Арбитражная практика

Решение от 17 января 2012 года № 2-388/2011. Решение от 17 января 2012 года № 2-388/2011. Приморский край.

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи: Пяловой Л.Н.

при секретаре: Гайчук С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности,

Установил:

Прокурор <адрес> в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности.

В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с представителем МБДОУ «<данные изъяты>» проведено обследование территории детского сада, в результате чего выявлено отсутствие на шести детских площадках теневых навесов.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее <данные изъяты>.

МБДОУ «Центр <данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением, собственником которого является муниципальное образование, которое несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

На бюджетное учреждение возложена обязанность по содержанию недвижимого имущества за счет средств бюджета муниципального образования. В свою очередь обязанность по обустройству прилегающей территории возложена на органы местного самоуправления.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

В образовательных учреждениях независимо от организационно – правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.

Неисполнение администрацией <адрес> обязанности по обустройству теневыми навесами территории дошкольного учреждения, влечет нарушения прав неопределенного круга лиц малолетних детей на охрану здоровья в период их воспитания, обучения, развития.

В связи с тем, что места в муниципальные дошкольные учреждения предоставляются детям в течение всего календарного года, эксплуатация теневых навесов осуществляется постоянно, неограниченное количество лет, то установить круг лиц, из числа малолетних, чьи права нарушаются, не представляется возможным.

Истец просит обязать администрацию <адрес> установить на шести детских площадках МБДОУ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> теневые навесы, соответствующие требованиям п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Также истец просит взыскать с администрации <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты>.



В судебном заседании представитель истца иск поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца представил дополнительные пояснения, в которых указал, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников путем соответствия инфраструктуры образовательного учреждения условиями здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают соответствие и состояния и содержания территории требованиям санитарных правил.

На органы местного самоуправления возложена обязанность по обустройству прилегающих к ним территорий. Установка теневых навесов на детских прогулочных площадках образовательных учреждений является действием по обустройству прилегающей территории.

Представитель администрации <адрес> иск не признал, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В материалах дела отсутствуют доказательства наличия обращений в органы прокуратуры о фактах нарушения законодательства.

Учредитель юридического лица или собственник имущества не отвечают по обязательствам юридического лица. Детский сад отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Ответственность учредителя по обязательствам учрежденного им юридического лица не предусмотрена.

Формирование муниципального заказа состоит подготовки сводного плана муниципального заказа и подготовки графика размещения муниципального заказа.

Сводный план муниципального заказа администрации <адрес> формируется на основании планов размещения муниципальных заказов на очередной финансовый год. Данные планы должны быть подготовлены по форме в течение 10 рабочих дней после утверждения Думой <адрес> бюджета на очередной финансовый год.

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Муниципальные бюджетные учреждения <адрес>, являются самостоятельными муниципальными заказчиками, осуществляющими размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в порядке, установленном действующим законодательством.

Детский сад вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение детского сада и принадлежат ему на праве оперативного управления.

Детский сад вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Кроме того, установка теневых навесов по причине ограниченности территории дошкольного учреждения является нецелесообразной.

Представитель МБДОУ «<данные изъяты>» иск не признала, пояснила, что детский сад не нуждается в теневых навесах, так как на территории много зелени. Территория детского сада большая, на ней возможно установить шесть теневых навесов, но они в них не нуждаются. Техническим паспортом не предусмотрены теневые навесы. С заявкой об их установке они не обращались. Детский сад расчитан на 12 групп, но в настоящее время работает 6 групп.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению.

Право каждого на образование гарантировано ст. 43 Конституции Российской Федерации.



Наряду с воспитанием родителей своих малолетние несовершеннолетние дети получают образование в общеобразовательных дошкольных учреждениях.

Мероприятия по воспитанию детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений регулируются Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) “Об образовании“ во взаимодействии с другим законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом споре прокурор выступает в защиту законных прав и интересов неопределенного круга несовершеннолетних граждан, в защиту принадлежащего им права на охрану здоровья.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведено обследование территории детского сада МБДОУ «<данные изъяты>».

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки установлено, что на территории дошкольного учреждения функционирует шесть прогулочных групповых площадок, теневые навесы на которых отсутствуют.

Согласно справке заведующего МБДОУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ предельная наполняемость детского сада составляет 120 детей. Количество групп в дошкольном учреждении составляет шесть групп, каждая из которых имеет свою прогулочную площадку. Теневых навесов на прогулочных площадках нет.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 N 2106 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников“ установлены требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, в том числе соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения; наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил.

Согласно п.3.9 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 м? на одного ребенка.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено доказательств подтверждающих обустройство каждой групповой площадки теневым навесом, площадью из расчета не менее 2 м? на одного ребенка.

Суд признает состоятельным довод представителя истца о том, что МБДОУ «<данные изъяты>» является муниципальным учреждением, обязанность по содержанию недвижимого имущества осуществляется за счет средств муниципального бюджета.

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, отвечающее по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Правовое положение формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) “О некоммерческих организациях“ (ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В соответствии со ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В соотвествии со ст.ст. 30, 32, 46 Устава <адрес> администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, управляет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего имущества.

Устройство теневых навесов на групповых площадках производится на прилегающей территории, обустройство которой в соответствии со ст. 31 ФЗ «Об образовании» относится к компетенции органов местного самоуправления.

Из анализа вышесказанного следует, что бюджетные общеобразовательные дошкольные учреждения обязаны содержать недвижимое и иное ценное движимое имущество за счет средств бюджета муниципального образования. Образовательное учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за этим учреждением имущества.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о возложении обязанности на администрацию <адрес>, а именно установить на шести детских площадках МБДОУ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> теневые навесы, соответствующие требованиям п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данные мероприятия по обустройству прилегающей территории, в том числе оборудование прилегающей детской площадки относится к компетенции органов местного самоуправления.

Требование о взыскании с администрации <адрес> государственной пошлины в размере <данные изъяты> удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии с п. 9 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации местные органы власти освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить теневые навесы на 6 детских площадках МБДОУ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.

Прокурору <адрес> отказать в удовлетворении требования о взыскании с администрации <адрес> в доход государства пошлины в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца.

Судья Ленинского районного суда

г. Владивостока Л.Н. Пялова

При наполнении данного сайта справочной информацией использованы следующие подсистемы ГАС Правосудие:

Судебное делопроизводство и статистика. Судимость. Банк судебных решений.