Арбитражная практика

Решение от 29 марта 2012 года № А40-124925/2011. По делу А40-124925/2011. Москва.

Решение

г. Москва Дело №А40-124925/11

29 марта 2012 г. 11-1101

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2012г.

Полный текст решения изготовлен 29 марта 2012 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи Давыдовой О.В. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Жариновой М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФГУП «ПОЧТА РОССИИ» (ОГРН 1037724007276, 101000, Москва, Мясницкая, д. 26)

к ответчику: Департаменту имущества города Москвы (ОГРН 1027700149410, 127006, Москва, ул. Каретный ряд, д. 2/1),

третьи лица: ФАУГИ, Управление Росреестра по Москве,

о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» на нежилое помещение,

В судебном заседании приняли участие:

от истца – Дворянков В.М., доверенность от 15.02.2012 г.,

от ответчика – Медушевская Т.В., доверенность от 10.01.2012 г. № 64-Д,

от третьих лиц – представители не явились,



Установил:

ФГУП «Почта России» обратилось в суд с иском к ДИГМ о признании права собственности РФ и права хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» на нежилое помещение, общей площадью 541,1 кв.м. (этаж 1, пом. VII, комн. 1-15, пом. VIII, комн. 1-23, 6а, 20а), находящееся по адресу: г. Москва, ул. Бутырская, д.1.

Исковые требования мотивированы со ссылками на ст.ст. 218, 299 ГК РФ, тем, что право собственности на спорный объект принадлежит РФ в силу закона, никогда никому не передавался, в собственность города оформлен незаконно, передано истцу с 1979 г. и находится у него на праве хозяйственного ведения.

Ответчик, Департамент имущества города Москвы, исковые требования не признал по основаниям письменного отзыва, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Третье лицо, ФАУГИ, письменного отзыва на иск не представило, в суд не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося третьего лица в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Третье лицо, Управление Росреестра по Москве, в суд не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося третьего лица в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Суд, выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что спорное помещение представляет собой нежилое помещение общей площадью 541,1 кв.м. (этаж 1, пом. VII, комн. 1-15, пом. VIII, комн. 1-23, 6а, 20а), находящееся по адресу: г. Москва, ул. Бутырская, д.1, внесено в реестр государственного (федерального) имущества Российской Федерации (реестровый номер 0770581) 08.06.2000.

Указанное помещениях в 1979 г. было передано Волгоградскому узлу связи для размещения ОПС № 015, в настоящее время помещения также используются организациями почтовой связи.

Согласно свидетельства № 77 АА 660864 от 25.10.2002 г. о государственной регистрации права собственности спорные помещения находятся в собственности города Москвы.

Спор идет в отношении помещений общей площадью 541,1 кв.м. (этаж 1, пом. VII, комн. 1-15, пом. VIII, комн. 1-23, 6а, 20а), находящееся по адресу: г. Москва, ул. Бутырская, д.1

ФГУП “Почта России“, считая, что помещения, занимаемые отделением связи, в силу закона относятся исключительно к федеральной собственности и из состава федеральной собственности не выбывали, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности. Предприятия связи включены в раздел IV приложения N 1 к названному постановлению под пунктом 6.

Спорное имущество было передано 1979 г. узлу связи для размещения ОПС № 015. В январе 1992 года на базе межрайонных почтамтов, в том числе почтамта «Москва-3», в состав которого вошел данный узел связи, было создано предприятие связи «Московский почтамт». В 1994 году это предприятие было переименовано в ФГУП «Управление федеральной почтовой связи города Москвы «Московский почтамт».

В соответствии с Концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.06.2002 г. № 885-р распоряжением Правительства РФ от 05.09.2002 г. № 1227-р было создано федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», имущество которого принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.



