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ “О животном мире“, статей 4, 5, 15, 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции“. В соответствии с предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы от 20.09.2011 истцу предложено прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции“ путем возврата территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром Алатырского района Чувашской Республики, переданных по договору от 10.11.2009 в качестве государственной преференции.

В судебном заседании представитель истца иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика иск не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве (л.д.54-55). Пояснил, что принцип гласности при заключении оспариваемого договора не был нарушен, поскольку 30.12.2008 в публичном издании города Алатырь – “Алатырские вести“ №167 опубликовано соответствующее сообщение.

Возражая против доводов ответчика, представитель истца указал, что опубликование ответчиком в районной газете информации о проведении опроса общественного мнения по вопросу закрепления охотничьих угодий, расположенных на территории Алатырского района, не может быть принято в качестве надлежащего исполнения требований статьи 37 Федерального закона “О животном мире“.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд

Установил:

10.11.2009 Государственной службой Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и обществом с ограниченной ответственностью “Новь“ заключен договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике, согласно которому истец предоставляет ответчику в пользование территории, акватории, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, в Алатырском районе Чувашской Республики общей площадью 2,5 тыс.га, в границах, установленных распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.11.2009 №363-р, в целях комплексного и устойчивого использования объектов животного мира при ведении охотничьего хозяйства.

Согласно пункту 5 договор действует до 10 ноября 2034 года.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 27.09.2011 по делу №120-АМЗ-2011 распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики №363-р от 06.11.2009 признано нарушающим требования пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции“; в действиях Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания признан факт нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции“; Кабинету Министров Чувашской Республики и Государственной службе Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания выданы предписания об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии выдано предписание от 20.09.2011 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу №120-АМЗ-2011, которым Государственной службе Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания предписано прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции“ путем возврата территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром Козловского района Чувашской Республики, переданных по договору от 10 ноября 2009 года в качестве государственной преференции.

Письмом от 26.10.2011 Государственная служба Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания предложила ООО “Новь“ заключить соглашение о расторжении договора от 10.11.2009 о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике.

Неполучение ответа ООО “Новь“ на предложение о расторжении договора послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с требованием статьи 37 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ “О животном мире“ (далее Закон о животном мире) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает Решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

На основании согласования, специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством с учетом замечаний­ полученных в ходе согласования.

В соответствии со статьей 39 Закона о животном мире запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также юридических лиц и граждан, направлен­ные на ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех же­лающих приобрести право на пользование животным миром.

В соответствии со статьей 37 Закона о животном мире и Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республике от 31.08.2009 №283 “Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике“, конкурс проводится только при наличии нескольких рав­ных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию.

Закон о животном мире обязывает также проводить гласно и принятие решения о предоставлении заявленной территории.

Информация о возможном пре­доставлении объектов животного мира на заявленных хозяйствующим субъектом территориях и акваториях Алатырского района в средст­вах массовой информации не опубликовывалась, в сети Интернет Кабинетом Министров Чувашской Республики или истцом не размещалась.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъекта Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в ча­стности запрещается предоставление государственной преференции в нарушении порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действия истца по предоставлению обществу с ограниченной ответственностью “Новь“ объектов животного мира в Алатырском районе Чувашской Республики в нарушение требований статьи 37 Закона о животном мире исключили возможность подачи заявок неограниченного круга лиц, претендующих на предоставление территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, и их участия в конкурсе на право заключения договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, и, следовательно, устранили конкуренцию на рынке пользования животным миром.

При таких обстоятельствах, договор от 10.11.2009 о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике, заключенный Государственной службой Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и обществом с ограниченной ответственностью “Новь“, является ничтожным.

Опубликованное 30.12.2008 ответчиком в газете “Алатырские вести“ объявление о проведении опроса общественного мнения по вопросу закрепления охотничьих угодий в Алатырском районе не свидетельствует о соблюдении положений статьи 37 Федерального закона “О животном мире“.

Государственную пошлину суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

иск удовлетворить.

Признать недействительным договор от 10.11.2009 о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике, заключенный Государственной службой Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и обществом с ограниченной ответственностью “Новь“.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Новь“ в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение одного месяца с момента его принятия.

В таком же порядке Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.В. Юрусова