Арбитражная практика

О привлечении образовательного учреждения к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, следует отменить как за отсутствием состава административного правонарушения (12-18/2012). Решение от 21 декабря 1994 года №. Пермский край.

Судья Кизеловского городского суда Пермского края Рылова *.*.,

при секретаре Григорьевой *.*.,

с участием лица, подавшего жалобу Дюжиной *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № Дюжиной *.*. на Постановление о привлечении к административной ответственности,

Установил:

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения начальника 31 отделения надзорной деятельности по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю Вяткина *.*. в муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № ( далее « Образовательное учреждение») проведена внеплановая проверка по исполнению постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 года № 511 « О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий
при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации». В результате проверки в помещении образовательного учреждения были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в нарушение п. 15 Правил пожарной безопасности установлено курение персонала школы в неустановленных местах ( в подсобном помещении раздевалки); допущена эксплуатация электронагревательных приборов, не имеющих устройств тепловой защиты ( п.60 ППБ 01-03). ДД.ММ.ГГГГ инспектором 31 отделения надзорной деятельности по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам Северовым *.*. в отношении юридического лица -образовательного учреждения были составлены два протокола об административном нарушении в области пожарной безопасности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ- нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами и по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему пожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения, либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Постановлением о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо- образовательное учреждение было признано виновным по ч. 3 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере № рублей. На вышеуказанное Постановление представителем образовательного учреждения- директором школы № Дюжиной *.*. принесена жалоба, в которой она просит отменить Постановление о наложении административного наказания, указав, что нарушений правил пожарной безопасности ими не допущено. В судебном заседании Дюжина *.*. на доводах жалобы настаивает, пояснила, что она работает директором общеобразовательной школы № с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
находилась в очередном отпуске, о предстоящей проверке соблюдения пожарной безопасности образовательное учреждение было извещено заранее, но конкретно день проверки не оговаривался. ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что в школе проводится проверка соблюдения правил пожарной безопасности. В результате проверки было выявлено два нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: в помещении дворника-сторожа школы была обнаружена пепельница, в которой имелись остатки пепла, в этом же помещении стоял электрический чайник, который был в неисправном состоянии, без шнура питания, использовался работником для переноски горячей воды из столовой. Согласно приказа по школе, курение в помещении школы запрещено. Ей известно, что сторож школы ФИО2 курит, выйдя на улицу с пепельницей, поскольку окурки около школы разбрасывать нельзя. О том, что ФИО2 курит в помещении инспектором сделан вывод только по наличии пепельницы и остатков пепла в ней, но кроме остатков пепла в ней находились и обвертки от конфет. Считает, что п. 60 Правил пожарной безопасности не содержит запрета использования электрочайника без регулятора отключения. Указанный чайник изготовлен из алюминия, заводского производства, имеет устройство тепловой защиты, стоит на ножках. Несмотря на эти обстоятельства в отношении юридического лица инспектором надзорной деятельности Северовым *.*. были составлены два протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и по ч. 3ч.20.4 КоАП РФ. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ на общеобразовательное учреждение было наложено взыскание в виде административного штрафа в размере № рублей. Лицо, вынесшее Постановление о привлечении к административной ответственности- начальник 31 отделения надзорной деятельности по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам Вяткин *.*. пояснил, что распоряжением МСЧ России от ДД.ММ.ГГГГ было предписано провести мероприятия по контролю
за соблюдением требований пожарной безопасности помещений избирательных комиссий и помещений для голосования при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ поступила телеграмма ГУ МЧС России по Пермскому краю о безопасности объектов проведения выборов было предписано осуществить проверку объектов выборов и на что необходимо обратить внимание в первую очередь. Во исполнение всех этих распоряжений была создана комиссия, в которую были включены ответственные лица полиции, Администрации муниципального района, пожарного надзора и были проведены проверки объектов, на которых были расположены избирательные участки. При проверке помещений общеобразовательного учреждения-школы № им были выявлены нарушения: в помещении сторожа была обнаружена пепельница с остатками пепла, а также алюминевый электрочайник, использование которого запрещено, так как он не имеет регулятора отключения, то есть устройства тепловой защиты. По выявленным нарушениям Правил пожарной безопасности был составлен протоколы об административном правонарушении на юридическое лицо. Не отрицает, что инспектор надзорной деятельности Северов *.*. в проверке соблюдения Правил пожарной безопасности не участвовал. Свидетель ФИО2 в судебном заседании отрицает факт курения в помещении школы, указал, что курит на улице, стряхивая пепел и окурки в пепельницу, которую берет с собой, так как на территории школы выбрасывать окурки нельзя, он работает дворником и сам убирает мусор. Электрочайник, который находился на его рабочем месте, не рабочий, без шнура питания, используется им для переноса горячей воды из столовой. Свидетель ФИО1 подтвердила, что сторож-дворник школы ФИО2 курит на улице, курение в помещении школы работника отрицает, является ответственным лицом за соблюдением правил пожарной безопасности работников. Выслушав представителя образовательного учреждения
по доводам жалобы, представителя административного органа, пояснения свидетелей, ознакомившись с представленными документами, изучив материалы дела, нахожу, что жалоба подлежит удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, частями 3-8 настоящей статьи - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, от должностных лиц- от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей ; на юридических лиц- от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц- от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица- от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц- от ста пятидесяти тысяч рублей до двухсот тысяч рублей.

