Арбитражная практика

Решение от 05 апреля 2012 года № А47-4943/2012. По делу А47-4943/2012. Оренбургская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 460000, г. Оренбург, ул. Володарского, 39 e-mail: info@orenburg.arbitr.ru http://www.оrenburg.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации Решение

г. Оренбург

05 апреля 2012 года Дело № А47-4943/2012

Резолютивная часть решения объявлена 04.04.2012г.

Полный текст решения изготовлен 05.04.2012г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хачатрян С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге (ОГРН 1065658011869, ИНН 5610112152) к индивидуальному предпринимателю к индивидуальному предпринимателю Надобных Алекс г. Оренбург (ОГРНИП 304561034900040, ИНН 561011656503) о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 1039 руб. 20 коп.,

При участии представителей:

от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 2 ст. 123 АПК РФ;

от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд завершил предварительное судебное заседание и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании.

Установил:

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - управление, страховщик) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Индивидуальному предпринимателю Надобных Алекс г. Оренбург (ОГРНИП 304561034900040, ИНН 561011656503) о взыскании финансовых санкций в сумме 1039 руб. 20 коп. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования.

Ответчик не представил в материалы судебного дела отзыв на заявление, доказательства своевременного исполнения обязанности, либо уплаты суммы штрафа.

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом первой инстанции установлено следующее.

Управлением установлен факт непредставления своевременно следующих сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период - 2010 год (календарный год):

опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР по форме АДВ-6-2,



сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование по форме СЗВ-6-1.

Страховщиком составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании, на основании которого управлением принято Решение от 25.07.2011 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно указанному решению предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в сумме 1 039 рублей 20 копеек.

В адрес ответчика направлено требование от 25.08.2011 об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

В связи с тем, что названное требование в установленный срок не исполнено, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о принудительном взыскании финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей, подтверждены.

Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон об индивидуальном учете, Закон № 27-ФЗ) понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного закона сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 11 Закона об индивидуальном учете определено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения:

страховой номер индивидуального лицевого счета;

фамилию, имя и отчество;



сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно ст. 19 Закона об индивидуальном учете Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, Инструкция N 987н).

Согласно пп. «а» п. 4 указанной инструкции к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся физические лица, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ), в том числе, индивидуальные предприниматели.

При этом, в соответствии с пп. «б» п. 5 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета в целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета страхователями признаются застрахованные лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, поименованные в пункте 4 настоящей Инструкции.

Пунктом 42 Инструкции N 987н определено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, до 1 марта, следующего за истекшим календарным годом, представляет в территориальный орган фонда сведения об уплаченных страховых взносах за отчетный период вместе с копией платежного документа и расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Постановлением Правлением Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению (далее - Постановление N 192п). Согласно п. 68 указанного постановления опись сведений, передаваемых страхователем (форма АДВ-6-2), содержит данные в целом по страхователю, представляется в территориальный орган ПФР и сопровождает пачки документов и реестров входящих исходных сведений АДВ-6-3, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, представляемых, начиная с 2010 года, а также в составе пачек документов и реестров входящих корректирующих (отменяющих) сведений за периоды с 2010 года.

В соответствии с п. 71 Постановления N 192п сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица представляется страхователем (работодателем) или физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в территориальный орган ПФР.

Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (форма СЗВ-6-1) представляется, в случае если в отчетном периоде необходимо указать отпуск без сохранения содержания и (или) получение пособия по временной нетрудоспособности и (или) работу застрахованного лица с необходимостью заполнения реквизитов “территориальные условия труда (код)“, “особые условия труда (код)“, “исчисление страхового стажа“, “условия для досрочного назначения трудовой пенсии“.

Таким образом, в целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы (индивидуальными предпринимателями) предусмотренные п. 5 ст. 11 Закона об индивидуальном учете сведения представляются по форме АДВ-6-2, а так же по форме СЗВ-6-1 (в установленных случаях).

Как следует из материалов дела, ответчиком предусмотренная п. 5 ст. 11 Закона об индивидуальном учете, п. 42 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета обязанность в установленный законом срок (не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом) не исполнена.

Следовательно, факт нарушения ответчиком обязательных требований подтвержден материалами дела, не оспаривается ответчиком и его следует считать доказанным в соответствии со ст.ст. 65, ч. 4 ст. 215 АПК РФ.

В абзаце третьем статьи 17 Закона об индивидуальном учете установлена ответственность в виде финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“.

