Арбитражная практика

Решение от 06 апреля 2012 года № А53-4664/2012. По делу А53-4664/2012. Ростовская область.

Решение

г. Ростов-на-Дону

«06» апреля 2012. Дело № А53-4664/2012

Резолютивная часть решения объявлена «02» апреля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен «06» апреля 2012 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Лебедевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону (ИНН 6163033290 ОГРН 1026103174690)

о признании незаконным и отмене Постановления Административной инспекции Ростовской области от 18.01.2012 № Р-24 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях»;

заинтересованное лицо: Административная инспекция Ростовской области

при участии:

от заявителя: не явился,

от заинтересованного лица: не явился,

Установил:

Администрация Кировского района города Ростова-на-Дону обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Административной инспекции Ростовской области от 18.01.2012 № Р-24 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».



В судебное заседание не прибыли представители лиц, участвующих в деле.

Надлежащее извещение участников процесса подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о вручении заказной корреспонденции арбитражного суда.

Документов, подтверждающих уважительность неявки в судебное заседание, либо ходатайств об отложении судебного заседания, при уважительности оснований, лицами, участвующим в деле, не представлено.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правил статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд

Установил:

11.01.2012 по адресу г. Ростов-на-Дону, пре. Крепостной в границах ул. Текучева и ул. Туркенстанская главным специалистом Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области установлено ненадлежащее выполнение правил организации и благоустройства территории: не осуществлена организация работ по санитарной очистке территории общего пользования от твердых коммунальных отходов, бытовых отходов, отходов производства и потребления, что является нарушением ст. 5.1 Областного закона Ростовской области “Об административных правонарушениях“ от 25.10.2002 № 273-ЗС. Данный факт зафиксирован в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 11.01.2011.

12.11.2012 в отношении Администрация был составлен протокол № Р-24 об административном правонарушении.

18.01.2012 года Административной инспекцией вынесено Постановление № Р-24 по делу об административном правонарушении.

Указанным Постановлением Администрация при в совершении административного правонарушения и привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 5.1. Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» и в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным Постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил организации благоустройства и озеленения территорий поселений и городских округов, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 20000 до 50000 рублей.

Постановлением Администрации Ростовской области от 10.12.2010 № 441 «О создании Административной инспекции Ростовской области» создана Административная инспекция Ростовской области, действующая на основании Положения об Административной инспекции Ростовской области, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 17.03.2011 № 113 «Об утверждении Положения об Административной инспекции Ростовской области».

Административная инспекция Ростовской области рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.3, 4.1, 5.1-5.7, 8.2 настоящего Областного закона, в тех случаях, когда протоколы об указанных административных правонарушениях составлены должностными лицами указанного органа исполнительной власти Ростовской области.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Административной инспекции Ростовской области вправе руководитель указанного органа исполнительной власти Ростовской области, его заместитель, начальники межрайонных территориальных отделов указанного органа исполнительной власти Ростовской области (п. 2 ст. 10.8.1).



В соответствии со статьей 10.9 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.4, 2.7, а также статьями 2.3, 4.1, 5.1-5.7 в тех случаях, когда протоколы об указанных административных правонарушениях составлены в пределах их компетенции, установленной настоящим Областным законом.

Упомянутым Областным законом (статьями 2.3, 4.1, 5.1-5.7, 8.2) к полномочиям Административной инспекции Ростовской области относится: выявление достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; составление протоколов об административных правонарушениях; рассмотрение дел об административных правонарушениях; обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств совершенного административного правонарушения, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 29.08.2006 N 163 утверждены Правила благоустройства города Ростова-на-Дону в соответствии с которыми:

благоустройство - совокупность мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных условий для жизни и здоровья населения на территории города, включающих в себя уборку, содержание территории города и расположенных на ней объектов, а также поддержание чистоты и порядка всеми членами городского сообщества;

объекты благоустройства - улицы, площади, проезды, внутридворовые территории, бульвары, набережные, пляжи, парки, скверы и иные территории (в том числе озелененные); фасады зданий и сооружений и элементы их декора (в том числе: кровли, ограждения, защитные решетки, окна, балконы, лоджии, двери, карнизы, водосточные трубы, номерные знаки домов, подъездов и т.п.) и иные внешние элементы зданий и сооружений; урны и иные уличные мусоросборники, павильоны, киоски, палатки, телефонные кабины, скамьи, рекламные тумбы, стенды, щиты для газет, афиш и объявлений, наружная часть инженерных сооружений, детские и спортивные площадки, гаражи, автостоянки, автозаправочные станции, автомоечные комплексы, фонтаны, устройства наружного освещения и подсветки и иные объекты;

