Арбитражная практика

Постановление от 05 апреля 2012 года № А03-14315/2011. По делу А03-14315/2011. Российская Федерация.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

Постановление

г. Томск Дело № 07АП-2337/12

05 апреля 2012

резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012

текст постановления изготовлен в полном объеме 05 апреля 2012

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л. И. Ждановой

судей: М. Х. Музыкантовой, О. А. Скачковой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л. М.

с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Зинов П. В. по доверенности от 04.10.2011 года (сроком на 3 года)

от заинтересованного лица: Новикова Ю. А. по доверенности от 01.11.2011 года (сроком на 1 год), Андреева С. Ю. по доверенности от 14.11.2011 года (сроком на 1 год)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Алтайскому краю, г. Камень-на-Оби



на Решение Арбитражного суда Алтайского края

от 17 января 2012 года по делу № А03-14315/2011 (судья Пономаренко С. П.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Береговое» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Алтайскому краю о признании недействительным требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 613 от 22.09.2011 и решения № 10909 от 17.07.2011 в части,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Береговое» (ИНН/КПП 2262002986/226201001) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признания недействительным решения № 10909 от 12.07.2011 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения уплатить 357 832 рубля земельного налога, соответствующие пени и штраф, начисленный на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) земельного налога, о признании недействительным требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 613 от 22.09.2011.

Решением суда от 17.01.2012 признаны недействительными Решение Инспекции от 12.07.2011 № 10909 в части предложения уплатить 356 395,46 рублей земельного налога,13 848,45 рублей пеней по земельному налогу, 70 557 рублей штрафа и требование Инспекции об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 613 от 22.09.2011 в части предложения уплатить 365 182,46 рубля земельного налога,13 848,95 рублей пеней по земельному налогу, 70 557 рублей штрафа.

Не согласившись с указанным Решением суда первой инстанции в части удовлетворенных требований заявителя, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить Решение суда в данной части и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.

В обоснование жалобы Инспекция указывает, что исчисление земельного налога не зависит от вида деятельности налогоплательщика и от объектов, расположенных на земельном участке; внесение в 2011 году изменений в разрешенное использование земельного участка не влияет на налоговые правоотношения 2010 года.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая Решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2010 год с составлением акта камеральной налоговой проверки № 8262 от 08.06.2011.

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки Инспекцией принято Решение от 12.07.2011 № 10909, которым доначислен земельный налог в размере 366 619 рублей, начислены пени по земельному налогу в сумме 13 860,46 рублей, Общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 70 557 рублей.

Управлением Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Инспекцией выставлено требование № 613 от 22.09.2011, которым Обществу предложено в срок до 04.10.2011 погасить задолженность по земельному налогу в сумме 366 619 рублей, пеню в сумме 13 860,46 рублей, штраф в сумме 70 557 рублей.



Не согласившись с указанными Решением и требованием Инспекции, Общество оспорило их в судебном порядке.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое Решение, пришел к выводу о необходимости определения налоговой базы по земельному налогу за 2010 год, исходя из фактического использования «для сельскохозяйственного производства», в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка составит 180 769,52 рублей.

Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований

Пунктом 1 статьи. 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, для определения суммы земельного налога необходимо определить кадастровую стоимость земельного участка и процентную ставку налога.

Из материалов дела следует, что спор между Обществом и налоговым органом возник в связи с определением размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:32:010010:0016.

Налоговый орган, определяя кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 23 940 423 рублей, исходил из сведений ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю по состоянию на 01.01.2010 и кадастровой выписки от 01.07.2011 № 22/11-47964.

Вместе с тем, Инспекцией не учтено, что в силу статьи 66 Земельного кодекса РФ (редакция, действовавшая в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Постановлением Администрации Алтайского края № 546 от 28.12.2009 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края» установлены средние уровни кадастровой стоимости 1 кв. м. земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Алтайского края.

Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Панкрушихинского района Алтайского края № 399 от 26.11.2007 Обществу из земель населенных пунктов (разрешенное использование – земли под промышленные предприятия, фактическое использование – для размещения гаража и МТМ), предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 22:32:10010:0016, общей площадью 9,6154 га, расположенный по адресу: Алтайский край, Панкрушихинский район, с. Береговое.

При этом Постановлением Администрации Панкрушихинского района Алтайского края № 169 от 06.06.2011 пункт 1 постановления Администрации Панкрушихинского района Алтайского края № 399 от 26.11.2007 изложен в новой редакции: «Предоставить в собственность обществу с ограниченной ответственностью «Береговое» из земель населенных пунктов (разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства) земельный участок, расположенный по адресу: РФ, Алтайский край, Панкрушихинский район, с. Береговое, с кадастровым номером 22:32:010010:16, общей площадью 96 154 кв. м.».

Таким образом, Администрацией Панкрушихинского района Алтайского края внесено исправление в виде разрешенного использования земельного участка, неправильно указанного изначально, что подтверждается содержанием преамбулы данного постановления, в соответствии с которым указанные изменения были внесены для приведения в соответствии с действующим законодательством правоустанавливающих документов собственников земельных участков из земель населенных пунктов по фактическому виду использования земельных участков.

