Арбитражная практика

Решение от 23 марта 2012 года № А41-39031/2011. По делу А41-39031/2011. Московская область.

Решение

г.Москва

23 марта 2012 года Дело №А41-39031/11

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 23 марта 2012 года.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи *.*. Богатырёва

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Геворгян *.*. , рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ПИЩЕТОРГ» (ИНН 5027062853, ОГРН 1035005007840)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561),

третье лицо: Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (ИНН 5027036758, ОГРН 1025003213179),

о признании незаконным Решение № 22/059/2011-355 от 03.09.2011 об отказе в государственной регистрации Договора аренды №215/09 от 07.10.2009 земельного участка и обязании осуществить государственную регистрацию данного договора;



при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания,

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, суд

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ПИЩЕТОРГ» (далее по тексту - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее по тексту – заинтересованное лицо) со следующими требованиями:

признать незаконным Решение № 22/059/2011-355 от 03.09.2011 об отказе в государственной регистрации Договора аренды №2159 от 07.10.2009г. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010109:340, общей площадью 1602 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Воинов Интернационалистов, участок около дома №17, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование - под строительство продовольственного магазина, заключенного между ООО «Пищеторг» и Администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области;

обязать осуществить государственную регистрацию Договора аренды №2159 от 07.10.2009г. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010109:340, общей площадью 1602 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Воинов Интернационалистов, участок около дома №17, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование - под строительство продовольственного магазина, заключенного между ООО «Пищеторг» и Администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области.

В судебном заседании, проведенном 15 февраля 2012 года судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 20 февраля 2012 года до 15 часов 00 минут.



После перерыва судебное заседание было продолжено при участии представителей заявителя и заинтересованного лица.

Третье лицо на заседание суда своего представителя не направило, извещено о времени и месте его проведения надлежащим образом.

Спор рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица.

Представитель заявителя требования, изложенные в заявлении поддержал, указав, что заявителем на государственную регистрацию представлены все необходимые для того документы, оснований для отказа у регистрирующего органа не имелось.

Представитель заинтересованного лица с требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что заявителем на государственную регистрацию не представлены документы подтверждающие предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.

Как следует из материалов дела, на основании Постановления Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 30.03.2009 года № 2035-ПГ «О предоставлении ООО «Пищеторг» земельного участка с местоположением: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы,ул.Воинов Интернационалистов, участок около дома 17 и заключении договора аренды» 07.10.2009 года между Администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (Арендодатель) и ООО «Пищеторг» (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №215/09 сроком на 5 лет.

Предметом данного договора является земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 1602 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером 50:22:0010109:340, с местоположением: Московская область, Люберецкий район, г.Люберцы, ул. Воинов Интернационалистов, участок около дома 17, используемый под строительство продовольственного магазина.

ООО «Пищеторг» обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением от 04.07.2011 года № 22/059/2011-355 о государственной регистрации договора аренды № 215/09 от 07.10.2009 года с приложением соответствующих документов.

27.09.11 письмом № 22/059/2011-355 от 03.09.2011г. регистрирующий орган сообщил об отказе в государственной регистрации заявленного договора аренды на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Считая данный отказ в государственной регистрации договора аренды № 215/09 от 07.10.2009 года не соответствующим закону, а также нарушающим законные права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

Суд Установил, материалами дела подтверждено, что заинтересованным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о законности оспариваемого заявителем отказа, вынесенного на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Так, согласно указанной норме в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

При этом, как усматривается из оспариваемого отказа в качестве причины регистрирующим органом указано на отсутствие среди представленных на государственную регистрацию документов акта выбора земельного участка и постановления органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта (документов, подтверждающих предоставление земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта), либо документов, подтверждающих предоставление земельного участка в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, т.е. по итогам проведения торгов.

Данные выводы регистрирующего органа являются несостоятельными в силу нижеследующего.

В соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” основанием для осуществления государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Пунктом 2 указанной нормы этого Закона установлено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем 1 пункте, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав, установленный ст. 20 Федерального закона 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” является исчерпывающим, и иные основания для отказа в государственной регистрации права законом не допускаются.

