Арбитражная практика

Постановление от 23 марта 2012 года № А57-10310/2011. По делу А57-10310/2011. Российская Федерация.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 23-80-63, 8-800-200-12-77, факс (8452) 23-93-11,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А57-10310/2011

23 марта 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2012 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Луговского *.*. ,



судей Дубровиной *.*. , Кузьмичева *.*. ,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дергачевой *.*. ,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом Саратовской области (г. Саратов) на Решение арбитражного суда Саратовской области от 01 декабря 2011 и на дополнительное Решение арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2012 года по делу № А57-10310/2011 (судья Николаева *.*. )

по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Саратовской области (г. Саратов, ОГРН 102640219662, ИНН 6450000788)

к обществу с ограниченной ответственностью «Прикуп» (г.Саратов), закрытому акционерному обществу «Сосна-2000» (г.Саратов)

о взыскании задолженности по арендной плате,

третьи лица: администрация муниципального образования «Город Саратов» (г. Саратов, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (г. Саратов, ОГРН 1046405508918, ИНН 6455038129)

Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» (г. Саратов, ОГРН 102640220546, ИНН 6450530344)

Установил:



В арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее – КУИ Саратовской области) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу «Сосна-2000» (далее – ЗАО «Сосна-2000»), обществу с ограниченной ответственностью «Прикуп» (далее – ООО «Прикуп»), о взыскании с ЗАО «Сосна-2000» задолженности по арендной плате по договору аренды № 295 от 01.06.2006 года за период второго квартала 2009 г. по третий квартал 2009 г. в сумме 246 157 руб. 12 коп., пени в сумме 179 703,59 рублей, взыскании с ЗАО «Сосна-2000» в доход бюджета Саратовской области задолженности по арендной плате по договору аренды № 295 от 01.06.2006 года за период с четвертого квартала 2009 г. по второй квартал 2011 г. в сумме 276 901 руб. 38 коп., пени в сумме 91 812,59 рублей.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2011г. в удовлетворении исковых требований о взыскании арендной платы отказано.

Дополнительным Решением от 15.02.2012г. отказано в удовлетворении требований КУИ Саратовской области о взыскании пени за просрочку внесения арендной платы.

КУИ Саратовской области, не согласившись с Решением от 01.12.2011г. и дополнительным Решением от 15.02.2012г. по делу настоящему делу, обратился с апелляционными жалобами, в которых просит их отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проводится без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01 июня 2006 г. на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области № 831 -р от 17 мая 2006 г. между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области, именуемым в дальнейшем «Арендодатель», с одной стороны и ЗАО «Сосна-2000» и ООО «Прикуп», именуемые в дальнейшем «Арендаторы», с другой стороны, был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 295.

Согласно пункту 1.1. договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:05 03 80: 0047, находящийся по адресу: г. Саратов, ул. им. Чернышевского *.*. , 94-А, в границах, указанных в кадастровом плане участка от 29.05.2006 г. г. № 48/06-5334, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 5906 кв.м.

В соответствии с пунктом 2.1. договора договор заключен сроком на сорок девять лет.

Данный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По акту приема передачи от 01 июня 2006 года земельный участок передан ЗАО «Сосна-2000» и ООО «Прикуп».

Согласно пунктам 3.1., 3.2. договора размер арендной платы за участок приведен в приложении №1 к договору, которое является неотъемлемой частью договора. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально, равными долями от указанной в приложении №1 суммы, не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября расчетного года, путем перечисления на указанный в договоре счет.

Однако сроки внесения платежей ответчиками неоднократно нарушались, арендная плата не вносилась, что послужило основанием для обращения КУИ Саратовской области в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что с передачей распорядительных функций к администрации муниципального образования «Город Саратов», к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009г., в связи, с чем Комитет по управлению имуществом Саратовской области является ненадлежащим истцом по заявленному иску.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 08.08.2007г. между ООО «Прикуп» (передающая сторона) и ООО «ПРИКУП-логистик» (принимающая сторона) заключен договор замены стороны в обязательстве, в соответствии с которым передающая сторона уступила, а принимающая сторона приняла на себя прав и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 295 от 01.06.2006 г. в отношении земельного участка площадью 5906 кв.м из земель поселений с кадастровым номером 64:48:05 03 80: 0047, находящегося по адресу: г. Саратов, ул. им. Чернышевского *.*. , 94-А.

04 апреля 2008 года между обществом с ограниченной ответственностью «ПРИКУП-логистик» (передающая сторона) и гражданином Российской Феде Ф.И.О. (принимающая сторона) заключен договор замены стороны в обязательстве, в соответствии с которым передающая сторона уступила, а принимающая сторона приняла на себя прав и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 295 от 01.06.2006 г. в отношении земельного участка площадью 5906 кв.м. из земель поселений с кадастровым номером 64:48:05 03 80: 0047, находящегося по адресу: г. Саратов, ул. им. Чернышевского *.*. , 94-А.

Данные договора зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Данный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.200г. № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004г. № 23-ЗСО «О земле» (в редакции от 26.06.2006 г. № 70-ЗСО) распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то Правительством области.