В соответствии ст. 6 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на Решение задач в области пожарной безопасности. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

осуществлять государственный пожарный
надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

В силу пункта 1 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом РФ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с п.п.1,
п.2 ст. 10 вышеназванного закона предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля ( надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются в том числе и приказы (распоряжения) руководителя органа государственного контроля ( надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и сообщением.

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится (п. 2 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, под которым понимается, в том числе, нарушение требований ч.1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ9 ( в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля ( надзора), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального
предпринимателя.

Порядок проведения внеплановых мероприятий по надзору, требования к оформлению распоряжения о проведении мероприятий по надзору, оформление результатов проверки регулируется также и Административным регламентом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России № 517 от 01.10.2007 года.

Раздел 3 вышеназванного Административного регламента предусматривает, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа пожарного надзора, проверка проводится только инспектором пожарного надзора или инспекторами пожарного надзора, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, изданное распоряжение регистрируется в журнале учета мероприятий по надзору, по результатам мероприятий по надзору инспектором по пожарному надзору, осуществляющим мероприятие по надзору составляется акт проверки, установленной формы, который подписывается лицом, осуществляющим проверку по надзору. При установлении нарушений требований пожарной безопасности инспектор по пожарному надзору возбуждает и осуществляет производство по делу об административном правонарушении в порядке установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает предписания об устранении выявленных нарушений.

Пункт 18 Постановления Правительства Российской Федерации « О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» № 511 от 29 июня 2011 года предписывает Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность обеспечения
резервным автономным электроснабжением помещений для голосования избирательных участков, где будут использоваться комплексы по обработке избирательных бюллетеней, комплексы для электронного голосования, а также зданий, в которых размещены избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и территориальные избирательные комиссии.

Распоряжением МЧС России № 233 от 04.08.2011 года « Об обеспечении пожарной безопасности помещений избирательных комиссий и помещений для голосования при подготовке и проведении выборов депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» предложено организовать и провести внеплановые выездные проверки пожарной безопасности помещений, задействованных в подготовке и проведении выборов.

Совместным письмом Главного Управления Министерства внутренних дел РФ по Пермскому краю и Главного Управления Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по Пермскому краю в целях повышения уровня безопасности объектов проведения выборов, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов начальникам отделов ( отделений) управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Пермскому краю рекомендовано совместно с начальниками ОФПС, ОППС организовать дежурство ДД.ММ.ГГГГ сотрудников на объектах проведения выборов с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности; при осуществлении проверки объекта проверяется соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, в первоочередном порядке: выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, правила поведения людей, готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара, знания обязательных требований пожарной безопасности в пределах компетенции; наличие и исправность систем противопожарной защиты; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; наличие эвакуационных выходов, в количестве не менее 2-х; содержание путей эвакуации, эвакуационных выходов; наличие и исправность источников наружного противопожарного водоснабжения. При выявлении на объекте нарушений требований пожарной безопасности применять меры в соответствии с законодательством
РФ, добиваться устранения нарушений, инициировать перенос участков на иные объекты, либо установку мобильных пунктов голосования.

Как следует из представленных документов и установлено в судебном заседании во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов и приказов МЧС России начальником 31 отделения надзорной деятельности по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам Вяткиным *.*. вынесено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Образовательного учреждения -школы №. Лицом, уполномоченным на проведение проверки в распоряжении указаны- начальник 31 ОДН Вяткин *.*. и инспектор указанного Отделения Северов *.*. ( л.д. 67). По результатам внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт, из которого следует, что в результате проверки были выявлены нарушения п. 15 и п. 60 Правил пожарной безопасности. Указанный акт подписан начальником 31 отделения Вяткиным *.*. и Северовым *.*. ( л.д.68).

ДД.ММ.ГГГГ Инспектором 31 отделения Северовым *.*. в отношении Образовательного учреждения -школа № составлены два протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ( л.д. 52-54, 70-72).

