Арбитражная практика

Решение от 06 апреля 2012 года № А32-5506/2012. По делу А32-5506/2012. Краснодарский край.

Решение

г. Краснодар Дело № А32-5506/2012

06 апреля 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 05.04.2012г.

Полный текст решения изготовлен 06.04.2012г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Крыловой М.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кавериной Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Комфорт», ст. Выселки

заинтересованное лицо: ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки

о признании недействительным решения

при участии в судебном заседании

от заявителя: Сиренко А.Н. – ликвидатор, ыдан Выселковским РОВД Краснодарского края 14.02.2003 г., Панченко Н.В. – представитель, доверенность от 05.04.2012г., ыдан Крымским РОВД Краснодарского края 24.03.2002 г.

от заинтересованного лица: Андриякина Н.Г. – представитель, доверенность № 03-11/00499 от 04.04.2012г.

Установил:

ООО «Комфорт», ст. Выселки обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки от 13.02.2012г. об отказе в государственной регистрации ООО «Комфорт» в связи с ликвидацией; об обязании ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки устранить допущенные нарушения и произвести государственную регистрацию ликвидации ООО «Комфорт».

Заявитель и заинтересованное лицо не возражают против завершения подготовки дела к судебному разбирательству.



Суд, с согласия заявителя и заинтересованного лица, завершил подготовку дела к судебному разбирательству и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Исследовав материалы дела, суд Установил.

Решением № 1/11 участника ООО «Комфорт», ст. Выселки от 27.10.2011г. было принято Решение о ликвидации ООО «Комфорт», ст. Выселки, назначении ликвидатор общества.

Объявление о ликвидации ООО «Комфорт» было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации».

ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки в ЕГРЮЛ были внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, о чем заявителю выданы свидетельства серии 23 № 007836784, серии 23 № 007836785, серии 23 № 008694017.

31 января 2012 г. заявитель обратился в ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

13 февраля 2012 г. ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки было принято Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», необходимых для государственной регистрации документов. Отказ мотивирован тем, что в окончательном ликвидационном балансе общества отражена задолженность, подтверждающая, что расчеты с кредиторами не завершены, представленный баланс противоречит нормам законодательства, определяющих порядок ликвидации юридического лица, не может быть принят в качестве условий соблюдения обществом установленного Гражданским кодексом и законом о государственной регистрации порядка ликвидации, а так же противоречит сведениям, указанным в заявлении о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный Федеральным Законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены.

Заявитель указал, что Решение ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией не соответствует требованиям действующего закона и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в течение двухмесячного срока для предъявления к заявителю требований кредиторов, требования к ликвидатору не предъявлялись, в адрес заявителя ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки не направлялись какие-либо документы, свидетельствующие о задолженности перед налоговой инспекцией, также не направлялось требование о включении в промежуточный ликвидационный баланс задолженности по обязательным платежам, пеням и штрафам. Заявитель полагает, что представленный на регистрацию ликвидационный баланс общества соответствует требованиям действующего законодательства, а якобы существующая задолженность перед бюджетом документально не подтверждена.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с данным заявлением.

Суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с его кредиторами и согласование вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.

Указанный перечень документов в силу прямого указания пункта 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ является исчерпывающим.

Согласно статье 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

При этом Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов на предмет их достоверности, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и данных о наличии (отсутствии) у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия этих документов по форме и содержанию требованиям нормативных актов.



Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителем на государственную регистрацию в связи с ликвидацией Общества в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы, при этом ликвидационный баланс общества свидетельствует об отсутствии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, сроке уплаты налога, данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с Решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании долга при ликвидации юридического лица в случае отказа ликвидационной комиссией в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения.

Как установлено судом Инспекция не представила доказательств, свидетельствующих о предъявлении Обществу требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке, в том числе направления требования об уплате налога в установленные законодательством сроки, проведении налоговой проверки ликвидируемого юридического лица и обращении в суд за принудительным взысканием задолженности в судебном порядке; до вынесения оспариваемого решения регистрирующим органом были внесены записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества.

Таким образом, суд Установил, что Общество представило в регистрирующий орган все необходимые документы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ, в том числе ликвидационный баланс.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «Комфорт», в связи с чем, Решение ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки, от 13.02.2012г. об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО «Комфорт», следует признать незаконным и следует обязать ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки, внести в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «Комфорт».

Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что основания, порядок уплаты и размер государственной пошлины установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Кодекса при их обращении в уполномоченные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса - “Государственная пошлина“.

При обращении в арбитражный суд государственная пошлина уплачивается до подачи заявления, искового заявления, жалобы (апелляционной, кассационной).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате сбора прекращается с его уплатой плательщиком. То есть после уплаты заявителем государственной пошлины в бюджет (что является условием обращения в арбитражный суд) отношения между плательщиком и государством, связанные с уплатой государственной пошлины, прекращаются.

Далее отношения по поводу понесенных стороной по делу расходов на уплату государственной пошлины регулируются нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 110 Кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц незаконными юридическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 2 тыс. рублей.

Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены особенности в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Кодекса в отношении сторон по делам искового производства.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения понесенных стороной по делу судебных расходов в случае, если Решение суда принято не в их пользу.

Таким образом, на основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины следует отнести на заинтересованное лицо.

На основании ст. 333.40 НК РФ в связи с тем, что истцом в доход федерального бюджета Российской Федерации внесена государственная пошлина в большем, чем это требовалось размере, сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату.

Руководствуясь ст. ст. 4, 9, 65, 110, 156, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Завершить подготовку дела к судебному разбирательству.

Признать недействительным Решение ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки от 13 февраля 2012г. об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО «Комфорт», ст. Выселки, в связи с ликвидацией.

Обязать ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки внести в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации прекращения деятельности ООО «Комфорт», ст. Выселки, в связи с ликвидацией

Взыскать с ИФНС РФ по Выселковскому району Краснодарского края, ст. Выселки в пользу ООО «Комфорт», ст. Выселки 2 000 руб. 00 коп. – расходов по уплате госпошлины.

Выдать ООО «Комфорт», ст. Выселки справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета РФ в сумме 2 000 руб. 00 коп., уплаченной по квитанции от 16.08.2011г.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

В соответствии со статьей 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после его принятия арбитражным судом первой инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края в пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья М.В. Крылова