При этом Администрацией Панкрушихинского района Алтайского края не принималось решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Об этом также свидетельствует представленный в материалы дела кадастровый план земельного участка от 24.05.2002 № В32/02-207, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 22:32:10010:0016 имеет разрешенное использование – земли сельскохозяйственного использования; фактическое использование – земли сельскохозяйственного использования (л.д.81 т.1), а также содержанием постановления № 399 от 26.11.2007, в котором указано на несоответствие вида разрешенного использования – под промышленные предприятия, его фактическому использованию - для размещения гаража и МТМ. Ранее земельный участок с кадастровым номером 22:32:01:0010:15 из земель населенных пунктов, разрешенное использование – земли сельскохозяйственного назначения, находился у Общества в аренде для размещения гаража на основании постановления Администрации Пакрушинского района Алтайского края №381 от 14.11.2007 года и договора аренды от 14.11.2007 года (л.д.7-8 т.2).

Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - приказ N П/0152), земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования, и земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).

Производство бывает промышленным и сельскохозяйственным, что является общеизвестным обстоятельством и не нуждается в доказывании (часть 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11 по делу N А46-13112/2010).

Общество с ограниченной ответственностью «Береговое» является сельскохозяйственным предприятием и применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.09.2011 года вид экономической деятельности ООО «Береговое» – выращивание зерновых и зернобобовых культур (код ОКВЭД 01.11.1), что в соответствии с Общероссийским классификатором видов деятельности относится к сельскому хозяйству (л.д.37-38,39-40, 91-92 т.1).

Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования (статьи 1, 7 ЗК РФ).

Спорный земельный участок Общества находится в черте с. Береговое Пакрушинского района Алтайского края и относится к категории земель населенных пунктов.

В силу статьи 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая производственные и сельскохозяйственного использования.

Следуя материалам, на спорном земельном участке расположено принадлежащее Обществу на праве собственности здание гаража для размещения и обслуживания сельскохозяйственной техники, следовательно, данный объект недвижимости является объектом сельскохозяйственного назначения и используется заявителем в соответствии со своим назначением (л.д. 76-78, 85-88, 41-42 т.1), что соответствует 15 виду разрешенного использования – земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, объектов сельскохозяйственного назначения (Приказ Роснедвижимости от 29.06.2007 № N П/0152).

В связи с этим, судом первой инстанции обоснованно указано на допущенную в постановлении Администрации Панкрушихинского района Алтайского края № 399 от 26.11.2007 ошибку в части разрешенного использования, которая в дальнейшем была устранена.

Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости и выдача кадастрового паспорта земельного участка в июле 2011 года, а также дата вступления в законную силу постановления 06.06.2011 года, на что ссылается налоговый орган, не изменяет того, что с момента предоставления Обществу в собственность спорного земельного участка такой земельный участок предназначался для сельскохозяйственного производства и использовался Обществом в соответствии с его назначением. Фактически данные обстоятельства налоговым органом не оспариваются и не опровергаются.

Следовательно, для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка необходимо исходить из площади земельного участка и утвержденного среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования и расположенных в Панкрушихинском районе Алтайского края.

Подлежит отклонению довод Инспекции о том, что исчисление земельного налога не зависит от вида деятельности налогоплательщика и от объектов, расположенных на земельном участке, поскольку судом таких выводов не делалось.

Исчисление земельного налога связано с кадастровой стоимостью земельного участка, при определении которой следует учитывать целевое назначение и вид функционального использования такого земельного участка.

Постановлением Администрации Алтайского края № 546 от 28.12.2009 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края» для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования и расположенных в Панкрушихинском районе Алтайского края, средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м. составляет 1,88 рубль. В связи с чем, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 180 769,52 рублей.

С учетом изложенного, исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка – 180 769,52 рублей, ставки налога – 1,5%, сумма земельного налога за 2010 год в отношении такого земельного участка составит 2711,54 рублей.

Таким образом, Инспекцией правомерно доначислен Обществу земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:32:10010:0016 в сумме 1436,54 рублей (2711,54 – 1275), в остальной части в сумме 356 395,46 рублей доначисление налога неправомерно.

Также является неправомерным начисление соответствующих сумме налога 356 395,46 рублей пеней и привлечение Общества к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 70 557 рублей.

Следовательно, с учетом произведенной Обществом 23.06.2011 оплатой земельного налога в сумме 8 787 рублей выставленное налоговым органом требование № 613 от 22.09.2011 не соответствует фактическим налоговым обязательствам Общества в части предложения уплатить 365 182,46 земельного налога,13 848,95 рублей пеней по земельному налогу, 70 557 рублей штрафа.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно частично удовлетворены требования Общества.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем, подлежат отклонению.

Выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17 января 2012 года по делу № А03-14315/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано и в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий Л. И. Жданова

Судьи М. Х. Музыкантова

О. А. Скачкова