Стоимость страхового года определяется в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ стоимость страхового года - определяемая в соответствии с частью 2 настоящей статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443 «О стоимости страхового года на 2010 год» утверждена стоимость страхового года на 2010 год в размере 10 392 рубля исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 57 Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ на 2010 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом “О минимальном размере оплаты труда“ на 1 января 2010 г.

Следовательно, установленный абз. 3 ст. 17 Закона об индивидуальном учете размер финансовой санкции составляет 1 039 рублей 20 копеек (10 392 х 10 %).

Как следует из решения управления, страховщиком сумма штрафа исчислена исходя из стоимости страхового года, за который не были своевременно представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчиком страховые взносы должны быть уплачены за соответствующий отчетный период (календарный год) в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что расчет суммы финансовой санкции заявителем произведен верно, сумма штрафа рассчитана в виде 10 процентов причитающихся за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сведения о нарушениях установленного порядка рассмотрения материалов проверки и обращения к взысканию суммы штрафа в материалах дела отсутствуют.

Ответчиком не представлено доказательств уплаты сумм штрафа в связи с чем, имеются основания для взыскания суммы задолженности.

В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Частью 1 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения признаны: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Таким образом, на основании п. 4 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ судом при рассмотрении дела могут быть признаны смягчающими ответственность иные обстоятельства, не указанные в п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Поскольку при применении смягчающих ответственность обстоятельств минимальный размер санкции Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ не установлен, суд считает, что размер штрафа должен определяться в каждом конкретном случае исходя из соразмерности санкции характеру совершенного правонарушения и оценки возможности предупреждения совершения новых правонарушений.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 44 указанного закона, обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение правонарушения, признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Санкции штрафного характера, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 марта 1998 года по делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации и Постановлении от 12 мая 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

В пункте 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР“ и Законов Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и “О федеральных органах налоговой полиции“ разъяснен принцип соразмерности. При этом, указано, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. Судом установлено, что ответчиком вменяемое правонарушение совершено впервые, доказательства обратного заявителем в материалы судебного дела не представлены.

При этом, следует учитывать, что спорное правонарушение нарушает права и законные интересы страховщика, однако, указанное правонарушение совершено лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы. Соответственно, в результате совершения спорного правонарушения в части, касающейся индивидуального учета, не могут наступить неблагоприятные последствия иных застрахованных лиц кроме касающихся самого плательщика страховых взносов.

Таким образом, судом на основании п. 4 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ смягчающими ответственность обстоятельствами признаются: - факт совершения правонарушения, предусмотренного абз. 3 ст. 17 Закона об индивидуальном учете, впервые,

наличие вины в совершении правонарушения в форме неосторожности (отсутствие умысла в совершении правонарушения),

отсутствие в части, касающейся индивидуального учета, угрозы причинения вреда застрахованным лицам (за исключением самого правонарушителя - плательщика страховых взносов).

Изучив материалы дела, учитывая характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя и наличие указанных смягчающих ответственность обстоятельств суд считает возможным снизить сумму штрафа в десять раз, то есть до 103 рублей 92 копеек (1 039,2/ 10), чем будут достигнуты цели наказания по предупреждению совершения новых правонарушений и исправлению лица, привлекаемого к ответственности. При таких обстоятельствах требования подлежат удовлетворению частично. Государственная пошлина, подлежащая уплате по делу, в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на ответчика и подлежит взысканию в доход Федерального бюджета Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Согласно п. 4 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

Названные нормы не содержат каких-либо дополнительных условий о размере государственной пошлины в этом случае.

Следовательно, и минимальный размер государственной пошлины, предусмотренный ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иска, подлежит распределению пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Таким образом, государственная пошлина в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 110 АПК РФ, п. 4 ст. 333.22 НК РФ подлежит уплате ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных требований, а именно, государственная пошлина в размере 200 рублей (2 000/ 10) подлежит взысканию с ответчика в доход Федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Взыскать с индивидуального предпринимателя Надобных Алекс (г. Оренбург, ОГРНИП 304561034900040, ИНН 561011656503. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 14.12.2004г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга) в доходы Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в сумме 103 (сто три) рублей 92 (девяноста два) копеек за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования.

Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. 3. Расходы по уплате государственной пошлины возложить на ответчика. Взыскать с индивидуального предпринимателя Ряховской Ю (г. Оренбург, ОГРНИП 304561027400295, ИНН 561011028516, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 30.09.2004г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга) в доход Федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга в порядке ст.ст. 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск).

Судья Т.В. Сердюк