владелец объекта благоустройства (далее - владелец) - лицо (юридическое, физическое и индивидуальный предприниматель), которому объект благоустройства принадлежит на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды и иных правах;

уборка объекта благоустройства - выполнение работ по очистке от пыли, грязи, бытовых и промышленных отходов, органических отходов, образовавшихся в результате проведения уходных работ, снега, наледи, сорной растительности, очистке кровель, удалению грунтовых наносов, атмосферных осадков и их образований, подметанию, зачистке, мойке, поливке и т.п.;

организация работ по благоустройству, содержанию и уборке - это как непосредственное выполнение работ владельцем объекта благоустройства, так и выполнение их путем привлечения на договорных условиях подрядной организации. Организатор и непосредственный исполнитель в равной степени несут ответственность за качество работ по благоустройству, содержанию и уборке.

В соответствии с пунктом 1.4. Правил контроль за выполнением работ по содержанию и благоустройству территорий обязаны осуществлять в административных границах районов города - администрации районов.

В силу пункта 3.1 Правил владельцы обязаны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений.

Как следует из материалов дела, Администрации вменено ненадлежащее осуществление организации по санитарной очистку территории общего пользования от твердых коммунальных отходов, бытовых отходов, отходов производства и потребления.

В соответствии с Уставом города Ростова-на-Дону, утвержденным Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 9 апреля 1996 N 211 город Ростов-на-Дону является единым муниципальным образованием. Его деление на районы как внутригородские административно-территориальные единицы осуществляется в целях обеспечения оптимальной системы управления, приближения населения к создаваемым на территории районов органам местного самоуправления, расширения возможностей решения местных вопросов в интересах и с учетом мнения жителей различных районов города и не должно нарушать целостность городского муниципального образования.

Территория муниципального образования подразделяется на восемь районов города: Ворошиловский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Пролетарский, Советский. Границы районов определены актами об образовании этих районов и фиксируются в плане города.

Согласно пункту 24 статьи 21 Устава города Ростова-на-Дону к вопросам местного значения муниципального образования относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу статьи 51 Устава города Ростова-на-Дону районы в городе Ростове-на-Дону являются территориальными подразделениями единого городского муниципального образования. Администрация района, являясь территориальным органом Администрации города, осуществляющим отдельные исполнительно-распорядительные функции Администрации города, обладает собственной компетенцией.

Администрация района имеет статус юридического лица, обладает правами по созданию собственных структурных подразделений. Структура районной администрации разрабатывается на базе типовой городской структуры главой районной администрации и утверждается Мэром города.

Согласно статье 53 Устава города Ростова-на-Дону Администрация района как территориальный орган Администрации города осуществляет отдельные исполнительно-распорядительные функции Администрации города, закрепленные за районной администрацией настоящим Уставом, нормативно-правовыми актами городской Думы и Мэра города, Положением об администрации района.

Администрация района города обладает полномочиями по решению вопросов местного значения в том числе и содержание и благоустройство дорог местного значения и территорий районов, обеспечение санитарного благополучия населения (п. 27 ст. 53 Устава).

В соответствии с п. 1.1 Правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростова-на-Дону, утвержденной Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 18.12.2007 № 330 указанные Правила предназначены для регламентации деятельности при сборе, вывозе, переработке, утилизации и захоронении отходов производства и потребления, образующихся в процессе жизнедеятельности населения, производственной (хозяйственной) деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 3.1 Правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростова-на-Дону администрации районов в пределах их административных границ осуществляют организацию работ по санитарной очистке территорий, в том числе организуют очистку территорий общего пользования; устанавливают системы удаления отходов (контейнерная, бесконтейнерная), схемы сбора отходов; координируют действия организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, владельцев индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов в области обращения с отходами; информируют юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам сбора и вывоза отходов.

Раздел 11 Правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростова-на-Дону предусматривает ответственность за несоблюдение требований настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 11.1 Правил ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение настоящих Правил несут граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Таким образом, Администрация района, будучи юридическим лицом, в ведении которого находится содержание и благоустройство дорог местного значения и территорий районов, обеспечение санитарного благополучия населения является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».

Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено.

Суд Установил, что административным органом не нарушена процедура привлечение заявителя к административной ответственности.

Оспариваемое Постановление вынесено в присутствии законного представителя Шкуткова М.Ю., извещенного надлежащим образом о времени и месте с вынесения постановления, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривается заявителем.

Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.

Суд Установил, что обстоятельства отягчающие ответственность, отсутствуют.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое Постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности органом соблюдены, административным органом всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое Постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях», предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Решил:

В удовлетворении заявления Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю.В. Лебедева