В связи с имевшей место реорганизацией в форме присоединения ФГУП «Почта России» является правопреемником ФГУП «Управление федеральной почтовой связи г. Москвы «Московский почтамт». В частности, Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2004 г. № 1435-р «О реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» к ФГУП «Почта России» были присоединены другие федеральные государственные унитарные предприятия, включая ФГУП «Управление федеральной почтовой связи г. Москвы «Московский почтамт».

Таким образом, ФГУП «Почта России», являясь правопреемником предприятия связи, созданного до 08 декабря 1994 г., обладает спорным имуществом на праве хозяйственного ведения, как находившимся во владении и пользовании предприятия связи на момент разграничения государственной собственности.

Факт того, что спорное имущество используется Истцом непрерывно для размещения ОПС № 015 с 1979 г. до настоящего времени, подтверждается выпиской из реестра федерального имущества на указанное помещение от 27.10.2010 г. №2754/33; кадастровым паспортом помещения по состоянию на 21.06.2010 г.; документами БТИ по состоянию на 28.06.2005 г.; документами БТИ по состоянию на 12.07.2001 г.; копиями договоров аренды 01.01.1991 г. № 2100; приказом Истца от 03.06.2005 г. №201; выпиской из справочника по сортировке почтовых отправлений и телеграмм, адресованных в Москву, Московский почтамт, изд. 1996 г. (стр. 42); орденом Московского городского отдела нежилых помещений Мосгорисполкома от 04.07.1979 г. № 029696.

Согласно п. 2.1.24 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284, объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации отнесены к объектам и предприятиям, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В соответствии со ст. 24 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 «О собственности в РСФСР» имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за государственным или муниципальным предприятием, принадлежало предприятию на праве полного хозяйственного ведения.

Согласно ст. 24 ФЗ «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью, и приватизации не подлежит.

В ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» указано, что организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Согласно ст. 24 вышеуказанного закона средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество предоставляются организациям федеральной почтовой связи в хозяйственное ведение.

К средствам почтовой связи в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176 - ФЗ «О почтовой связи» относятся, в том числе и нежилые помещения.

Спорное имущество, как федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за истцом, было учтено и внесено в реестр федерального имущества, что подтверждается Свидетельством о внесении в реестр федерального имущества, реестровый № 07700581 от 08 июня 2000 г. (Распоряжение Президента РФ №114-рп от 18 марта 1992 г., Постановление Правительства РФ №696 от 03 июля 1998 г.).

Поскольку на момент законодательного разграничения государственной собственности использовались в деятельности почтовых отделений связи и используются в таком качестве в настоящее время, спорные помещения являются федеральной собственностью.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право собственности прекращается только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 235 ГК РФ).

Однако Российская Федерация в лице уполномоченных на то органов, никаких действий, направленных на прекращение права собственности на спорное имущество, не совершала.

В связи с тем, что спорное имущество из состава государственной (федеральной) собственности и из владения предприятия почтовой связи не выбывало и в установленном порядке в собственность Москвы не передавалось, ответчик не является собственником спорного имущества, а данные помещения принадлежат Российской Федерации в силу закона.

Доказательства того, что спорная недвижимость на момент принятия данного постановления, не была отнесена к федеральной собственности, отсутствуют. Кроме того, в силу прямого указания в данном постановлении заявленный объект является федеральной собственностью.

В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом. Впредь до его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“.

До момента определения соответствующего собственника объекты относятся к федеральной собственности.

С учетом положений статьи 93.1 Гражданского кодекса РСФСР, статьи 5 Закона РСФСР “О собственности в РСФСР“, Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, существующей в настоящее время организационно-правовой формы истца, образованного в результате реорганизации организаций связи, суд также считает правомерным удовлетворить требование в части признания за ФГУП “Почта России“ права хозяйственного ведения на имущество, используемое им в предусмотренной уставом деятельности.