ВАС РФ в п.5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 2 1.07.2009 № 132 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» разъясняет, что на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. Требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.

Так заявителем на государственную регистрацию были представлены следующие документы:

Заявление от 04.07.2011г. № 22/059/2011-355;

договор аренды от 07.10.2009г. №215/09;

Акт приема-передачи земельного участка от 07.10.2009г.;

Постановление Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области № 2035-ИГ от 30.09.2009г.;

Кадастровый паспорт земельного участка № 5022/101/09-4426 от 11 сентября 2009г.

Платежное поручение на оплату госпошлины;

Схема расположения от 10.08.2009г.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что представленные заявителем документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (ст. 18 ФЗ от 21.07.1997г. 122-ФЗ), и отражают всю информацию, необходимую для государственной регистрации договора аренды от 07.10.2009 № 215/09 на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:340 в Едином государственном реестре прав.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п.2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает Решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.

В силу п.7 ст.30 ЗК РФ Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Так, Постановлением Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области №1509-ПГ от 10.08.2009г. согласовано место размещения объекта по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Воинов Интернационалистов, участок около дома № 17.

В соответствии с указанным Постановлением утверждена схема расположения земельного участка по вышеуказанному адресу общей площадью 1602 кв. м., под строительство продовольственного магазина для ООО «ПИЩЕТОРГ».

Постановлением Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области №2035-ПГ от 30.09.2009г. земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:340 предоставлен заявителю в аренду сроком на 5 лет под строительство продовольственного магазина.

Во исполнение Постановления № 2035-ПГ от 07.10.2009г. между ООО «Пищеторг» и Администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области заключен договор аренды земельного участка от 07.10.2009г. № 215/09, и по акту приема передачи земельного участка от 07.10.2009г. спорный земельный участок передан заявителю.

В силу статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Права на недвижимое имущество возникают, переходят, прекращаются по основаниям, указанным в статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 17 Закона о регистрации.

Так, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Согласно п. 33 Приказа Минюста РФ от 01.07.2002 № 184 “Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” регистрирующему органу рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности: проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества; проверка юридической силы правоустанавливающих документов.

В рассматриваемом случае правоустанавливающим документом для заключения договора аренды является Постановление Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области № 2035-ПГ от 07.10.2009г. «О предоставлении ООО «Пищеторг» земельного участка с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Воинов Интернационалистов, участок около дома № 17 и заключении договора аренды».

Данное Постановление было представлено на государственную регистрации, не признано в установленном законом порядке незаконным, не отменено.

Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу п. 7 ст. 30 ЗК РФ Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Акт о выборе земельного участка, требуемый регистрирующим органом, - не является документом, который в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на земельный участок, требуемый Акт также не является основанием для государственной регистрации договора аренды.

Таким образом, судом в ходе настоящего судебного разбирательства было установлено и материалами дела подтверждено, что на государственную регистрацию заявленного договора аренды ООО «Пищеторг» представило все необходимые для того документы, основания для отказа в такой регистрации у регистрирующего органа отсутствовали.

Управление Россреестра по Московской области не представлено доказательств законности и обоснованности решения об отказе в государственной регистрации договора.

Согласно п.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 2 000 рублей подлежит взысканию в его пользу непосредственно с Управления Росреестра по Московской области как стороны по делу.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Требования удовлетворить.

Признать незаконным Решение № 22/059/2011-355 от 03.09.2011 Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561) об отказе в государственной регистрации Договора аренды №2159 от 07.10.2009г. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010109:340, общей площадью 1602 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Воинов Интернационалистов, участок около дома №17, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование - под строительство продовольственного магазина, заключенного между ООО «Пищеторг» и Администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561) осуществить государственную регистрацию Договора аренды №2159 от 07.10.2009г. земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010109:340, общей площадью 1602 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Воинов Интернационалистов, участок около дома №17, категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование - под строительство продовольственного магазина, заключенного между ООО «Пищеторг» и Администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ПИЩЕТОРГ» (ИНН 5027062853, ОГРН 1035005007840) судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в сумме 2000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Судья *.*. Богатырёва