Арбитражная практика

Решение от 06 апреля 2012 года № А47-4448/2012. По делу А47-4448/2012. Оренбургская область.

Решение

г. Оренбург Дело № А47-4448/2012

06 апреля 2012 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи А.А. Александрова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.П. Войцеховской, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Оренбурге к индивидуальному предпринимателю Тагировой Эльмире о взыскании финансовых санкций в сумме 1039 рублей 20 копеек за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования,

в порядке, установленном ч. 4 ст. 137 АПК РФ, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции,

при участии представителей:

от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 2 ст. 123 АПК РФ;

от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ.

Установил:

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – управление, страховщик) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Тагировой Эльмире (далее – ответчик, предприниматель) о взыскании штрафных санкций в сумме 1 039 рублей 20 копеек (далее – спорная сумма).

Ответчик не представил в материалы судебного дела отзыв на заявление, доказательства своевременного исполнения обязанности, либо уплаты суммы штрафа.



При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом первой инстанции установлено следующее.

Управлением установлен факт непредставления своевременно следующих сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период – 2010 год (календарный год):

опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР по форме АДВ-6-2,

сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование по форме СЗВ-6-1.

Страховщиком составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании, на основании которого управлением принято Решение от 11.07.2011 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно указанному решению предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в сумме 1 039 рублей 20 копеек.

В адрес ответчика направлено требование от 17.08.2011 об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.



Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном учете, Закон № 27-ФЗ) понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного закона сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 11 Закона об индивидуальном учете определено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет определенные указанной нормой права сведения.

Согласно ст. 19 Закона об индивидуальном учете Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее – Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, Инструкция N 987н).

Согласно пп. «а» п. 4 указанной инструкции к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся физические лица, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (далее – Закон N 212-ФЗ), в том числе, индивидуальные предприниматели.

При этом, в соответствии с пп. «б» п. 5 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета в целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета страхователями признаются застрахованные лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, поименованные в пункте 4 настоящей Инструкции.

Пунктом 42 Инструкции N 987н определено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, до 1 марта, следующего за истекшим календарным годом, представляет в территориальный орган фонда сведения об уплаченных страховых взносах за отчетный период вместе с копией платежного документа и расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Постановлением Правлением Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению (далее – Постановление N 192п).

Из п. 68, 71 Постановления N 192п следует, что в целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы (индивидуальными предпринимателями) предусмотренные п. 5 ст. 11 Закона об индивидуальном учете сведения представляются по форме АДВ-6-2, а так же по форме СЗВ-6-1 (в установленных случаях).

Как следует из материалов дела, ответчиком предусмотренная п. 5 ст. 11 Закона об индивидуальном учете, п. 42 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, обязанность в установленный законом срок (не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом) не исполнена.

Следовательно, факт нарушения ответчиком обязательных требований подтвержден материалами дела, не оспаривается ответчиком и его следует считать доказанным в соответствии со ст.ст. 65, ч. 4 ст. 215 АПК РФ.

В абзаце третьем статьи 17 Закона об индивидуальном учете установлена ответственность в виде финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС».

Стоимость страхового года определяется в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС».

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ стоимость страхового года - определяемая в соответствии с частью 2 настоящей статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443 «О стоимости страхового года на 2010 год» утверждена стоимость страхового года на 2010 год в размере 10 392 рубля исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 57 Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ на 2010 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом “О минимальном размере оплаты труда“ на 1 января 2010 г.

Следовательно, установленный абз. 3 ст. 17 Закона об индивидуальном учете размер финансовой санкции составляет 1 039 рублей 20 копеек (10 392 х 10 %).

Как следует из решения управления, страховщиком сумма штрафа исчислена исходя из стоимости страхового года, за который не были своевременно представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчиком страховые взносы должны быть уплачены за соответствующий отчетный период (календарный год) в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что расчет суммы финансовой санкции заявителем произведен верно, сумма штрафа рассчитана в виде 10 процентов причитающихся за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Сведения о нарушениях установленного порядка рассмотрения материалов проверки и обращения к взысканию суммы штрафа в материалах дела отсутствуют.

Ответчиком не представлено доказательств уплаты сумм штрафа в связи с чем, имеются основания для взыскания суммы задолженности.

В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ судом при рассмотрении дела могут быть признаны смягчающими ответственность иные обстоятельства, не указанные в п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Поскольку при применении смягчающих ответственность обстоятельств минимальный размер санкции Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ не установлен, суд считает, что размер штрафа должен определяться в каждом конкретном случае исходя из соразмерности санкции характеру совершенного правонарушения и оценки возможности предупреждения совершения новых правонарушений.

Судом установлено, что ответчиком вменяемое правонарушение совершено впервые, доказательства обратного заявителем в материалы судебного дела не представлены.

При этом, следует учитывать, что спорное правонарушение нарушает права и законные интересы страховщика, однако, указанное правонарушение совершено лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы. Соответственно, в результате совершения спорного правонарушения в части, касающейся индивидуального учета, не могут наступить неблагоприятные последствия иных застрахованных лиц кроме касающихся самого плательщика страховых взносов.

Таким образом, судом на основании п. 4 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ смягчающими ответственность обстоятельствами признаются:

факт совершения правонарушения, предусмотренного абз. 3 ст. 17 Закона об индивидуальном учете, впервые,

наличие вины в совершении правонарушения в форме неосторожности (отсутствие умысла в совершении правонарушения),

отсутствие в части, касающейся индивидуального учета, угрозы причинения вреда застрахованным лицам (за исключением самого правонарушителя – плательщика страховых взносов).

Изучив материалы дела, учитывая характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя и наличие указанных смягчающих ответственность обстоятельств суд считает возможным снизить сумму штрафа в десять раз, то есть до 103 рублей 92 копеек (1 039,2/ 10), чем будут достигнуты цели наказания по предупреждению совершения новых правонарушений и исправлению лица, привлекаемого к ответственности.

При таких обстоятельствах требования подлежат удовлетворению частично.

Государственная пошлина, подлежащая уплате по делу, в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на ответчика и подлежит взысканию в доход Федерального бюджета Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Таким образом, государственная пошлина в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 110 АПК РФ, п. 4 ст. 333.22 НК РФ подлежит уплате ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных требований, а именно, государственная пошлина в размере 200 рублей (2 000/ 10) подлежит взысканию с ответчика в доход Федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Взыскать с индивидуального предпринимателя Тагировой Эльмиры (г. Оренбург, ОГРН 308565833800261, ИНН 560900237406; зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 03.12.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области, г. Оренбург) в доход Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в сумме 103 (сто три) рублей 92 (девяноста два) копеек за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования.

Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Тагировой Эльмиры (г. Оренбург, ОГРН 308565833800261, ИНН 560900237406; зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 03.12.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области, г. Оренбург) в доход Федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Исполнительный лист выдать Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья А.А. Александров