Поскольку право собственности Российской Федерации возникло до введения в действие Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, согласно статье 6 названного Закона оно считается действительным независимо от его государственной регистрации. Поэтому государственной регистрацией в последующем права муниципальной собственности на нежилые помещения были нарушены ранее возникшие в силу закона право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения предприятия на это имущество, в связи с чем, доводы ответчика, изложенные в отзыве о том, что спорный объект не выбывал из ведения исполнительных органов власти города Москвы, а соответствующего волеизъявление субъект РФ на передачу имущества в федеральную собственность не выражал, судом не принимаются.

Определение уровня собственности производится в зависимости от функционального назначения и характера использования имущества на момент законодательного разграничения государственной собственности и обращения в суд.

Также, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2009 N 6478/09 определена правовая позиция, согласно которой включение нежилых помещений предприятий связи в план приватизации государственного предприятия, их приватизация и последующая регистрация обществом права собственности на них совершены в нарушение закона, в связи с чем не влекут прекращения права собственности Российской Федерации на эти помещения.

Поскольку права истца нарушены, он вправе обратиться за их защитой в силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Согласно ст. 305 Гражданского кодекса РФ права, предусмотренные статьями 301 -304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Поэтому истец защищает свои нарушенные права в соответствии со ст.ст. 12, 294, 299, 304, 305 Гражданского кодекса РФ и предъявление требований о признании права федеральной собственности и права хозяйственного управления предприятия является законным способом защиты нарушенного права истца и имеет целью восстановление нарушенного вещного права федерального предприятия.

Изложенная выше позиция о праве ФГУП «Почта России» на обращение в арбитражный суд с требованием о признании права федеральной собственности на Спорное имущество соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 г. № 1206/05, от 29.09.2009 г. № 6478/09, а также сложившейся судебной практике при разрешении подобных споров (Постановление ВАС РФ от 27.01.2006 г. № 3335/05, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 августа 2008 г. № А19-493/08-Ф02-3748/08, от 18.092008 г. № А19-492/08-Ф02-3880/08, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.06.2008 г. № Ф08-3537/2008, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2008 г. по делу № А56-42008/2007, от 28.11.2008 г. по делу № А56-32354/2007, постановления ФАС МО от 27.09.2006 г. по делу № А40-31252/05-53-280, от 25.09.2006 г. по делу № А40-38046/05-63-3 7 5, от 13.09.2001 г. по делу № КГ-А40/4939-01), согласно которой государственные предприятия и учреждения признаны надлежащими истцами по спорам о защите прав на государственную собственность.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, а доводы, ответчика, изложенные в отзыве отклоняются.

Заявление ответчика о применении исковой давности также подлежит отклонению на основании статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как требования фактического владельца имущества о признании вещного права по сути заявлены в целях устранения нарушений права, не связанных с лишением владения.

Статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет требования, на которые исковая давность не распространяется.

В рассматриваемом споре передача спорного помещения в муниципальную собственность нарушает права истца как законного владельца имущества. Принимая во внимание, что предъявление иска о признании права федеральной собственности, права хозяйственного ведения имеет целью устранение всяких нарушений его прав как владельца, не связанных с лишением владения, к данному спору применены положения статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, а силу п. 49 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 3 ст. 110 АПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, госпошлина распределяется судом в порядке п. 3 ст. 110 АПК РФ с учетом ст. 333.21, 333.37 НК РФ.

На основании ст.ст. 8, 11, 12, 209, 214, 218, 301 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 65, 66-68, 71, 101-103, 110, 112, 137, 156, 167-171, 176 АПК РФ, суд

Решил:

Признать право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» на нежилое помещение общей площадью 541,1 кв.м. (этаж 1, пом. VII, комн. 1-15, пом. VIII, комн. 1-23, 6а, 20а), находящееся по адресу: г. Москва, ул. Бутырская, д.1.

Возвратить ФГУП «Почта России» из федерального бюджета госпошлину в сумме 4.000 (четыре тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятом Арбитражном апелляционном суде.

Судья О.В. Давыдова