Арбитражная практика

Решение от 06 апреля 2012 года № А51-2838/2012. По делу А51-2838/2012. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-2838/2012

06 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.А. Самофал

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Пузановой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Черкасова Александ (ИНН 253699936256, ОГРН 31125905300033, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя: 22.02.20011)

к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, зарегистрирован в качестве юридического лица: 21.06.2007, место нахождения: г. Владивосток, ул. Бородинская, 12)

при участии в заседании:

от заявителя – представитель А.В. Хетагуров на основании доверенности от 10.02.2012 сроком действия на 1 год

от ответчика – ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения имущественных и земельных отношений правового отдела Я.В. Тарасенко на основании доверенности от 27.12.2011 № 29/03/02-08/24555 сроком действия до 31.12.2012

Установил:

Индивидуальный предприниматель Черкасов Александр Васильевич (далее – предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – департамент земельных отношений, ответчик) от 02.12.2011 № 29/02/03-02/22467, и о понуждении департамента земельных отношений в семидневный срок обратиться в орган местного самоуправления для обеспечения выбора земельного участка примерной площадью 700 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Ильичева, 28, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта – объект бытового обслуживания.

В судебном заседании предприниматель заявленные требования поддержал, указав, что он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласовании места размещения объекта, однако департамент земельных отношений не направил в орган местного самоуправления его заявление для оформления акта выбора земельного участка для строительства, тем самым нарушил порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установленный пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

По мнению заявителя, департамент земельных отношений, не имея на то законных оснований, необоснованно принят оспариваемое Решение, не рассмотрел по существу обращение о предварительном согласовании места размещения объекта. Полагает, что оспариваемое Решение не соответствует статье 31 ЗК РФ, а также нарушает права и законные интересы заявителя, так как создает препятствия для получения земельного участка для целей размещения объекты предпринимательской деятельности.



Департамент земельных отношений заявленные требования не признает. Указывает, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, может быть сформирован собственникам помещений в жилом доме по ул. Колесника, 6, в г. Владивостоке, в связи с чем не может быть предоставлен предпринимателю.

Кроме того, ответчик считает, что в отсутствие в отношении спорного земельного участка принятого проекта планировки территорий и проекта межевания территории, утвержденного главой администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний, предоставление земельного участка в границах застроенной территории не представляется возможным.

На основании изложенного, департамент земельных отношений считает, что заявленные предпринимателем требования удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела судом установлено, что предприниматель А.В. Черкасов 03.11.2011 обратился в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в районе ул. Ильичева, 28, в г. Владивостоке.

Письмом от 02.12.2012 № 29/02/03-02/22467 департамент земельных отношений сообщил предпринимателю, что испрашиваемый им земельный участок попадает в границы земельного участка, который впоследствии может быть сформирован и предоставлен собственникам помещений в жилом доме по адресу: ул. Колесника, 6, в связи с чем отказал в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в районе ул. Ильичева, 28 в г. Владивостоке.

Не согласившись с Решением департамента земельных отношений, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, А.В. Черкасов обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленные предпринимателем требования подлежат частичному удовлетворению в ввиду следующего.

В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном ЗК РФ.

На территории Владивостокского городского округа органом, обладающим полномочиями по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, является департамент земельных отношений, что предусмотрено Законом Приморского края от 18.12.2006 № 21-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», Постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 № 263-па «О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края».

В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункту 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ и состоит из выбора земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Материалами дел подтверждается, что обращение предпринимателя содержало все необходимые сведения, испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц, не является ограниченным в обороте, однако департамент земельных отношений необоснованно отказал в его предварительном согласовании сославшись на то, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок может быть предоставлен для эксплуатации многоквартирного жилого дома по ул. Колесника, 6.

Как следует из представленных в материалы дела кадастрового плана территории от 05.09.2011 № 25/00-11-95666, схемы территории в масштабе 1:2000, испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в районе дома 28 по ул. Ильичева в г. Владивостоке и не прилегает к территории жилого дома № 6 по ул. Колесника.



Кроме того, в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того что площадь испрашиваемого участка заявителем указана как ориентировочная, ответчик документально не обосновал наложение границ испрашиваемого предпринимателем земельного участка на границы иного земельного участка (с указание площади наложения и возможными вариантами выбора места размещения предполагаемого объекта строительства).

Несмотря на это департамент земельных отношений, в нарушение порядка предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, установленного действующим земельным законодательством, необоснованно направил предпринимателю отказ в предоставлении земельного участка, формально указав на то, что земельный участок попадает в границы земельного участка, который впоследствии может быть сформирован и предоставлен собственникам помещений в жилом доме по адресу: ул. Колесника, 6.

Иные доводы, изложенные в письменном отзыве и озвученные в судебном заседании департаментом земельных отношений, а именно: отсутствие в отношении спорного земельного участка принятого проекта планировки территорий и проекта межевания территории, утвержденного главой администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний, судом отклоняются виду следующего.

Согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не вправе выходить за пределы заявленных требований.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением, поскольку посчитал незаконным отказ в предварительном согласовании места размещения объекта строительства на испрашиваем им земельном участка, по основаниям, изложенным в письме от 02.12.2011 № 29/02/03-02/22467. Однако на момент вынесения оспариваемого решения таких оснований для отказа департаментом земельных отношений, как отсутствие в отношении спорного земельного участка принятого проекта планировки территорий и проекта межевания территории, утвержденного главой администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний, выявлено не было.

При таких обстоятельствах, суд не может принимать в качестве обоснования правомерности принятия оспариваемого решения иные обстоятельства, которые не легли в основу его принятия.

Указанная правовая позиция выражена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определении от 19.01.2012 № ВАС-17434/11 во взаимосвязи с Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.10.2011 № Ф03-4639/2011.

На основании изложенного, судом сделан вывод, что реализуя возложенные на органы государственной власти субъекта Российской Федерации функции по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, департамент земельных отношений, с учетом требования статей 30, 31 ЗК РФ, необоснованно принял оспариваемое Решение.

Решение ответчика нарушает права и законные интересы предпринимателя, в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ввиду того, что препятствует реализации права на приобретение земельного участка в целях строительства.

В соответствии со статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконным решения департамента земельных отношений от 02.12.2011 № 29/02/03-02/22467 подлежит удовлетворению.

Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа, осуществляющих публичные полномочия, принять Решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права заявителя.

Принимая во внимание, что департаментом земельных отношений не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю спорного земельного участка для строительства исходя из отсутствия или наличия иных оснований для отказа, чем те которые указаны в письме от 02.12.2011 № 29/02/03-02/22467, суд полагает необходимым обязать департамент земельных отношений повторно рассмотреть заявление предпринимателя А.В. Черкасова, в соответствии со статьей 34 ЗК РФ.

Государственная пошлина по заявлению в размере 200 рублей в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается с ответчика, поскольку освобождение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок распределения судебных расходов на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать незаконным Решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 02.12.2011 № 29/02/03-02/22467 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 700 кв.м, расположенного в районе ул. Ильичева, 28, г. Владивостоке, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта – объект бытового обслуживания, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в установленный законом срок с момента принятия судебного решения повторно рассмотреть обращение индивидуального предпринимателя Черкасова Александ о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 700 кв.м, расположенного в районе ул. Ильичева, 28, г. Владивостоке, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта – объект бытового обслуживания.

Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу индивидуального предпринимателя Черкасова Александ 200 (двести) руб. судебных расходов виде государственной пошлины по заявлению.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Д.А. Самофал