Таким органом на момент заключения договора в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 05.10.2004г. №216-П «Об утверждении Правил предоставления гражданам и юридическим лицам прав на находящиеся в государственной собственности земельные участки» (в редакции от 01.09.2005 г.) являлся КУИ Саратовской области.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. №144-ЗСО статья 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. № 23-ЗСО «О земле» признана утратившей силу.

Следовательно, с 19.10.2009 г. после вступления в законную силу п. 2 ст. 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009г. №144-ЗСО, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании «Город Саратов» осуществляет орган местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 22 Устава города Саратова, принятого Решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005г. № 67-649, администрация муниципального образования «Город Саратов» входит в структуру органов местного самоуправления города и является исполнительно-распорядительным органом.

Пунктом 1 решения Саратовской городской Думы от 18.02.2010г. № 47-562 «О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» предусмотрено, что администрация муниципального образования «Город Саратов» осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - земельные участки), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.

Таким образом, в связи с изданием Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. №144-ЗСО, признавшей ст. 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 г. № 23-ЗСО «О земле» утратившей силу, к администрации муниципального образования «Город Саратов» перешли права уполномоченного органа по договору аренды независимо от его переоформления в силу п. 10 ст. 3 Закона № 137-ФЗ.

Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010г. №301/10.

Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод подателя жалобы о том, что поскольку в данном случае не происходит распоряжения земельным участком, КУИ Саратовской области является надлежащим истцом по взысканию платы за период, предшествующий 20.10.2009 г.

Правопреемство в материальном праве произошло в связи с принятием Закона Саратовской области от 07.10.2009 № 144-ЗСО, поскольку изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона КУИ саратовской области выбыл из правоотношений; права уполномоченного органа по договору перешли к администрации муниципального образования «Город Саратов». Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что гражданские права на спорный земельный участок не были переданы, поскольку были переданы представительские полномочия, имеющиеся у истца, органу местного самоуправления.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования «Город Саратов», к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009г.

Кроме того, согласно положению о Комитете по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов», утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. № 42-492 (с изменениями от 07.07.2010 г.) комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» Решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.

В соответствии с вышеуказанным положением и Бюджетным кодексом РФ Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, принятие решений о зачете (уточнении) платежей.

Зачисление и учет доходов в бюджет, в том числе от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с положениями статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности вышеназванные доходы, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (Решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

На территории Саратовской области формирование бюджета осуществляет Управление Федерального казначейства по Саратовской области, которое в установленном законом порядке осуществляет распределение денежных средств в соответствии с бюджетной классификацией, а именно: 80 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется в бюджеты городских округов по нормативам; 20 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется бюджеты субъектов Российской Федерации.

Административным регламентом Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности предусмотрено, что непосредственно исполняющим государственную функцию по формированию бюджетной отчетности, является Федеральное казначейство, управления Федерального казначейства по субъектам РФ (далее - УФК). Федеральное казначейство и его территориальные органы взаимодействуют с главными распорядителями, распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами.

В соответствии с законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2009 года» от 26.11.2008 г. (в редакциях) в статье 3 утвержден перечень главных администраторы доходов областного бюджета и главные администраторы источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2009 год., где согласно приложению № 2 комитет по имуществу Саратовской области администрировал бюджетный код, указанный в строке № 3 - 1 1105010 04 0000 120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков ».

Законом Саратовской области от 26.11.2009 N 181 -ЗСО указанная выше строка исключена.

Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2010 год», принятым Саратовской областной Думой 25 ноября 2009 года, и Законом Саратовской области от 26.11.2010г. № 201 -ЗСО «Об областном бюджете на 2011 год», принятым Саратовской областной Думой 24 ноября 2010 года, код бюджетной классификации комитета по управлению имуществом Саратовской области по статье «доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков», не предусмотрен.

Решением Саратовской городской Думы от 14.12.2009 года № 46-560 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2010 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на комитет по земельным ресурсам муниципального образования «Город Саратов» и Решением Саратовской городской Думы от 16.12.2010 года № 58-706 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2011 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на комитет по земельным ресурсам муниципального образования «Город Саратов» возложены полномочия главного администратора.

На основании вышеизложенного комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратова» является главным администратором доходов по арендной плате за земельные участки.

В случае, принятия решения о взыскании с ответчика в пользу Комитета по управлению имуществом Саратовской области решения о взыскании задолженности по арендной плате, и учитывая, что Комитет по управлению имуществом Саратовской области не является главным администратором доходов бюджета и у него в настоящее время отсутствует код бюджетной классификации по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, данные доходы будут считаться выпадающими из бюджета зачисляемых в бюджеты городских округов по нормативам.

В удовлетворении исковых требований к ООО «Прикуп» суд первой инстанции правомерно отказал и на том основании, что согласно представленным в материалы дела договорам замены стороны в обязательстве от 08.08.2007 г., от 04.04.2008 г., ООО «Прикуп» в заявленный истцом период взыскания не являлся арендатором земельного участка.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленные КУИ Саратовской области требования удовлетворению не подлежат.

Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение арбитражного суда арбитражного суда Саратовской области от «01» декабря 2011 года и дополнительное Решение арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2012 по делу № А57-10310/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.

Председательствующий *.*. Луговской

Судьи *.*. Дубровина

*.*. Кузьмичев