Постановлением начальника 31 отделения надзорной деятельности по Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ образовательное учреждение признано виновным по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере № рублей ( л.д.59-61).

Оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, считаю, что при проведении внеплановой выездной проверки помещений, в которых расположены избирательные участки и комнаты для голосования начальником 31 отделения надзорной деятельности допущены грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Судом с достоверностью установлено и не отрицается допрошенным в судебном заседании Вяткиным *.*., пояснениями представителя образовательного учреждения, что внеплановая проверка избирательного участка, расположенного в школе №, была проведена начальником 31 отделения Вяткиным *.*., инспектор надзорной деятельности Северов *.*. в проверке не участвовал. Однако, указанным инспектором подписан акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составлены протоколы об административном правонарушении на юридическое лицо, вынесено предписание в адрес учреждения.

Таким образом, все документы по проверке которые составлены инспектором Северовым *.*. ( акт проверки, протоколы об административном правонарушении) не могут быть признаны законными. Исходя из толкования ранее приведенных в решении нормативных актов, регулирующих проведение проверки и требования к ним, следует, что начальник отделения, зам. начальника отделения, являясь должностным лицом, на которого возложена обязанность по вынесению распоряжения о проведении проверки юридического лица, не может одновременно являться лицом, уполномоченным на проведение проверки, поскольку в отношении его распоряжение может быть вынесено только вышестоящим руководителем по отношению к начальнику отделения.

Кроме того, суд считает, что Образовательное учреждение-школа № не может являться субъектом правонарушения в области пожарной безопасности, поскольку как следует из представленных документов: приказов и писем МСЧ России по Пермскому краю, Постановления Правительства РФ № 511 от 29.06.2011 года основанием проверки и ее целью являлась проверка помещений, занимаемых избирательными комиссиями и комнатами для голосования на предмет соблюдения требований пожарной безопасности на избирательном участке. Само образовательное учреждение, как юридическое лицо, никакого отношения к работе избирательных участков не имело, а потому не несет ответственности по соблюдению правил пожарной безопасности в помещении, где расположен избирательный участок. избирательными комиссиями

Считаю, что доводы представителя образовательного учреждения в части того, что в действиях юридического лица отсутствует нарушение пункта 60 Правил пожарной безопасности, заслуживают внимания.

Пункт 60 ППБ-01-03 устанавливает правила эксплуатации действующих электроустановок. Абзац 4 данного пункта запрещает пользоваться электроустановками, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара. Исходя из грамматических особенностей данного предложения следует, что Правила не запрещают пользоваться электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты (например, электрокипятильник), а запрещают использование таких незащищенных приборов без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов. Равным образом и электронагревательные приборы, имеющие устройства тепловой защиты (например, электрочайник, типа «Тефаль»), при эксплуатации не нуждаются в применении подставок из негорючих теплоизоляционных материалов. Ножки электрочайника и являются такой защитой.

Судом был исследован представленный в судебное заседание электрочайник, который изготовлен из алюминия, изготовлен в заводских условиях, имеет ножки, которые рассматриваются именно как подставка из негорючих теплоизоляционных материалов. Доказательств обратного административным органом не представлено.

Таким образом, суд не может согласиться с предложенным представителя административного органа толкованием данного пункта Правил пожарной безопасности, поскольку из самой конструкции данного предложения иного не следует.

Согласно постановления о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности № 7 от 21.02.2012 года общеобразовательное учреждение признано виновным по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ. Отсюда следует, что несмотря на то, что протоколом о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу вменен состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, юридическое лицо виновным в совершении данного состава административного правонарушения не признано.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что в оспариваемом постановлении изложено словесное описание объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, данное упущение не может быть восполнено в ходе судебного заседания, поскольку при рассмотрении жалобы положение юридического лица не может быть ухудшено.

В соответствии со ст. 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на Постановление по делу об административном правонарушении судом выносится одно из приведенных в статье решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено Постановление. Таким образом считаю, что Постановление о привлечении образовательного учреждения к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, следует отменить как за отсутствием состава административного правонарушения, так и недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено Постановление, производство по административному делу следует прекратить. Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, Решил: Постановление начальника 31 отделения надзорной деятельности по Кизеловскому и Александровскому районам № от ДД.ММ.ГГГГ о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности в отношении юридического лица -муниципального общеобра Ф.И.О. общеобразовательной школы № отменить за отсутствием состава административного правонарушения и недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено Постановление, производство по административному делу прекратить. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в 10-дневный срок.

СУДЬЯ: подпись

ВЕРНО:

Судья: *.*. Рылова

Секретарь: *.*. Григорьева