Арбитражная практика

Решение от 06 апреля 2012 года № А57-4540/2012. По делу А57-4540/2012. Саратовская область.

Решение

город Саратов Дело № А57-4540/2012

Резолютивная часть решения оглашена – 02.04.2012 г.

Полный текст решения изготовлен – 06.04.2012 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой В.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области, г. Саратов

к Автономному учреждению Саратовского муниципального района Саратовской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Саратовского муниципального района», р.п. Соколовый Саратовской области

о взыскании налоговой санкции в размере 1 441 руб. 55 коп.

при участием в заседании:

от заявителя – Ахмеджанов Р.Р., доверенность № 02-01-23/000869 от 30.01.2012 года

от заинтересованного лица – не явились

Установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о взыскании с Автономного учреждения Саратовского муниципального района Саратовской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Саратовского муниципального района» налоговой санкции в размере 1 441 руб. 55 коп.

В судебное заседание, назначенное на 26.03.2012 г. на 10 час. 00 мин., явился представитель заявителя, который поддержал заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом (уведомление № 76165).

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 02.04.2012 года на 14 час. 45 мин.

Рассмотрев материалы дела, суд Установил, что Автономное учреждение Саратовского муниципального района Саратовской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Саратовского муниципального района» является плательщиком налога на прибыль и в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ обязано представлять в налоговый орган налоговые декларации по данному налогу в установленные законом сроки.

Как установлено материалами дела, 06.04.2011 года налогоплательщиком в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 2010 год, в соответствии с которой к уплате в федеральный бюджет подлежит 3 203 руб., в бюджет субъекта РФ – 28 831 руб.

29.03.2011 года Автономное учреждение Саратовского муниципального района Саратовской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Саратовского муниципального района» уплатило налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 3 203 руб.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 2010 год, по результатам которой составлен Акт № 2900 от 11.07.2011 года.

24.08.2011 года Инспекцией было вынесено Решение № 2716, в соответствии с которым, Автономное учреждение Саратовского муниципального района Саратовской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Саратовского муниципального района» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль за 2010 год, в виде взыскания штрафа в размере 1 441 руб. 55 коп.

28.09.2011 года Инспекцией было выставлено требование № 8078 об уплате штрафа в сумме 1 441 руб. 55 коп. в срок до 18.10.2011 года.

Указанное требование направлено налогоплательщику 05.10.2011 года, о чем свидетельствует список заказных отправлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области.

Поскольку обязанность по уплате штрафных санкций в сумме 1 441 руб. 55 коп. не была исполнена налогоплательщиком в добровольном порядке, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с названными требованиями.

Исследовав материалы дела, суд основывается на следующем.

Согласно п/п. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На основании п. 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.

Согласно п. 4 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

В соответствии с п. 5 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

На основании п. 6 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Нарушение установленного срока представления налоговой декларации является основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (действующей в спорный период) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

На основании положений п. 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, срок представления налоговой декларации по налогу на прибыль за 2010 год - 28.03.2011 года, в то время как декларация представлена – 06.04.2011 года.

В подпунктах 9 и 14 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право взыскивать недоимки, пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, а также право предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

По общему правилу, закрепленному в статье 45 НК РФ, взыскание налоговых санкций производится в бесспорном (внесудебном) порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

Исключения из общего правила о бесспорном (внесудебном) порядке взыскания налоговыми органами с налогоплательщиков налоговых санкций приведены в подпунктах 1-3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, а также пункте 3 статьи 46 НК РФ.

Исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.

Пунктом 8 статьи 45 НК РФ установлено, что правила этой статьи применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов. Следовательно, исходя из пунктов 2 и 8 статьи 45 НК РФ с учреждения взыскание пеней может производиться только в судебном порядке.

Кроме того, согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“, взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 НК РФ.

Указанные выводы подтверждаются положениями статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации “Иммунитет бюджетов“, в которой указано, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 46 Кодекса налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании налога, пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.

Как установлено судом, требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области № 8078 выставлено по состоянию на 28.09.2011 года.

Указанным требованием установлен срок для добровольного исполнения до 18.10.2011 года.

Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа 03.02.2012 года. Соответственно, шестимесячный срок на обращение в суд заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что налоговый орган доказал обстоятельства, послужившие основанием для взыскания суммы налоговой санкции в размере 1 441 руб. 55 коп. в судебном порядке.

В частности, в материалы дела представлено Решение № 2716 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.08.2011 года, в соответствии с которым, налогоплательщику начислена сумма штрафа в размере 1 441 руб. 55 коп. Указанное Решение не было обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган и вступило в законную силу.

Размер заявленной к взысканию суммы налоговой санкции документально подтвержден.

Требования статей 69, 70, 88, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок досудебного урегулирования спора и процедуры проведения проверки, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области соблюдены.

Доказательств, опровергающих заявленные требования налогового органа и нарушение процедуры взыскания суммы налоговой санкции в судебном порядке, налогоплательщиком не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований налогового органа в полном объеме.

В соответствии со ст.ст. 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям.

С учетом п. 2 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

В данных обстоятельствах, учитывая то, что заинтересованное лицо является муниципальным учреждением, финансируемым из бюджета, а также принимая во внимание незначительность суммы задолженности, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 100 руб.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области удовлетворить.

Взыскать с Автономного учреждения Саратовского муниципального района Саратовской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Саратовского муниципального района», дата регистрации в качестве юридического лица: 02.02.2010 года, ИНН 6432007766, местонахождение: р.п. Соколовый Саратовского района Саратовской области, ул. Танкистов, д. 45, в бюджет в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области, дата регистрации в качестве юридического лица: 30.12.2004 года, ИНН 6450604885, местонахождение: г. Саратов, ул. Соколовогорская, 8 «а» налоговые санкции в сумме 1 441 руб. 55 коп.

Взыскать с Автономного учреждения Саратовского муниципального района Саратовской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Саратовского муниципального района», дата регистрации в качестве юридического лица: 02.02.2010 года, ИНН 6432007766, местонахождение: р.п. Соколовый Саратовского района Саратовской области, ул. Танкистов, д. 45, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 руб.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области В.В. Землянникова